Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Проект по ранней профориентации

Актуальность проекта:

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Для всестороннего развития детской личности воспитанников младшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Преимущественно эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Следует развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь-то творчество, техника, спорт и т.д.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте.

На основании этого и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.

Цель проекта:

1. Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в практические ситуации.

2. Развить интерес к различным профессиям людей, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:

1. Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях.

2. Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.

3. Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми; с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых.

4. Сформировать навыки сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

5. Сформировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.

6. Сформировать у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

7.  Воспитать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

Участники проекта:

1. Дети младшей группы «Узнавай-ки!» (Возраст 3-4 года).

2. Семьи детей посещающих детский сад.

3. Педагогический персонал детского сада.

Продолжительность:

Проект рассчитан на один год.

Формы и методы работы с дошкольниками:

1. Рассказы воспитателей и родителей.

2. Наблюдения во время целевых прогулок, экскурсии.

3. Непосредственно образовательная деятельность.

4. Игры, выставки, чтение художественной литературы.

5. Самостоятельная художественно-творческая деятельность.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный.

  • Разработка и утверждение тематического плана.
  • Подбор методического сопровождения (подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях).
  • Подготовка наглядного материала. Пополнить уголок «Семья» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты, продукты. Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские халаты. Приобрести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?» и др.
  • Встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы.
  • Налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

2 этап. Основной - практический.

  • Реализация тематического плана через посещение социальных структур.
  • Организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
  • «Погружение» воспитанников в реальные практические ситуации (рассказы воспитателей и родителей; наблюдения во время целевых прогулок, экскурсий; игры, выставки, чтение художественной литературы; самостоятельная художественно-творческая деятельность).
  • Привлечение родителей по изготовлению презентаций или выставки на тему: «Профессии моих родителей».

2 этап. Итоговый.

  • Отчет о проделанной работе за учебный год, обмен опыта с коллегами.
  • Анкетирование родителей, позволяющее оценить уровень удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения.
  • Обобщение опыта.

Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:

1. Знание детьми информации о таких профессиях, как воспитатель, повар, доктор, водитель, продавец, помощник воспитателя, военный, дворник, парикмахер и т.д.

2. Понимание детьми значимости этих профессий.

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.

4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых.

5. Организация фотовыставки «Профессия моих родителей».

 

Сентябрь – (Подготовительный):

Тема:

1. Разработка и утверждение тематического плана.

2. Подбор методического сопровождения.

3. Подготовка наглядного материала.

Цель:

1. Уточнить и обобщить знания детей о труде взрослых и некоторых  трудовых действиях.

2. Расширить словарный запас  детей

3. Рассматривание иллюстраций в книжках, рассказывание коротких стихов.

Форма работы:

1. Подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях.

2. Пополнить уголок «семья» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты, продукты.

3.Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские халаты. 

4. Приобрести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?» и др..

5.Реализация тематического плана, организация совместной и самостоятельной деятельности детей.

Работа с родителями:

1.Встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы.

2.Налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

 

Октябрь – (Основной):

Тема:

1. Воспитатель.

2. Помощник воспитателя.

Цель:

1. Формировать представления о содержании труда воспитателя и помощника воспитателя.

2.  Воспитывать чувство признательности и уважения к труду взрослых.

3. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду взрослых.

Форма работы:

1. Беседа на тему «Чем занимается воспитатель?», «Чем занимается помощник воспитателя?»

2. Рисование на тему: «На прогулке», «Фартук для нашей няни».

3. Труд: «Каждой игрушке свое место», «Поможем няне полить цветы», « Мы помощники» (девочки – «Стирка платочков», мальчики – «Мытье мячей»).

Игровая деятельность:

1. Д/игры: «Предметы помощники», «Одежда помощника воспитателя».

2. С/ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку», «Семья», «Давайте обедать».

Работа с родителями:

1. Предложить родителям прочитать дома детям произведение К. Чуковского «Федорино горе».

2. Консультация на тему: «Приучайте детей содержать в порядке свои вещи и игрушки».

3. Предложить родителям привлекать детей к оказанию посильной помощи дома.

Ноябрь (Основной):

Тема:

1. Профессии наших мам.

2. Продукты деятельности труда родителей.

Цель:

1. Формировать представления о профессии родителей.

2.  Развивать выразительную речь детей.

3. Воспитывать любовь к маме.

4. Прививать любовь и уважение к труду своих родителей.

Форма работы:

1. Беседа на тему: «Расскажу вам о профессии ваших мам» (место работы, материал орудия для труда, форменная одежда, трудовые действия).

2. Лепка на тему: «Продукты труда моих родителей».

3. Выставка продукции трудовой деятельности родителей.

4. Фотовыставка «Наши мамы».

Игровая деятельность:

1. Д/игры: «Что подаришь маме», «Будь внимателен», «Скажи ласково».

2. С/ролевые игра «Семья», «Ждем гостей», «Семейный обед».

3. Чтение: Е.Благинина «Посидим в тишине».

Работа с родителями:

1. Встреча с родителями.

2.Предоставление родителями продукцию трудовой деятельности или фотографии с места работы родителей.

 

Декабрь (Основной):

Тема:

1. Кто работает в магазине.

2. Дворник.

Цель:

1. Формировать представления о профессии продавца.

2. Воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей.

3.  Знакомство с профессиональной деятельностью дворника.

4. Дать детям понятие о труде дворника в разное время года, о его рабочем инвентаре.

5. Воспитывать желание помочь дворнику.

6. Развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем игровом участке.

Форма работы:

1. Экскурсия в магазин.

2. Рисуем продавца на работе.

3. Знакомство с трудом дворника, рассматривание иллюстраций о труде дворника в разные сезоны.

4. Чтение художественной литературы Н. Кнушевицкая «Продавец».

5. Раскрашивание раскрасок «Профессии».

6. Рисование: Что мама купила в магазине, нарисуй».

7. Трудовая деятельность: «Снежные дорожки».

8. Аппликация на тему: «Лопата для дворника».

Игровая деятельность:

1. С/ролевая игра: «Магазин».

2. Д/и «Овощной магазин», «Суп или компот».

3. Д/игры: «Рабочие инструменты продавца», «Рабочие инструменты для работы дворника».

Работа с родителями:

1. Предложить родителям прочитать детям  стихи из сборника «Детский сад».

2. Рассмотреть дома садовые инструменты и инструменты, которые нужны для работы дворника.

Январь (Основной):

Тема:

1. Кто работает в парикмахерской.

2. Водитель.

Цель:

1.  Познакомить детей с профессией – парикмахер, с сотрудниками, которые там работают.

2. Формировать представление о людях труда – профессия водителя.

3.Дать представление детям о транспорте (грузовом, пассажирском)

4. Воспитывать интерес к труду водителя.

5. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.

Форма работы:

1. Экскурсия в парикмахерскую.

2. Беседа на тему: «Профессия – водитель», «Машины на нашей улице».

Игровая деятельность:

1. С/ролевые игры «Парикмахерская», «Водитель автобуса», «Едем в автобусе».

2. Д/игры: «Что нужно парикмахеру?», «Что нужно водителю для работы?», «Красный, желтый, зеленый».

 3. П/игра «Цветные автомобили».

4. Рисование на тему: «Расческа», «Колеса для машины».

Работа с родителями:

1. Предложить родителям прочитать детям дома А. Барто «Шофер».

 

Февраль (Основной):

Тема:

1. Военный.

2. Смелый, ловкий, смелый солдат.

Цель:

1. Знакомство с людьми военной профессии.

2. Формировать представление о людях военной профессии.

3. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

4. Развивать умение распознавать на картинках представителей военных профессий и военную технику, соотносить их.

5. Воспитывать у детей уважение к защитникам Отечества, любовь к Родине.

Форма работы:

1. Беседа с детьми на тему: «Есть такая профессия Родину защищать».

2. Ситуативный разговор «Солдатская каша».

3. Рассматривание иллюстраций военной тематики (солдатики, военные машины).

4. Рассказать детям о службе в армии пап и дедушек.

5. Чтение «Пограничник» (А. Жарков), «Что могут солдаты» (Я. Длуголенский).

Игровая деятельность:

1. Конструирование «Гараж для военных машин», «солдаты на параде».

2. С/ролевые игры:  «Моряки»,  «Я солдат»,  «Пограничники»,  «Путешествие на самолете»,  «Мы – военные разведчики»

 3. Д/игры: «У кого какой головной убор?», «Что нужно военному на службе?»

Работа с родителями:

1. Предложить родителям рассмотреть книги с иллюстрациями на военную тему.

2. Предложить родителям почитать детям  художественную литературу: Е. Дюк «Про дедушку», Т. Прокофьева «Папе», А. Барто «На заставе».

3. Вместе с родителями организовать фотовыставку «Папа самый сильный и смелый».

Март (Основной):

Тема:

1. Доктор.

2. Медсестра.

Цель:

1. Уточнить и обобщить знания детей о труде врача и некоторые его трудовые действия.

2. Знакомство с   профессией  медицинская сестра.

3. Расширить словарный запас медицинскими терминологиями.

4. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

Форма работы:

1. Экскурсия в кабинет медсестры.

2. Наблюдение за трудом медицинской сестры.

3. Беседа: «Чтоб здоровье нам беречь, надо витамины есть» (закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины).

4. Чтение художественной литературы: «Мне грустно, я сижу больной» (И. Токмакова), «Детский сад» (О. Высоцкая), «Больная кукла» (В. Берестов).

5. Лепка: «Полезные продукты: овощи и фрукты».

6. Конструирование: «Построим больницу для зверей».

7. Беседа: «Запомните, детки, таблетки – не конфетки» (Уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить.)

Игровая деятельность:

1. С/ролевые игры с игровым комплектом игрушек «Медицинский кабинет», «Больница».

2. Игровая ситуация «Кукла Маша простудилась».

3. Д/игры: «Что нужно для работы медсестры», «Что в мешочке лежит», «Полезно – вредно».

4. Д/игры  «Таня заболела» (использование медицинских инструментов), «На приеме у врача».

Работа с родителями:

1. Предложить родителям вечером прочитать детям произведение А. Кардашовой «Наш доктор», побеседовать по содержанию.

2. Предложить родителям  пополнить уголок ряженья костюмами врача и/или медицинской сестры.

Апрель (Основной):

Тема:

1. Повар.

2. Кондитер.

Цель:

1. Познакомить детей с профессиями повар и кондитер.

2. Дать детям первоначальные понятия и различия о труде повара и кондитера.

3. Познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают.

4. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.

Форма работы:

1. Экскурсия – путешествие на кухню детского сада. «Кто нас кормит?». Наблюдение за работой повара.

2. Беседа о профессии кондитера на тему: «Кто нам булочки печет?»

3. Рисование «Красивые тарелочки».

4. Лепка: «Овощи для повара», «Булочки и пирожки».

5. Конструирование: « Построим столовую для зверей».

Игровая деятельность:

1. Д/и «Подбери посуду для куклы»,  «Угостим нашу Катю».

2. С/ролевые игры  «Мы приготовим обед», « Кухня в моем доме».

3. Игра инсценировка «Муха – Цокотуха» (сервировка стола).

 

Работа с родителями:

1. Предложить родителям прочитать детям произведение С.Капутикяна «Машенька обедает», Б. Заходера «Все работы хороши» побеседовать по содержанию.

2. Предложить родителям оформить кулинарную книгу « Книга витаминов», пополнить уголок кухни новыми атрибутами.

 

Май – (Итоговый):

Тема:

1. Подведение итогов за учебный год.

Цель:

1. Закрепить первоначальное представление о профессиях, таких как: повар, продавец, врач, водитель, младший воспитатель и др.

2. Закрепить представление о значимости труда взрослых.

3. Формирование уважительное отношения к труду взрослых.

Форма работы:

1. Отчет о проделанной работе за учебный год, обмен опыта с коллегами.

2. Результат труда - альбом «Все работы хороши».

3. Изготовление д/игры на тему: «В мире профессий» .

4. Обобщение опыта.

Игровая деятельность:

1. Проведение д/игр «Кто, где работает?», «Кто это знает и умеет?», «Кто это делает?».

Работа с родителями:

1.Анкетирование родителей, позволяющее оценить уровень удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения.

 

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
МДОУ Кораблинский детский сад "Красная шапочка" - воспитатель
Дата публикации: 03.12.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Уварова О. М. Проект по ранней профориентации // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/77798-proekt-po-rannej-proforientatsii (дата обращения: 22.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию