Экспериментирование как необходимое условие развития личности ребенка
Экспериментирование как необходимое условие развития личности ребенка
Теоретической базой данной работы стали исследования академика Н. Н. Поддьякова, которые помогли выяснить сущность детского экспериментирования как формы поисковой деятельности, его структуру и значение в развитии личности ребенка. Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности. Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая. Суть воспитания заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса.
Возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию. При условии, когда активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка, познание становится творческой формой его жизнедеятельности и строится по определенной структуре в соответствии с его возрастными особенностями[3].
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала .
Ведущей идеей преобразования процесса обучения дошкольников для меня стала идея обучения ребенка так, чтобы он не догадывался о том, что его обучают. Именно такой подход является залогом формирования активной
позиции дошкольника в процессе познания, получения радости и удовлетворения от сделанных открытий.
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).[11]
Реализуя программу «Детство», изучив новинки методической литературы, результаты диагностики, наблюдая за детьми, сделала вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития. Источником экспериментирования являются детские вопросы: «Почему идет дождь?», «Почему дует ветер?», Что такое фонтан?» «Почему море называется Черным?» и другие.
В своей деятельности опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников:
- принцип психологической комфортности (заключается в снятии стрессовых факторов);
- принцип природообразности (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
-принцип дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей);
- принцип деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
- творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыт творческой деятельности);
- принцип интеграции (интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве).
Цель моей работы – способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Одним из главных условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно – пространственной развивающей среды, окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В своей группе организовала центр «Наука и природа», в который входила мини – лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях и уголок экспериментирования, для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем или самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы.
Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещала коллекцию полезных ископаемых,
набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочную литературу. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями.
Помимо подвижного уголка экспериментирования в группе оборудована зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводилась детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Пластмасса», «Резина».
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудованием для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких – либо закономерностей, явлений, свойств.
Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневники наблюдений.
Однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и задание – записку: «Объясните, что появляется вначале: Корешок или стебель?». Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем, осуществляются разные варианты: некоторые воспитанники просто залили семена, кто – то воспользовался ватными тампонами, и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде загнили, в сухих тампонах
пропали и только во влажных проросли). А так же о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность эксперимента
составляла 12 дней.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются социально – коммуникативные навыки: умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека использовала такие методические приемы, как:
наблюдение на прогулке за движением облаков;
эксперимент «Какая сила у ветра?»;
для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый, сильный , северный и т.д.));
чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;
Свою работу по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строю по двум взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы соблюдала следующие правила:
1.Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его.
2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?»
А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее представления
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гладких М. В. Экспериментирование как необходимое условие развития личности ребенка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/60922-eksperimentirovanie-kak-neobkhodimoe-uslovie-razvitiya-lichnosti-rebenka (дата обращения: 21.11.2024)- Ребенок и книга
- Безопасность детей летом
- Перспективно - тематический план по лепке из глины
- Музей как средство речевого развития детей дошкольного возраста
- День Победы
- Картотека игр- эстафет для детей старшего дошкольного возраста
- Использование наглядных методов на логопедических занятиях у детей с интеллектуальной недостаточностью
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3205 пользователей.
Отзывы