Проект по ранней профориентации
Актуальность проекта:
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Для всестороннего развития детской личности воспитанников младшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Преимущественно эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Следует развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь-то творчество, техника, спорт и т.д.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте.
На основании этого и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.
Цель проекта:
1. Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в практические ситуации.
2. Развить интерес к различным профессиям людей, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Задачи проекта:
1. Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях.
2. Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.
3. Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми; с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых.
4. Сформировать навыки сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
5. Сформировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.
6. Сформировать у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
7. Воспитать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Участники проекта:
1. Дети младшей группы «Узнавай-ки!» (Возраст 3-4 года).
2. Семьи детей посещающих детский сад.
3. Педагогический персонал детского сада.
Продолжительность:
Проект рассчитан на один год.
Формы и методы работы с дошкольниками:
1. Рассказы воспитателей и родителей.
2. Наблюдения во время целевых прогулок, экскурсии.
3. Непосредственно образовательная деятельность.
4. Игры, выставки, чтение художественной литературы.
5. Самостоятельная художественно-творческая деятельность.
Реализация проекта:
1 этап. Подготовительный.
- Разработка и утверждение тематического плана.
- Подбор методического сопровождения (подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях).
- Подготовка наглядного материала. Пополнить уголок «Семья» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты, продукты. Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские халаты. Приобрести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?» и др.
- Встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы.
- Налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
2 этап. Основной - практический.
- Реализация тематического плана через посещение социальных структур.
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
- «Погружение» воспитанников в реальные практические ситуации (рассказы воспитателей и родителей; наблюдения во время целевых прогулок, экскурсий; игры, выставки, чтение художественной литературы; самостоятельная художественно-творческая деятельность).
- Привлечение родителей по изготовлению презентаций или выставки на тему: «Профессии моих родителей».
2 этап. Итоговый.
- Отчет о проделанной работе за учебный год, обмен опыта с коллегами.
- Анкетирование родителей, позволяющее оценить уровень удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения.
- Обобщение опыта.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:
1. Знание детьми информации о таких профессиях, как воспитатель, повар, доктор, водитель, продавец, помощник воспитателя, военный, дворник, парикмахер и т.д.
2. Понимание детьми значимости этих профессий.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.
4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых.
5. Организация фотовыставки «Профессия моих родителей».
Сентябрь – (Подготовительный):
Тема:
1. Разработка и утверждение тематического плана.
2. Подбор методического сопровождения.
3. Подготовка наглядного материала.
Цель:
1. Уточнить и обобщить знания детей о труде взрослых и некоторых трудовых действиях.
2. Расширить словарный запас детей
3. Рассматривание иллюстраций в книжках, рассказывание коротких стихов.
Форма работы:
1. Подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях.
2. Пополнить уголок «семья» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты, продукты.
3.Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские халаты.
4. Приобрести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?» и др..
5.Реализация тематического плана, организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
Работа с родителями:
1.Встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы.
2.Налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
Октябрь – (Основной):
Тема:
1. Воспитатель.
2. Помощник воспитателя.
Цель:
1. Формировать представления о содержании труда воспитателя и помощника воспитателя.
2. Воспитывать чувство признательности и уважения к труду взрослых.
3. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду взрослых.
Форма работы:
1. Беседа на тему «Чем занимается воспитатель?», «Чем занимается помощник воспитателя?»
2. Рисование на тему: «На прогулке», «Фартук для нашей няни».
3. Труд: «Каждой игрушке свое место», «Поможем няне полить цветы», « Мы помощники» (девочки – «Стирка платочков», мальчики – «Мытье мячей»).
Игровая деятельность:
1. Д/игры: «Предметы помощники», «Одежда помощника воспитателя».
2. С/ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку», «Семья», «Давайте обедать».
Работа с родителями:
1. Предложить родителям прочитать дома детям произведение К. Чуковского «Федорино горе».
2. Консультация на тему: «Приучайте детей содержать в порядке свои вещи и игрушки».
3. Предложить родителям привлекать детей к оказанию посильной помощи дома.
Ноябрь (Основной):
Тема:
1. Профессии наших мам.
2. Продукты деятельности труда родителей.
Цель:
1. Формировать представления о профессии родителей.
2. Развивать выразительную речь детей.
3. Воспитывать любовь к маме.
4. Прививать любовь и уважение к труду своих родителей.
Форма работы:
1. Беседа на тему: «Расскажу вам о профессии ваших мам» (место работы, материал орудия для труда, форменная одежда, трудовые действия).
2. Лепка на тему: «Продукты труда моих родителей».
3. Выставка продукции трудовой деятельности родителей.
4. Фотовыставка «Наши мамы».
Игровая деятельность:
1. Д/игры: «Что подаришь маме», «Будь внимателен», «Скажи ласково».
2. С/ролевые игра «Семья», «Ждем гостей», «Семейный обед».
3. Чтение: Е.Благинина «Посидим в тишине».
Работа с родителями:
1. Встреча с родителями.
2.Предоставление родителями продукцию трудовой деятельности или фотографии с места работы родителей.
Декабрь (Основной):
Тема:
1. Кто работает в магазине.
2. Дворник.
Цель:
1. Формировать представления о профессии продавца.
2. Воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей.
3. Знакомство с профессиональной деятельностью дворника.
4. Дать детям понятие о труде дворника в разное время года, о его рабочем инвентаре.
5. Воспитывать желание помочь дворнику.
6. Развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем игровом участке.
Форма работы:
1. Экскурсия в магазин.
2. Рисуем продавца на работе.
3. Знакомство с трудом дворника, рассматривание иллюстраций о труде дворника в разные сезоны.
4. Чтение художественной литературы Н. Кнушевицкая «Продавец».
5. Раскрашивание раскрасок «Профессии».
6. Рисование: Что мама купила в магазине, нарисуй».
7. Трудовая деятельность: «Снежные дорожки».
8. Аппликация на тему: «Лопата для дворника».
Игровая деятельность:
1. С/ролевая игра: «Магазин».
2. Д/и «Овощной магазин», «Суп или компот».
3. Д/игры: «Рабочие инструменты продавца», «Рабочие инструменты для работы дворника».
Работа с родителями:
1. Предложить родителям прочитать детям стихи из сборника «Детский сад».
2. Рассмотреть дома садовые инструменты и инструменты, которые нужны для работы дворника.
Январь (Основной):
Тема:
1. Кто работает в парикмахерской.
2. Водитель.
Цель:
1. Познакомить детей с профессией – парикмахер, с сотрудниками, которые там работают.
2. Формировать представление о людях труда – профессия водителя.
3.Дать представление детям о транспорте (грузовом, пассажирском)
4. Воспитывать интерес к труду водителя.
5. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.
Форма работы:
1. Экскурсия в парикмахерскую.
2. Беседа на тему: «Профессия – водитель», «Машины на нашей улице».
Игровая деятельность:
1. С/ролевые игры «Парикмахерская», «Водитель автобуса», «Едем в автобусе».
2. Д/игры: «Что нужно парикмахеру?», «Что нужно водителю для работы?», «Красный, желтый, зеленый».
3. П/игра «Цветные автомобили».
4. Рисование на тему: «Расческа», «Колеса для машины».
Работа с родителями:
1. Предложить родителям прочитать детям дома А. Барто «Шофер».
Февраль (Основной):
Тема:
1. Военный.
2. Смелый, ловкий, смелый солдат.
Цель:
1. Знакомство с людьми военной профессии.
2. Формировать представление о людях военной профессии.
3. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.
4. Развивать умение распознавать на картинках представителей военных профессий и военную технику, соотносить их.
5. Воспитывать у детей уважение к защитникам Отечества, любовь к Родине.
Форма работы:
1. Беседа с детьми на тему: «Есть такая профессия Родину защищать».
2. Ситуативный разговор «Солдатская каша».
3. Рассматривание иллюстраций военной тематики (солдатики, военные машины).
4. Рассказать детям о службе в армии пап и дедушек.
5. Чтение «Пограничник» (А. Жарков), «Что могут солдаты» (Я. Длуголенский).
Игровая деятельность:
1. Конструирование «Гараж для военных машин», «солдаты на параде».
2. С/ролевые игры: «Моряки», «Я солдат», «Пограничники», «Путешествие на самолете», «Мы – военные разведчики»
3. Д/игры: «У кого какой головной убор?», «Что нужно военному на службе?»
Работа с родителями:
1. Предложить родителям рассмотреть книги с иллюстрациями на военную тему.
2. Предложить родителям почитать детям художественную литературу: Е. Дюк «Про дедушку», Т. Прокофьева «Папе», А. Барто «На заставе».
3. Вместе с родителями организовать фотовыставку «Папа самый сильный и смелый».
Март (Основной):
Тема:
1. Доктор.
2. Медсестра.
Цель:
1. Уточнить и обобщить знания детей о труде врача и некоторые его трудовые действия.
2. Знакомство с профессией медицинская сестра.
3. Расширить словарный запас медицинскими терминологиями.
4. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.
Форма работы:
1. Экскурсия в кабинет медсестры.
2. Наблюдение за трудом медицинской сестры.
3. Беседа: «Чтоб здоровье нам беречь, надо витамины есть» (закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины).
4. Чтение художественной литературы: «Мне грустно, я сижу больной» (И. Токмакова), «Детский сад» (О. Высоцкая), «Больная кукла» (В. Берестов).
5. Лепка: «Полезные продукты: овощи и фрукты».
6. Конструирование: «Построим больницу для зверей».
7. Беседа: «Запомните, детки, таблетки – не конфетки» (Уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить.)
Игровая деятельность:
1. С/ролевые игры с игровым комплектом игрушек «Медицинский кабинет», «Больница».
2. Игровая ситуация «Кукла Маша простудилась».
3. Д/игры: «Что нужно для работы медсестры», «Что в мешочке лежит», «Полезно – вредно».
4. Д/игры «Таня заболела» (использование медицинских инструментов), «На приеме у врача».
Работа с родителями:
1. Предложить родителям вечером прочитать детям произведение А. Кардашовой «Наш доктор», побеседовать по содержанию.
2. Предложить родителям пополнить уголок ряженья костюмами врача и/или медицинской сестры.
Апрель (Основной):
Тема:
1. Повар.
2. Кондитер.
Цель:
1. Познакомить детей с профессиями повар и кондитер.
2. Дать детям первоначальные понятия и различия о труде повара и кондитера.
3. Познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают.
4. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.
Форма работы:
1. Экскурсия – путешествие на кухню детского сада. «Кто нас кормит?». Наблюдение за работой повара.
2. Беседа о профессии кондитера на тему: «Кто нам булочки печет?»
3. Рисование «Красивые тарелочки».
4. Лепка: «Овощи для повара», «Булочки и пирожки».
5. Конструирование: « Построим столовую для зверей».
Игровая деятельность:
1. Д/и «Подбери посуду для куклы», «Угостим нашу Катю».
2. С/ролевые игры «Мы приготовим обед», « Кухня в моем доме».
3. Игра инсценировка «Муха – Цокотуха» (сервировка стола).
Работа с родителями:
1. Предложить родителям прочитать детям произведение С.Капутикяна «Машенька обедает», Б. Заходера «Все работы хороши» побеседовать по содержанию.
2. Предложить родителям оформить кулинарную книгу « Книга витаминов», пополнить уголок кухни новыми атрибутами.
Май – (Итоговый):
Тема:
1. Подведение итогов за учебный год.
Цель:
1. Закрепить первоначальное представление о профессиях, таких как: повар, продавец, врач, водитель, младший воспитатель и др.
2. Закрепить представление о значимости труда взрослых.
3. Формирование уважительное отношения к труду взрослых.
Форма работы:
1. Отчет о проделанной работе за учебный год, обмен опыта с коллегами.
2. Результат труда - альбом «Все работы хороши».
3. Изготовление д/игры на тему: «В мире профессий» .
4. Обобщение опыта.
Игровая деятельность:
1. Проведение д/игр «Кто, где работает?», «Кто это знает и умеет?», «Кто это делает?».
Работа с родителями:
1.Анкетирование родителей, позволяющее оценить уровень удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Уварова О. М. Проект по ранней профориентации // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/77798-proekt-po-rannej-proforientatsii (дата обращения: 22.11.2024)- Программа по казачеству
- Зимние забавы и основы безопасности в зимний период
- Цыпленок
- Что такое дружба
- Предметно - развивающая среда в группе Ласточки
- Как научить ребенка убирать игрушки
- Подвижные игры для детей раннего возраста
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4239 пользователей.
Отзывы