Характеристика детей с ОВЗ, обусловленными нарушениями зрения
Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. Именно с помощью зрительного анализатора ребенок получает информацию об окружающем мире.
С самого рождения все движения и предметно-практические действия ребенка осуществляются при участии и под контролем зрения.
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест.(3) Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Наличие широкой распространенности зрительных нарушений среди детского контингента обусловливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов общеобразовательных учреждений по вопросам развития и охраны зрения. Прежде всего педагогу необходимо иметь представления о функционировании зрительной системы в условиях нормального и нарушенного зрения.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.
Под влиянием различных причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т. д.) могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций. Нарушения функций зрения, вызванные различными причинами, в специальной литературе называются нарушениями зрения.
По степени нарушения зрения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу выделяют следующие подкатегории (классификация В.З. Денискиной):
I. Слепые дети. К категории слепых (незрячих) относятся:
*тотально слепые или дети с абсолютной слепотой (полностью отсутствуют зрительные ощущения, что обуславливает неспособность отличить свет от тьмы, ориентироваться во времени суток);
*дети со светоощущением (имеют место только зрительные ощущения, что, с одной стороны, обусловливает наличие способности воспринимать свет, с другой - не позволяет данной группе учащихся воспринимать величину, форму, цвет объекта, степень его удаленности);
*дети с остаточным зрением или с практической слепотой (острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции, что позволяет данной группе лиц воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов и объектов, степень их удаленности);
*дети с прогредиентными заболеваниями с сужением поля зрения (до 10-15 °) с остротой зрения до 0,08.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
*слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;
*ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Наличие у ослепших зрительных представлений требует постоянной их активизации посредством включения их в деятельность (воссоздание образов зрительной памяти путем словесного их описания). Если не активизировать сохранившиеся у ослепших зрительные образы, то произойдет постепенное их стирание.
II. Слабовидящие дети. В категорию слабовидящих входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучшем или единственном глазу в условиях оптической коррекции.
Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
Зрение детей, входящих в I-ю («слепые») и II-ю («слабовидящие») подкатегорию, как правило, можно улучшить незначительно либо вовсе невозможно.
III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Говоря о зрительной патологии, необходимо остановиться на описании нарушений зрительных функций. К основным (базовым) функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции.
Острота центрального зрения (способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии (расстояние между точками в 1 угловую минуту)) является главной функцией зрительной системы, обеспечивающей четкость видения, периферическое зрение позволяет ориентироваться в пространстве. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.
Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявляться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (преломляющая оптическая система глаза отличается в различных меридианах).
Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины, называется амблиопией.
Цветоразличение - это способность глаза к восприятию цвета разной яркости и насыщенности. Цветоощущение развивается параллельно развитию центрального зрения.
Нарушения функции цветоразличения обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.
Полное отсутствие цветового зрения называется цветовой слепотой или монохромазией. При ней все окружающие предметы воспринимаются в черно-белых тонах.
Одной из важнейших функций является обзорная функция - так называемое поле зрения. Поле зрения - пространство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде одним или двумя глазами (соответственно, монокулярное или бинокулярное поле зрения). Поле зрения характеризует состояние периферического зрения.
При нормальном поле зрения человек способен обозревать предметы и процессы целостно, одновременно, во взаимных связях, пространственных и временных отношениях. Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, наблюдаются выпадения отдельных участков воспринимаемого, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.
Характер зрения – особенность пространственнного восприятия предметов.
Бинокулярное зрение – восприятие предметов двумя глазами, при котором предмет видится единично, наивысшая степень – стереоскопическое зрение - способность видеть предметы в трех измерениях, а также восприятие перспективы.
Нарушение бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.
У детей с монокулярным характером зрения (зрение одним глазом) затруднен процесс восприятия объемных предметов из-за отсутствия стереоскопического видения.
Одновременное зрение – зрение двумя глазами, при котором нет слияния изображения в единый зрительный образ. Когда на одном глазу острота зрения меньше, возникает диплопия (двоение изображений).
Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия – неправильного положения глаз.
Виды косоглазия:
- Сходящееся
- Расходящееся
- Вертикальное
Часто косоглазие может являться причиной снижения работоспособности косящего глаза, вследствие чего глаз перестает участвовать в акте зрительного восприятия (возникает амблиопия) и характер зрения из бинокулярного превращается в монокулярный (восприятие осуществляется одним глазом) или альтернирующий (восприятие осуществляется попеременно то одним, то другим глазом). Наличие косоглазия, в свою очередь, обусловливает ограничения в восприятии внешнего мира, снижение скорости, правильности оценки пространственных отношений. Одним из методов лечения амблиопии и косоглазия является окклюзия. Окклюзия – один из методов лечения амблиопии, заключающийся в постоянном выключении одного глаза из акта видения. Используется прямая окклюзия (выключение благополучного глаза), обратная окклюзия (выключение амблиопичного глаза).
При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мякутина Л. В. Характеристика детей с ОВЗ, обусловленными нарушениями зрения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/82601-kharakteristika-detej-s-ovz-obuslovlennymi-narusheniyami-zreniya (дата обращения: 24.11.2024)- Развитие связной речи через информационно компьютерные технологии
- Память
- Дома с мамой мы играем и здоровье укрепляем
- Культура ребёнка рождается в семье
- Развитие коммуникабельности у детей дошкольного возраста с помощью сингапурских структур образования
- Безопасность детей – забота взрослых
- Волшебный мир пальчиковых игр
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1878 пользователей.
Отзывы