Проект по безопасности «Чтобы не было беды» - старшая группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детски сад №3»
Проект по безопасности «Чтобы не было беды»
(старшая группа)
Автор:
Чащина Светлана Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!
Основные ориентиры проекта:
Участники: Дети, родители, педагоги.
Срок реализации: 02 – 16 ноября 2024г.
Вид проекта: краткосрочный, интегрированный
Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой, творческий
Методы реализации: наглядный, практический, словесный
Проблема
В дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький дети не обладают способностью распознавать опасность в той или иной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Актуальность проекта
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?
Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»
В детском саду работа по обучению дошкольников безопасному поведению носит системный и разноплановый характер.
Мы считаем, что, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом, важно научить ребенка объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Основная задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение занятий, бесед, дидактических игр, КВН, викторин и различных вечеров досуга, театрализованной деятельности. Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Цель: углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.
Задачи:
образовательные:
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
- Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.
-Познакомить с телефонами экстренных служб.
развивающие:
- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- Развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации
- Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.
воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.
- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.
Задачи (в работе с родителями):
1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Планируемые результаты реализации проекта:
От детей:
- Сформированы представления о способах безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
- Дети знают номера телефонов экстренных служб.
- Имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.
- Сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно выполняют эти правила.
- У детей повысятся любознательность и познавательная активность.
- Расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
От родителей:
- Родители получат необходимые теоретические знания, необходимые для развития в детях основ безопасности в окружающей жизни.
- У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.
От педагогов:
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: метод проектов.
- Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
- Создание информационно-методической базы по данной теме.
Работа с родителями:
1. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Мы — пожарные», «На дорогах города», «Поликлиника».
2. Приобретение и изготовление настольно-печатных игр соответствующего содержания.
3. Конкурс поделок и макетов «Будь осторожен!» (совместная деятельность детей и родителей).
4. Консультации для родителей: «Безопасность ребенка на улице».
5. Папка для родителей: «Родители! Разъясняйте детям правила уличного движения».
6. Памятка для родителей: «Азбука для родителей» (учим ребенка правилам безопасности)
7. Папка «Соблюдай правила пожарной безопасности»
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительный: разработка проекта.
- Заинтересовать участников изучением данной темы;
- Изучить методическую и научно-популярную литературу;
- Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме;
- Подобрать материал для игровой и продуктивной деятельности;
- Составить план работы (занятий, мероприятий);
- Создать развивающую среду;
- Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников, укрепление связи дошкольного учреждения с семьей.
II этап. Практический (основной)
Мероприятия, проводимые по данной теме.
День 1. Тема: «Безопасность в быту»
- Рассматривание альбома «Безопасность». Авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева и другие. Задачи: побуждение детей к самостоятельному формулированию некоторых правил безопасности.
- Беседы «Что такое безопасность?», «Такие разные опасности». Задачи: введение детей в тему проекта.
- Пальчиковая гимнастика «Ножницы». Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»
- Чтение художественной литературы. О. Корнеева «Осторожным надо быть!»
- Домашнее задание – отметить вместе с родителями красными кружочками все опасные предметы и места в своем доме. Задачи: предупреждение опасности, побуждение к поисковой деятельности.
День 2. Тема: «Один дома»
- Беседа «Внимание – незнакомец!». Задачи: способствовать обобщению правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми.
- Рассматривание альбома «Один дома»
- Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам…» Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома». Задачи: Познакомить детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства, испытываемые героем стихотворения. Актуализировать и систематизировать представления детей о правилах поведения дома.
- Дидактическая игра «Безопасный дом». Задачи: углубить представления детей о домашних опасностях, развитие логики и мышления.
- Рисование правил по теме «Опасности в быту» и презентация их младшим дошкольникам 5 группы. Задачи: закрепить знание темы старшими дошкольниками, способствовать развитию их монологической речи и познакомить малышей-дошколят с правилами безопасного поведения дома.
- Чтение художественной литературы. В. Волков «Как избежать беды. Советы подполковника милиции».
День 3. Тема: «Безопасность в природе»
- Беседа «Где в природе прячутся опасности?». Задачи: закрепить правила безопасного поведения в природе, расширять представления детей о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, закрепить знания о них.
- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое…» Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение дидактической книги о безопасности в природе «Непоседа-ветерок» И.А. Лыковой и др.
- Для самостоятельной деятельности – дидактическая игра-ходилка «Полное лукошко». Задачи: расширение знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.
- Лепка «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу». Задачи: продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать, развивать конструктивные умения в лепке, закреплять знакомые приемы лепки и воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе и своему здоровью.
- Дидактическая игра по экологии «На лесной тропинке». Задачи: развивать лексико-грамматический строй речи детей, логику, мышление, воспитывать любовь к природе.
- Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Правила поведения в лесу». Задачи: развивать монологическую речь дошкольников, умение составлять связный рассказ, экологическое воспитание детей.
- Самостоятельные экологические игры детей в уголке природы.
- Выполнение поделок из природного и бросового материала дома с родителями «Я люблю нашу природу».
День 4. Тема: « Безопасность на улице»
- Рассматривание плаката «Правила безопасности на улице».
- Чтение художественной литературы. «Уроки безопасности на улице» из серии «Первые уроки дошколят».
- Пальчиковая гимнастика « У собачки острый носик…» Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Рисование «Уличные опасности».
- Работа в раскрасках «Будь осторожен!».
День 5. Тема: «Дорожная безопасность»
- Рассматривание плаката «Правила дорожного движения».
- Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много…» Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. С.Михалков «Дядя Степа»
- ООД по познавательному развитию «Осторожно, улица!». Задачи: знакомство с профессией инспектора ГАИ, ДПС, побуждение детей соблюдать ПДД.
- Развитие речи «Разгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт). Задачи: развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых загадок.
- Подвижная игра «Светофор». Задачи: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах, учить двигаться по сигналу воспитателя.
- Дидактическая игра - самоделка «Законы улиц и дорог».
- Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители».
День 6. Тема: « Дорожная безопасность» (продолжение)
- Рисование «Знаки дорожного движения» Цель: Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках.
- Пальчиковая гимнастика «Я построю самолет». Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Дидактическая игра «Подбери знак». Задачи: расширение представлений дошкольников о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
- Пластилинография на тему «Светофор» Цель: закрепление представлений о назначении светофора и его сигналах.
- Подвижная игра «Будь внимателен!» Задачи: совершенствование навыков и умений двигаться в непрерывно изменяющихся условиях, развитие внимательности и осторожности.
- Изготовление атрибутов к играм.
День 7. Тема: «Дорожная безопасность» (завершение)
- Пальчиковая гимнастика «У него два колеса…» Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо». Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Изготовление макета дороги – проезжей части
- Дидактическая игра по макету дороги «Найди дорогу в детский сад». Задачи: развитие пространственных представлений детей, закрепление правил дорожного движения на практике.
- Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый"
- Самостоятельные игры с «Азбукой пешехода».
День 8. Тема: «Пожарная безопасность»
- Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Путаница»
- Беседа «Как происходят пожары»
- Пальчиковая гимнастика « Если же стряслась беда…» Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Дидактическая игра «Огонь - друг, огонь-враг»
- Игровая ситуация «Если в доме случился пожар»
- Силуэтная аппликация «Пожарные спешат на помощь».
- Рисование «Знаки пожарной безопасности» Задачи: Закрепить знания детей об огне и о правилах пожарной безопасности.
- Самостоятельные сюжетные игры с пожарной станцией (макет).
- Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
- Дидактическая игра «Собери картинку»
- Оформление выставки детского творчества по правилам пожарной безопасности "Правила пожарной безопасности - твои и мои".
День 9. Тема: «Пожарная безопасность» (продолжение)
- Чтение художественной литературы: Б. Жидков «Пожар»
- Беседа «Спички - не игра, огонь - не забава»
- Пальчиковая гимнастика «Свеча». Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Заучивание пословиц по теме («Топор обрубит, а огонь с корнем спалит», «На воре и шапка горит», «Огонь маслом не тушат» и других). Задачи: знакомство детей с народной мудростью, развитие логики мышления и памяти.
- Рисование «Отважные пожарные». Задачи: закрепить знания детей о пожарной безопасности, развитие творчества детей.
- Выставка работ по теме «Пожарная безопасность» и отбор лучших из них в подарок пожарной части.
- Самостоятельное конструирование из лего «Пожарная станция».
День 10. Тема: «Пожарная безопасность» (завершение)
- Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»
- Пальчиковая гимнастика «На дворе растет трава». Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Дидактическая игра «Доскажи словечко» (Буриме). Задачи: развитие чувства рифмы, логического мышления, закрепление правил пожарной безопасности.
- Экскурсия в пожарную часть №5 при МЧС г. Северодвинска
- Награждение активных участников проекта «Безопасность»
- Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Задачи: развитие умения быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации, оказывать первую помощь.
III этап. Заключительный:
Развлечение «Игра-путешествие по станциям страны Безопасности»
Цели: обобщить знания детей о безопасном поведении на улице и дома/в быту, сформировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях; способствовать развитию устойчивого внимания, координации движений; учить детей выполнять движения по словесной инструкции в игровых ситуациях. Продолжать развивать физические качества, формировать потребность в физическом совершенствовании.
Выставка детских работ по теме: «Безопасность дома и на улице»
Цель: раскрыть и показать имеющиеся таланты в семье - изготовление поделок по безопасности
Подведение итогов.
Презентация проекта.
ВЫВОД: Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.
Приложение
Беседа «Такие разные опасности»
Цель: Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям
Ход беседы:
Воспитатель: здравствуйте дети, сегодня мы собрались с вами, чтобы провести мероприятие, в котором вы ребята, покажете свои знания правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
Много правил есть на свете, их должны запомнить дети!
В спички можно ли играть? А чужим дверь открывать?
Как по улице ходить? Дорогу, где переходить?
Как себя обезопасить дома или во дворе,
И сегодня мы узнаем, знают правила ли все?
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какие ситуации могут возникнуть дома и на улице, которые несут опасность для здоровья человека (загадывание загадок):
- Он таким бывает разным -белым, голубым и красным,
Ярко-жёлтым и, ещё же, олимпийским быть он может… Дети: огонь
- Эту ленту не возьмешь, и в косичку не вплетешь.
На земле она лежит, транспорт вдоль по ней бежит. Дети: дорога - Режет хлеб, намажет масло, но помни: есть с него опасно! Дети: нож
- Если кто-то в дверь стучит, А на вопрос: «Кто там?» - молчит.
Сразу дверь не открывай, Незнакомца…Дети: не впускай
- Они обычно для шитья; и у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке, а называются?.. Дети: иголки
- На небе она сверкает, громом нас предупреждает:
«Прятаться в грозу, друзья, под деревьями нельзя!» Дети: молния - Зреют ягоды в лесах на траве и на кустах,
Только их не рви ты -много…Дети: ядовитых
Воспитатель: правильно, все загадки отгадали. Вот сколько опасных ситуаций могут нас окружать. Кто же нам помогает при возникновении таких обстоятельств? Есть ли специальные службы или люди? Куда мы должны обращаться? Давайте представим, что случился пожар.
Дети: нужно позвонить по номеру 01, и вызвать пожарных.
Воспитатель: правильно. Знает каждый гражданин, этот номер 01. Если к вам пришла беда позвони скорей туда. Если нету телефона- позови людей с балкона. Если к вам стучит незнакомец в дверь?
Дети: нужно позвонить в милицию по номеру 02
Воспитатель: да, верно. А что делать, если вдруг вы обрезали руку или обожглись?
Дети: мы позвоним в скорую помощь, номер 03.
Воспитатель: правильно. У всех в доме есть газ, и с ним тоже может случиться беда. Утечка газа это очень опасно для жизни человека. Если в доме вдруг запахло газом, то нужно вызвать04.Молодцы, все службы помощи вы знаете. Теперь давайте с вами пройдем к «Дороге» посмотрим, помните ли вы правила и знаки дорожного движения (дети с воспитателем проходят к макету дорожного движения)
Воспитатель: посмотрите, сколько здесь дорожных знаков, какие вам знакомы? И дорога большая, что можно перейти, где захочется?
Дети: переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, обязательно на зелёный свет светофора (дети показывают и называют знакомые им знаки)
Воспитатель: какие вы молодцы. Значит и с правилами дорожного движения вы хорошо знакомы. Предлагаю вам поиграть в игру «Пожарные»
П/И «Пожарные» Дети делятся на 2 команды, на стуле крепятся колокольчики, каждый игрок должен добежать до стула и позвонить в колокольчик. Побеждает та команда, игроки которой первые закончат эстафету.
Воспитатель: отдохнули? Теперь мы с вами рассмотрим пожарный щит. Такой щит висит в каждом учреждении (рассматривание и обсуждение состава макета пожарного щита). Кто мне расскажет, как нужно вести себя, если случился пожар?
Дети: позвонить по номеру 01, нельзя открывать окна, нельзя прятаться под кровати или в шкафы, потому, что пожарные могут нас не найти, нужно громко звать на помощь, можно закрыть нос и рот мокрой тряпкой, нельзя тушить пожар одеялом или любой другой тканью.
Воспитатель: да, всё верно. Посмотрите, на столе я вам приготовила различные игры по безопасности, сейчас можно выбрать игру по желанию и поиграть.
Дети садятся за столы и играют в игры на тему «Безопасность»
Рефлексия
Воспитатель: что больше всего понравилось? Что нового вы узнали? Какая игра вам понравилась больше всего? (Ответы детей)
Беседа «Внимание – незнакомец!»
Цель: способствовать обобщению правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми.
Материал и оборудование: кукла Незнайка, большая сумка для незнакомой женщины, мультфильм «Уроки Тетушки Совы. Незнакомцы».
Ход беседы:
1.Организационный этап
Воспитатель: Ребята, ко мне на электронную почту пришло письмо и оно адресовано вам. Давайте вместе посмотрим.
Незнайка: «Дорогие ребята! Сегодня, когда я был дома один, в дверь кто-то позвонил. Я открыл дверь. За дверью стоял незнакомый мужчина. Он сказал, что пришел к нашим соседям, но их нет дома. И попросил подождать их у меня в квартире. А я не знаю, что мне делать? Подскажите, пожалуйста.».
Вот такое письмо. Поможем Незнайке? Я предлагаю сегодня поговорить об опасностях, которые подстерегают вас на улице, во дворе и даже тогда, когда вы остаётесь дома одни. Мы поучимся, как надо правильно себя вести.
2.Основная часть
Воспитатель: Ребята, я хочу у вас спросить: кого вы считаете близким человеком?
Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка…
Воспитатель: А кого мы называем «Незнакомец»?
Дети: Того, кого мы не знаем, чужого человека.
(беседа)
Воспитатель: Незнакомый человек, будь то женщины или мужчина, юноша или девушка, такие веселые и жизнерадостные, могут быть злыми, опасными для ребёнка. Могут среди красивых и опрятных людей встречаться люди с недобрыми намерениями и наоборот, могут среди некрасивых, с неприятной внешностью людей встречаться люди с добрыми намерениями.
- Итак, запомните правило! Незнакомому человеку на улице не следует доверять, даже если он внешне привлекателен.
А теперь поиграем. Представьте, вот это у нас двор. Что у нас есть: (мячи, кубики, песочные наборы, коляска)
Воспитатель обыгрывает ситуацию, надевает на себя шляпу, берет сумку.
Ситуация. «Незнакомка» Незнакомая женщина спрашивает у ребёнка, где он живет, дома ли его родители, с кем живет?
Воспитатель: Кого сейчас я изобразила?
Дети: Незнакомую женщину.
Воспитатель: А как в этой ситуации вы поступите?
Дети: Скажу, что мне некогда с вами разговаривать. Я вам не скажу этого, вы мне незнакомы. Буду громко кричать: «Ко мне пристает чужая тетя!»
- Запомните правило! Не вступайте в разговор с незнакомыми людьми на улице.
А сейчас я приглашаю всех на игру.
Воспитатель: Игра: «Знакомый, свой, чужой»
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам самим обыграть ситуации
1 ситуация. Уля будет играть незнакомку, а роль девочки Мира.
Уля: Здравствуй девочка
Мира: Здравствуйте!
Уля: Я хочу тебя угостить конфетой, возьми
Мира: Спасибо, я не хочу. У чужих брать конфету мама не разрешает.
Воспитатель: Правильно ли поступила девочка? (да)
Почему девочка не взяла конфету? (у незнакомцев брать ничего нельзя)
2.Правило: НИКОГДА НЕ ГОВОРИ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ.
Воспитатель: Следующую инсценировку покажут Илья и Ярик
Илья будет в роли водителя машины, а Ярик в роли ребенка.
Илья: Здравствуй, мальчик !
Ярик: Здравствуйте!
Илья: Садись в машину. Я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить?
Ярик: Извините ! Меня мама ждет!
Воспитатель: Почему Ярик не сел в машину? ( Он знает что в чужую машину садиться нельзя)
А, что нужно делать если незнакомец водитель вас с силой будет тянуть в машину?
(нужно громко кричать и звать на помощь)
3 ПРАВИЛО: нельзя садиться в машину с незнакомцем!
Чтобы вспомнить правило, давайте поиграем в игру: « Куда бежать, если за тобой гонятся». Давайте представим , что вы гуляете на улице. Стало темнеть….
( Дети под музыку гуляют под музыку.
Воспитатель: Раз, два, три беги…( Дети разбегаются по условным местам : к магазину, подьезду, аптеке , ГИБДД)
Воспитатель: Какое правило надо соблюдать, чтобы не пришлось вот так бегать?
ПРАВИЛО: НЕ ГУЛЯЙ НА УЛИЦЕ ОДИН, КОГДА ТЕМНО.
Сейчас мы с вами поиграем в игру (интерактивная, которая называется «Четвертый лишний».
Цель: вспомнить с детьми сказки, в которых герои поступили неправильно и им поэтому стала угрожать опасность.
На экране показывается картинки с фрагментами сказок, дети должны выбрать сказку, в которой герои поступают неправильно и назвать ее.
(«Волк и семеро козлят» (открыли дверь), «Лиса и медведь», «Заюшкина избушка»; «белоснежка» (взяла яблоко у незнакомого), «Теремок», «Снегурочка», «Айболит»)
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием.
Заключительная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили, как надо вести себя в опасных ситуациях дома и на улице. Пожалуйста, будьте всегда внимательны, придерживайтесь правил поведения.
Не теряйтесь в любой трудной ситуации
Кто какие правила запомнил?
1. Не вступайте в разговор с незнакомыми людьми на улице.
2. Не соглашайтесь никуда идти с незнакомым человеком, как бы он вас не уговаривал и чтобы не предлагал.
3. Никогда не садитесь в машину к незнакомому человеку.
4. Не верьте незнакомцу, если он вам предлагает что-то подарить или купить вам.
5. Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зовите на помощь. Постарайтесь вырваться и убежать.
6. Не открывай дверь незнакомым и малознакомым людям. Лучше не подходите к двери и не разговаривайте с чужими людьми.
7. По телефону никогда не говори, что ты дома один, скажи, что папа или мама спит и просили его или ее не будить.
Воспитатель: Как вы думаете, мы ответили на вопрос Незнайки? (Ответы детей).
Предлагаю отправить картинки с правилами на электронную почту Незнайки.
Конспект беседы «Где в природе прячутся опасности?»
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
Цель: знакомство детей с возможными опасностями, подстерегающими их в лесу.
Задачи:
- выяснить с детьми, какие опасности могут подстерегать людей в лесу;
- учить детей самостоятельно классифицировать «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды;
- вспомнить с детьми правила поведения на природе, уточнить и расширить знания детей о растениях и грибах ;
- способствовать развитию связной диалогической речи посредством беседы;
- воспитывать у детей внимательное и осторожное обращение с растениями и грибами, которые им плохо известны.
Словарная работа: волчье лыко, вороний глаз, белена, бледная поганка, мухомор, съедобные, несъедобные.
Оборудование:
записи спокойной и тревожной музыки, иллюстрации с изображением съедобных и несъедобных ягод и грибов, 2 корзинки для игры «Съедобное — несъедобное», карточки с картинками, игрушки - гномы.
Ход беседы
Организационный момент. Игровая мотивация.
Ребята, сегодня к нам пришли лесные мастера - гномики. Они очень волнуются и просят нас помочь им.
- В лесу стало много разных ягод и грибов, одни из них съедобные, а другие — опасные и ядовитые. Мы совсем запутались и боимся гулять по лесу.
- А вы, ребята, знаете, какие грибы и ягоды съедобные, а какие нет? (Конечно, знаем). Ваши знания сейчас нам очень пригодятся! Давайте поможем гномам.
Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное».
У нас есть 2 корзинки: в эту мы будем собирать съедобные грибы и ягоды, а в эту — несъедобные. Поможет нам старательность, а главное, внимательность! ( Под звуки природы "Пение птиц в лесу" дети собирают карточки, разложенные в разных местах группы, и раскладывают их по корзинкам).
Вот и справились мы с заданием. А сейчас попробуем разобраться: какие это грибы и ягоды и правильно ли мы их разложили.
- Я буду загадывать вам загадку, а вы постарайтесь найти картинку - ответ в одной из корзин.
- Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - … (Боровик — белый гриб).
Дети отгадывают загадку и достают из корзинки картинку с изображением боровика.
- Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ... (Подосиновик).
- Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это … (Сыроежки).
- А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор).
- Что вы знаете о мухоморе, дети? (Мухомор - это несъедобный гриб, но он лечит некоторых животных в лесу).
Мухомор — очень красивый гриб, но опасный для человека. Он имеет красную шляпку с белыми горошками на белой ножке. Посмотрите на него внимательно, запомните его хорошенько и никогда не срывайте. Это несъедобный гриб.
- Скромный, тоненький и бледный...
Только гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту бледную... (Поганку ).
Бледная поганка — ядовитый гриб. Не все грибы могут дружить с нами. Если съесть их, можно отравиться или даже умереть. Вот как они опасны. Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый. А ещё один из главных признаков — чехольчик на нижней части ножки.
- На усах расту я тонких,
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам
И красна, и кисла –
На болоте росла. (Клюква).
- Засверкали под ногами
Бусины ядреные,
Хочешь рви с кустов горстями,
Хочешь ешь моченые. (Брусника).
- Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника).
- Ягоды бешеные
На кусту развешенные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет.
Такая красная,
Но очень опасная. (Волчья ягода — волчье лыко).
Волчье лыко — это красивое, но опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд, если он попадёт на кожу, то вызовет очень сильное раздражение. Если съесть ягоды, можно отравиться.
- Расту в лесу под кустиком,
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи — ягода
Да сильный яд во мне.
Из травы под тенью кроны
Смотрит чёрный глаз вороны.
(Вороний глаз).
Вороний глаз — ядовитое растение. Это четыре широких листа, а между ними чёрная круглая ягода. Ни в коем случае не ешьте её. Она несъедобна.
Вот какие разные есть грибы и ягоды. Какие ядовитые ягоды и грибы вы запомнили? Мы никогда не будем их срывать, но и топтать тоже не будем. Они нужны лесу и некоторым животным.
А сейчас немного отдохнём.
Физминутка «Прогулка».
Вдоль дороги ели, ели. (Повороты с вытянутыми руками вправо — влево).
В глине клином колея.
По дороге еле-еле (Шагаем на месте).
Ковыляем брат и я.
Отдохнул немного я бы, (Приседаем).
Братец тоже сесть готов.
У меня корзина ягод, (Широко разводим руки в стороны).
У него ведро грибов.
Я в корзину гордо гляну, (Кружимся на месте).
Брат грибам ужасно рад.
Мы нашли одну поляну (Наклоны - «собираем грибы»).
И собрали всё подряд.
Мама плакала, смеялась (Качаем головой).
И сказала нам: «Друзья!
Вы – герои. Вот ведь жалость, (Грозим пальцем).
Только это есть нельзя!»
- Гномы, как вам наш рассказ о грибах и ягодах?
- Спасибо, мы всё запомнили. Теперь будем ещё внимательнее гулять по лесу.
- А вы, дети, как думаете, все задания были для вас просты, или в чём - то вы затруднялись? (Рассуждения детей).
- Молодцы, ребята, вы настоящие юные знатоки природы.
ИГРЫ
Игра «Незнакомец» научит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых. Педагог предлагает различные сюжеты ситуаций: незнакомец просит показать, где находится какой-либо дом, или просит найти упавший предмет, или просит помочь что-то донести до остановки и т.д. Дети обыгрывают ситуации и учатся четко отвечать взрослому «Нет!», «Я вас не знаю». В процессе игры также необходимо закрепить в сознании детей важнейшее правило: прежде, чем куда-то идти, необходимо получить разрешение воспитателей или родителей, а незнакомцы не имеют права это правило нарушать.
Игра «Сообщи в полицию»
Правила игры: встаньте в круг, закройте глаза, я буду первым водящим, водящий обходит детей за кругом и вкладывает одному в руки телефон и произносит «Вызови полицию», ребенок делает шаг в круг, набирает «02», громко и чётко называют своё имя и фамилию, детский сад и сообщает о находке. Затем этот игрок становится новым водящим, игра продолжается.
Игра-тренинг «Подозрительный предмет».
Воспитатель предлагает детям пройти в коридор.
- Ребята посмотрите, кто- то оставил красивую коробочку у нас в коридоре.
Как вы думаете, что там? А можно эту коробочку брать? (ответы детей) Правильно, эту коробочку трогать нельзя, она может таить в себе опасность.
- Кто ее оставил? (ответы детей) Правильно, её могут подбросить террористы Выходные данные (библиографическая ссылка):