Формы работы с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем.
При построении работы по ознакомлению детей с трудом взрослых надо опираться на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей детей. Направлять детские интересы в соответствии с задачами воспитания, расширять и углублять их, стараясь придавать им устойчивость и нравственную направленность: для этого надо
- внимательно выслушивать и отвечать на детские вопросы;
- формировать интерес к профессиям взрослых;
- развивать интерес к окружающей действительности;
- осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых.
В статье 18 «Закона об образовании» говориться, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться через совместную деятельность педагога с родителями детей.
Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают истории из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – можно предложить родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на свою работу.
Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь» или « Если ты станешь врачом, как будешь лечить людей» и т.д.
Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
Рекомендуется использовать разнообразные современные формы работы с родителями.
- Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается различная информация, в том числе и по ранней профессиональной ориентации дошкольников. В рамках деятельности детского сада нужно предусмотреть работу с родителями в виде папок – передвижек, буклетов по ознакомлению детей с профессиями.
- Проведение родительских собраний. Н-р: на тему "Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?»».
- Семинар – практикум «Как знакомить детей с миром профессий»;
- Проведение тематических досугов;
- Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий.
- Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, главное, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.
- Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы.
Дети продолжают знакомиться с миром профессий в нетрадиционной форме. Данная презентация расширяет представления воспитанников о мире профессий, развивает творческое мышление, внимание, ориентировку в пространстве. Например открывается первый слайд, родитель загадывает загадку, а дети должны внимательно посмотрев на изображения, называть в каком углу находится правильный ответ, и т. д. Или презентация совместной работы родителей с детьми "Мне нравится… профессия. Вот что я о ней знаю…
- Совместная работа педагогов с родителями детей по изготовлению атрибутов для музыкального досуга «Город мастеров», и сюжетно - ролевых игр.
- Привлечение родителей к участию в оформлении альбома с рисунками и фотографиями «Все профессии важны»;
- выставка фотографий о профессиях родителей группы;
- Выпуск семейных газет «Наш папа – токарь», «Моя мама – повар» и т.д.
- Оформление альбомов «Семейные династии»
-проектная деятельность;
- изготовление лэпбуков;- совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация совместных чтении художественной литературы о профессиях;
Для детей очень важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.
И самое главное, как показывает практика, главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда.
Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия.
Педагогический коллектив должен стремится достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит добиваться хороших результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Корякова Т. Д. Формы работы с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/60683-formy-raboty-s-roditelyami-po-rannej-proforientatsii-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 24.11.2024)- Формирование фонематического восприятия
- Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
- Маленькие ножки шагают по дорожке
- Характер ребенка зависит от Вас
- Дидактическая игра как средство познавательного интереса у старших дошкольников
- Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры
- Игры для развития речевого творчества
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1867 пользователей.
Отзывы