Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения
Одной, из приоритетных и важных потребностей является: обеспечение безопасности жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Сочинского, и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий, в том числе и на дорогах.
Были выделены следующие причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; неумение владеть собой; невнимательность к тому, что происходит на улице; отсутствие у детей сознания опасности.
Психологи (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец) уже давно установили, что дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить обстановку. Следует отметить, что предрасположенность к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; потребность в движении преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.
Поле зрения ребенка уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Доказано, что сектор обзора ребенка на 15-20 % меньше, чем взрослого. Поэтому машины слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив. Реакция по сравнению со взрослым более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 секунда. Ребёнку для этого требуется 3-4 секунды. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей семилетнему ребенку необходимо до 4 секунд, а взрослому лишь четверть секунды. Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, «скрывающий» его от водителей. Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности.
Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - неотъемлемая часть и естественный компонент воспитательно-образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений.
Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом для формирования у подрастающего поколения сознательного безопасного поведения на улице должно быть образование (Н.Е. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, Ю.Н. Мотин, С.А. Проскурин, и др.). Данная подготовка должна осуществляться на всех этапах жизни человека, и начинать следует с дошкольного возраста.
Перед детьми необходимо постоянно ставить новые задачи, требующие самостоятельности действий и активности мыслей, умение применять знания на практике. От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно их выполнять, во многом зависит его здоровье и жизнь. Поэтому необходимо постоянно искать новые формы организационно-педагогической деятельности.
Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольником правил поведения позволил выделить основные факторы, оптимизирующие данный процесс: активная позиция ребенка; процесс идентификации со взрослым, транслирующим норму поведения ребенку; игровая форма передачи способов поведения; эмоциональная включенность ребенка в деятельность.
Развитие познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте происходит достаточно интенсивно. Очень эффективной будет работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения, если педагог организует ее через проблемное обучение, самостоятельную работу детей, диалог с ребенком, моделирование, проектную деятельность, ситуации общения. Главным в этой работе должно быть пробуждение интереса ребенка, чтобы он сам охотно включался в любую деятельность, которая ему больше нравится. Чем разнообразнее будут формы работы с детьми и интереснее методы, тем лучше будут у детей знания по безопасному поведению на дороге.
В настоящее время обучение безопасному поведению на дорогах выделяется в отдельную образовательную область, призванную готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасному поведению в реальной жизненной ситуации. Образовательные программы призваны сформировать у детей понятия об опасностях, выработать умение прогнозировать опасности и их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения, основываясь на знания правил дорожного движения.
Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предлагается начинать знакомить детей с правилами дорожного движения со второй младшей группы. Воспитатели должны «учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора». В средней группе предлагается «расширять знания детей об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд, самолет, теплоход). Закреплять знание правил дорожного движения». В старшей группе дети должны «знать некоторые правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить надо только на зеленый сигнал светофора)». В подготовительной группе предлагается «обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении».
Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г. Арушанова) предлагают «знакомить с правилами поведения на улице при переходе дорог и перекрестков» на четвертом и пятом году жизни, а именно – «знакомить с правилами поведения на улице (ходить только по тротуару, переходить дорогу вместе со взрослыми по пешеходному переходу и др.), с сигналами светофора, некоторыми дорожными знаками, правилами езды на велосипеде». В старшем дошкольном возрасте «с детьми активизируют правила поведения в транспорте, на улицах при переходе дорог, рассказывают о назначении светофора, работе регулировщика, учат понимать дорожные знаки, знакомят с правилами езды на велосипеде».
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» авторов Н.В. Фединой, Н.О. Березиной, И.А. Бурлаковой, А.Г. Гогоберидзе и др. предлагается начинать работу по формированию правил безопасного поведения на улице с детьми 3-4, а именно - «формировать представления об основных источниках опасности». У детей 4-5 лет формировать представление о том, что «дорогу переходят на зеленый свет рядом со взрослым, держа его за руку». В 5-6 лет необходимо «обеспечить усвоение детьми способов безопасного поведения на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле». В 6-7 лет «добиваться осознанного выполнения правил безопасного поведения (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световым сигналом светофора, не ходить по проезжей части дороги, не играть вблизи дороги)».
В 1997 году появилась программа и учебно-методические пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Это первая программа, нацеливающая педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.
Программа содержит шесть блоков, одним из которых является раздел «Ребенок на улицах города», который подробно раскрывает знания и умения безопасного поведения детей на проезжей части и в транспорте, а также что делать ребенку, если он потерялся. В рамках работы по ознакомлению детей с устройством проезжей части «педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов.
В рамках работы по ознакомлению детей с дорожными знаками «педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят: с предупреждающими знаками, с запрещающими, с предписывающими, с информационно-указательными; объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. Список дорожных знаков, с которыми знакомят детей, может быть шире или уже — в зависимости от личного опыта детей, места нахождения дошкольного учреждения».
В данной программе разрозненные сведения о правилах дорожного движения связаны в последовательную и стройную систему представлений, предусмотрены и описаны методы и приемы работы с детьми.
Данная программа имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
Список использованной литературы
- Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах [Текст] / Н.Н. Авдеева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005. – 144 с.
- Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, В.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2001. – 98 с.
- Правила дорожного движения: система обучения дошкольников [Текст] / авт.- сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: «Учитель», 2010. – 219 с.
- Хромцова, Т.Г Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: учебное пособие [Текст] / Т.Г. Хромцова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 80 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шалимова Л. А. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/56360-statya-po-pdd (дата обращения: 22.11.2024)- Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ
- Развивая интерес ребёнка к окружающему миру - развиваем его самого
- Что такое речевая готовность ребёнка к школе
- Летние оздоровительные игры на свежем воздухе
- Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации
- Безопасность детей в зимний период
- План работы в подготовительной группе. Дикие животные и их детеныши
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4235 пользователей.
Отзывы