Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Эмоциональное развитие старшего дошкольника.
Дети старшего дошкольного возраста учатся строить продуктивные отношения со взрослыми и сверстниками активно используя эмоции. Нормальным эмоциональным состоянием ребенка дошкольника является жизнерадостное, бодрое, оптимистическое отношение к жизни.
Но могут формироваться и негативные переживания, связанные с социальными и прочими воздействиями. Наиболее частым переживанием становится страх как реакция на конкретную ситуацию. Страхи свойственны многим детям дошкольного возраста, к наиболее распространенным страхам относятся страх темноты, диких животных, чужих людей, расставания с матерью, одиночества ,боязнь врача, клоуна и.т.д . Источники страхов могут быть разнообразными -страх наказания за плохие поступки, стресс из за ассоциального поведения близких (пьянство). Наиболее часто страхам подвержены городские дети, особенно если ребенок единственный в семье. К появлению беспричинного беспокойства могут так же приводить недостаточная двигательная и игровая активность, отсутствие навыка игр в коллективе. Эмоционально нестабильное, раздражительное состояние матери так же может вызывать у детей беспокойство. Частые конфликты между родителями неизбежно приведут к страхам, более ранимыми в таких ситуациях бывают девочки. Длительные стрессовые ситуации могут привести к невротическим отклонениям у детей. На основе страхов может развиться тревога, состояние беспокойства, имеющее неизвестный источник. Так же тревога сопутствует процессу социализации. Тревога и страх принимая на себя адаптационную функцию становятся необходимыми для развития. Однако устойчивые страхи нуждаются в устранении так как мешают нормальному развитию ребенка. Одним из способов помощи ребенку при страхах и тревоге является снижение напряжения и раздражения за счет щадящего распорядка дня, снижения требований, устранение возбуждающих стимулов. Для коррекции эмоциональных состояний можно использовать приемы рационализации- демонстрация и разъяснение безопасности ситуации, вызывающей у ребенка страх; «волшебные» предметы, способные защитить ребенка; прием преобразования страхов-нарисовать или вылепить , а затем уничтожить или преобразовать в доброе существо источник страха.
Отсутствие внимания взрослых и несвоевременная коррекция устойчивых детских страхов может привести к деформированию эмоциональной сферы детей. А.Л.Венгер выявил три варианта развития негативистической эмоциональности детей.
Тревожность—вначале проявляется как ситуативная, а затем перерастает в личностную. Высокая тревожность может устойчиво проявляться при обилии замечаний и упреков со стороны родителей, из-за страха сделать что-либо неправильно или плохо. Еще одним вариантом может выступать завышенные требования родителей к одаренным детям.
Высокая тревожность обычно ведет к снижению самооценки, мотивации. Что может появляться в стремлении к реально -практическому функционированию, боязни проявить инициативу. Часто обсуждая с ребенком проблемы, связанные с его низкой продуктивностью взрослые могут вызвать еще больший эмоциональный дискомфорт. Исправить это можно лишь изменив установки взрослых- обращать внимание на успехи ребенка таким образом формируя у него мотивацию достижения успеха, что послужит снижением личностной тревожности.
Негативистическая демонстративность-направлена на привлечение к себе внимания окружающих. Такие дети ведут себя манерно , демонстрируют утрированные эмоциональные реакции, стремясь обратить на себя внимание , получить одобрение. Для детей проявляющих демонстративное поведение главная проблема заключается в недостатке похвалы. Причиной этого может быть недостаток внимания к ребенку в семье, «недолюбленность» или наоборот чрезмерная опека и внимание, которая впоследствии формирует гипертрофирофированную потребность в эмоциональном контакте.Такие дети привлекают к себе внимание разными способами в том числе нарушая общепринятые правила поведения.
Замечания взрослых для таких детей являются отрицательным подкреплением их демонстративности. Для предотвращения рецидивов такого поведения взрослым следует не делать публичных замечаний в адрес таких детей, предоставлять им различные возможности самореализации: выступления в утренниках, концертах, изобразительная деятельность. общественные поручения.
Уход от реальности является еще одним вариантом неблагоприятного развития, представляя собой сочетание демонстративности и тревожности. Такие дети имеют сильную потребность во внимании, но реализовать ее в театрализованной деятельности не имеют возможности из-за повышенной тревожности. Опасаясь вызвать неодобрение взрослых они стремятся выполнить их требования, но повышенная тревожность мешает им реализоваться, затрудняет их контакты с окружающими и продуктивную деятельность. Не получая желаемого результата они «выпадают» из процесса , «витая в облаках». Отдушину такие дети находят в фантазировании и мечтах, так они могут получить недостающее внимание и признание. В данной ситуации взрослым следует активно поощрять таких детей, проявлять внимание и заинтересованность плодами их продуктивной деятельности.
Проявление агрессивности является одной из разновидностей негативистической эмоциональности детей старшего дошкольного возраста. Это может появляться в приступах упрямства, импульсивности действий, вспышках злости и гнева, сопровождаться кусанием, брыканием, драчливостью. Такое поведение может быть вызвано состоянием дискомфорта, беспомощности или фрустрации в результате применения воспитательных воздействий.
Другим видом проявления агрессивности могут выступать конфликты со сверстниками , возникающие чаще всего из-за игрушек. Вспышки ярости становятся целенаправленными с реакцией нападения.
Психологический механизм формирования агрессии состоит в возникновении однотипной реакции на неудовлетворенную потребность(запрет по отношению к предмету , лишение предмета потребности, запрет на удовлетворение потребности способом, выбранным ребенком). Агрессия может выступать в роли неосознанного снятия напряжения(злости, ненависти) по отношению к окружающим.
Обычно агрессивность является проявлением нарушений функций центральной нервной системы-церебральной недостаточности, которая является следствием инфекционных, токсических и наследственных заболеваний. В связи с этим диагностика и психокоррекция агрессивности требует квалифицированного подхода. Работа с детской агрессивностью должна направить ребенка на осознание , что любое агрессивное поведение неприемлемо для социума, оно не может быть оправдано и допустимо.
К концу возрастного периода старший дошкольник может довольно надежно управлять своими чувствами и имеет хорошо сформированный индивидуальный стиль поведения.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гостева О. в. Эмоциональное развитие старшего дошкольника // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/62722-emotsionalnoe-razvitie-starshego-doshkolnika (дата обращения: 21.11.2024)- Как ребенку привить дисциплину
- Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
- Технология формирования социально-эмоциональной личностной сферы дошкольника
- Перспективный план изменений в предметно-пространственной среде детского сада
- Опытно - экспериментальная деятельность на прогулке летом
- Картотека частушек
- Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к школьному обучению
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2988 пользователей.
Отзывы