Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Эмоциональное развитие старшего дошкольника.

Дети старшего дошкольного возраста учатся строить продуктивные отношения со взрослыми и сверстниками активно используя эмоции. Нормальным эмоциональным состоянием ребенка дошкольника является жизнерадостное, бодрое, оптимистическое отношение к жизни.

Но могут формироваться и негативные переживания, связанные с социальными и прочими воздействиями. Наиболее частым переживанием становится страх как реакция на конкретную ситуацию. Страхи свойственны многим детям дошкольного возраста, к наиболее распространенным страхам относятся страх темноты, диких животных, чужих людей, расставания с матерью, одиночества ,боязнь врача, клоуна и.т.д . Источники страхов могут быть разнообразными -страх наказания за плохие поступки, стресс из за ассоциального поведения близких (пьянство). Наиболее часто страхам подвержены городские дети, особенно если ребенок единственный в семье.  К появлению беспричинного беспокойства могут так же приводить недостаточная двигательная и игровая активность, отсутствие навыка игр в коллективе. Эмоционально нестабильное, раздражительное состояние матери так же может вызывать у детей беспокойство. Частые конфликты между родителями неизбежно приведут к страхам, более ранимыми в таких ситуациях бывают девочки.  Длительные стрессовые ситуации могут привести к невротическим отклонениям у детей. На основе страхов может развиться тревога, состояние беспокойства, имеющее неизвестный источник. Так же тревога сопутствует процессу социализации. Тревога и страх принимая на себя адаптационную функцию становятся необходимыми для развития. Однако устойчивые страхи нуждаются в устранении так как мешают нормальному развитию ребенка. Одним из способов помощи ребенку при страхах и тревоге является снижение напряжения и раздражения за счет щадящего распорядка дня, снижения требований, устранение возбуждающих стимулов. Для коррекции эмоциональных состояний можно использовать приемы рационализации- демонстрация и разъяснение безопасности ситуации, вызывающей у ребенка страх; «волшебные» предметы, способные защитить ребенка; прием преобразования страхов-нарисовать или вылепить , а затем уничтожить или преобразовать в доброе существо источник страха.

Отсутствие внимания взрослых и несвоевременная коррекция устойчивых детских страхов может привести к деформированию эмоциональной сферы детей. А.Л.Венгер выявил три варианта развития негативистической эмоциональности детей.

Тревожность—вначале проявляется как ситуативная, а затем перерастает в личностную. Высокая тревожность может устойчиво проявляться при обилии замечаний и упреков со стороны родителей, из-за страха сделать что-либо неправильно или плохо. Еще одним вариантом может выступать завышенные требования родителей к одаренным детям.

Высокая тревожность обычно ведет к снижению самооценки, мотивации. Что может появляться в стремлении к реально -практическому функционированию, боязни проявить инициативу. Часто обсуждая с ребенком проблемы, связанные с его низкой продуктивностью взрослые могут вызвать еще больший эмоциональный дискомфорт. Исправить это можно лишь изменив установки взрослых- обращать внимание на успехи ребенка таким образом формируя у него мотивацию достижения успеха, что послужит снижением личностной тревожности.

Негативистическая демонстративность-направлена на привлечение к себе внимания окружающих. Такие дети ведут себя манерно , демонстрируют утрированные эмоциональные реакции, стремясь обратить на себя внимание , получить одобрение. Для детей проявляющих демонстративное поведение главная проблема заключается в недостатке похвалы. Причиной этого может быть недостаток внимания к ребенку в семье, «недолюбленность» или наоборот чрезмерная опека и внимание, которая впоследствии формирует гипертрофирофированную потребность в эмоциональном контакте.Такие дети привлекают к себе внимание разными способами в том числе нарушая общепринятые правила поведения.

 Замечания взрослых для таких детей являются отрицательным подкреплением их демонстративности. Для предотвращения рецидивов такого поведения взрослым следует не делать публичных замечаний в адрес таких детей, предоставлять им различные возможности самореализации: выступления в утренниках, концертах, изобразительная деятельность. общественные поручения.

Уход от реальности является еще одним вариантом неблагоприятного развития, представляя собой сочетание демонстративности и тревожности. Такие дети имеют сильную потребность во внимании, но реализовать ее в театрализованной деятельности не имеют возможности из-за повышенной тревожности. Опасаясь вызвать неодобрение взрослых они стремятся выполнить их требования, но повышенная тревожность мешает им реализоваться, затрудняет их контакты с окружающими и продуктивную деятельность. Не получая желаемого результата они «выпадают» из процесса , «витая в облаках». Отдушину такие дети находят в фантазировании и мечтах, так они могут получить недостающее внимание и признание. В данной ситуации взрослым следует активно поощрять таких детей, проявлять внимание и заинтересованность плодами их продуктивной деятельности.

Проявление агрессивности является одной из разновидностей негативистической эмоциональности детей старшего дошкольного возраста. Это может появляться в приступах упрямства, импульсивности действий, вспышках злости и гнева, сопровождаться кусанием, брыканием, драчливостью. Такое поведение может быть вызвано состоянием дискомфорта, беспомощности или фрустрации в результате применения воспитательных воздействий.

Другим видом проявления агрессивности могут выступать конфликты со сверстниками , возникающие чаще всего из-за игрушек. Вспышки ярости становятся целенаправленными с реакцией нападения.

Психологический механизм формирования агрессии состоит в возникновении   однотипной реакции на неудовлетворенную потребность(запрет по отношению к предмету , лишение предмета потребности, запрет на удовлетворение потребности способом, выбранным ребенком). Агрессия может выступать в роли неосознанного снятия напряжения(злости, ненависти) по отношению к окружающим.

   Обычно агрессивность является проявлением нарушений функций центральной нервной системы-церебральной недостаточности, которая является следствием инфекционных, токсических и наследственных заболеваний. В связи с этим диагностика и психокоррекция агрессивности требует квалифицированного подхода. Работа с детской агрессивностью должна направить ребенка на осознание , что любое агрессивное поведение неприемлемо для социума, оно не может быть оправдано и допустимо.

К концу возрастного периода старший дошкольник может довольно надежно управлять своими чувствами и имеет хорошо сформированный индивидуальный стиль поведения.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель, ГБОУ Гимназия им.М.И. Цветаевой №1619
Дата публикации: 27.10.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Гостева О. в. Эмоциональное развитие старшего дошкольника // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/62722-emotsionalnoe-razvitie-starshego-doshkolnika (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию