ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой каждый ребенок проходит школу общения и взаимодействия с другими людьми, сознает себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения.
Различия между мужчинами и женщинами фиксируются в любом человеческом сообществе, а проявление их отмечают во внешнем облике и поведении, психологических реакциях и выборе профессии. Долгое время такие признаки считались незыблемыми и воспринимались как естественное следствие биологических различий.
Роль мужчины и женщины в народной педагогике усваивались через игру. Согласно исследованиям Ю.В. Шурдуковой, «...врастание в мир взрослых про- исходило через игровую деятельность, которая отражала жизнь крестьянского общества. Детские игры были своего рода подготовительной работой, требую- щей иногда немалых усилий, чтобы впоследствии, путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с толком и пользой приложить эти приемы в практической жизни».
Игры в народной педагогике носили опережающий характер, так как дети наблюдали и проигрывали самые разнообразные стороны жизни. Иная девочка, оставленная матерью хозяйкой в доме над целой кучей ребят младше себя, распоряжалась ими как большая, прикрикивала на них, поучала. Мальчик степенно вел разговор о семейных работах, аренде земли, скота и т. д.
Н.Е. Татаринцева пишет о том, что игры мальчиков требовали от участников обычно большой физической силы, выносливости, ловкости. Кроме того, их тематика носила ярко выраженный мужской характер. Игры девочек носили более мягкий характер, в них присутствовали творчество, художественное начало. Они отдавали предпочтение играм с сюжетом, хороводам, хотя и не избегали игр спортивного типа с элементами прыжков и скачек. Предпочтение мальчиками и девочками разных игр было обусловлено разницей в их физическом и психическом складе, а также разной жизненной ориентацией мужчин и женщин.
Воспитательная ценность игры в том, что ребенок, играя, вполне сознательно подчиняется определенным эстетическим нормам поведения. Дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, сохранению интересов.
Проявляются различия у мальчиков и девочек в формирующейся способности мыслить, в эмоциональности; заметно различается и поведение. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют небольшими группами, заботясь, друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением.
Различия игрового поведения мальчиков и девочек впервые прослеживаются в 13 мес. Девочки менее охотно уходят с материнских рук, чаще возвращаются к матери и оглядываются на нее, чаще стремятся вступить с ней в непосредственный физический контакт, их игры пассивнее, чем у мальчиков. При отделении ребенка от игрушек барьером мальчики чаще двигаются вдоль него, а девочки чаще плачут и требуют помощи матери.
В самостоятельных играх у детей разного пола отчетливо проявляются разные стили и модели поведения, в которых находят свое выражение не только физические, но и психические гендерные различия. По данным Н.К. Ледовских, у девочек проявляется большая, чем у мальчиков, зависимость от взрослых и семей. Поэтому группа сверстников является для девочек не таким значимым фактором социализации, как для мальчиков. Девочки тяготеют более к интимной дружбе, предпочитая диады или триады. Это отчетливо проявляется в различных бытовых ситуациях, игровой деятельности, свободном общении. Для мальчиков значимым фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности и влияет на девальвацию всего женского.
В самостоятельных играх наиболее свободно реализуются желания, интересы и способности детей. Иногда ребенок в игре используют роль желаемую, но запретную в реальной жизни. Принцип психологической комфортности как основа любой свободной игры позволяет ребенку освободиться от чувства одиночества, соразмерить и оценить свои возможности, познать радость общения, содружества и сотрудничества и тем самым обрести веру в себя, найти позитивную позицию по отношению к другим людям и окружающему миру в целом.
Таким образом, период активного развития сюжетно-ролевых и других самостоятельных игр – это время самоопределения каждого ребенка в системе полоролевых стандартов и отношений. Гендерные стили поведения интересов девочек и мальчиков иногда вызывают у взрослых тревогу, желание немедленно внести коррективы. Но родителям и педагогам следует очень деликатно вмешиваться в общение между детьми (девочками и мальчиками), чтобы не помешать полноценному и развернутому прохождению важного этапа развития человека.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Пецкова Л. Г. ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/79211-proyavlenie-gendernogo-povedeniya-v-igrovoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.11.2024)- Спортивные игры
- Родителям о ранней профориентации дошкольников
- ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ ФОРМ И МЕТОДОВ В РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Классическая музыка для малышей
- Формирование культуры трапезы
- Краски осени
- Методика обследования предмета с целью последующего его изображения в рисовании, лепке, аппликации
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3877 пользователей.
Отзывы