Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Политическая карта мира

Методическая разработка урока географии

11 класс

Тема урока: Политическая карта мира. Изменения на политической карте

Цели урока:

Образовательная: определить изменения на политической карте мира

Развивающая: Способствовать формированию информационной культуры учащихся, Формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Воспитательная: Развивать географическое мышление школьников, способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона.

Задачи:

1. Закрепить изученный материал по данной теме.
2. Развитие интереса к предмету.
3. Способствовать развитию интереса к познанию жизни других народов и стран.

Тип урока: Урок повторения и обобщения

Методы обучения: Проблемное обучение, частично-поисковый,  рефлексия.

Виды учебной деятельности: планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; контроль; коррекция;

Оборудование: Компьютер, технологические карты.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать и объяснять общие изменения на политической карте

- определять особенности политической карты мира

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:        

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Термин «ПКМ» понимают в 2-х смыслах слова.

ПКМ в узком смысле- это одна из разновидностей географических карт, на которой нанесены границы государств, столицы, дороги, крупные города.

ПКМ в широком смысле слова- это вся мировая арена в целом, на которой находят отражение главные политико-географические изменения, происходящие в мире.

Изменения бывают:

1)количественные- присоединение открытых земель, территориальные изменения или потери вследствие  войн, объединения или распада государств

2)качественные- смена общественно-исторических формаций, приобретение страной суверенитета, изменение государственного строя

Процесс формирования ПКМ долог в общем виде. Выделяют несколько этапов формирования ПКМ:

Древний (до V в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств: Древний Египет, Древняя Греция.

Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.

Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи

Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.

Современный, в котором выделяется три основных этапа:

А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.

Б) Образование независимых государств Африки.

В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.

Изменения на ПКМ в новейшее и  современное  время:

Европа:

  1. Распад СССР на 15 стран (СНГ- 11 стран)
  2. Объединение Германии
  3. Разделилась Чехословакия
  4. Разделилась Югославия:  изначально на 5: Словения, Хорватия, Македония (БЮРМ- Бывшая Югославская Республика Македония принята в состав ООН), Босния и Герцеговина, Союзная Республика Югославия, которая позже стала называться Союзом Сербии и Черногории, а в 2007 году разделилась на Сербию и Черногорию, Чуть позже отделился автономный округ Косово от Сербии.
  5. Происходит расширение ЕС- 27 стран.

Азия:

      1.  1990г.-Йменская Арабская республика и НДРЙ объединились в Йеменскую Республику со столицей в Сане

       2.  1993г.- Изменилась форма правления в Камбоджи (была монархия, потом республика, снова монархия)

      3.  1997г. –Гонконг вошел в Состав Китая

      4.   2000г.-в состав Китая вошел Макао (владение Португалии)

      5.   2008г.- Непал стал республикой

Африка:

     1.1990г.- последней в Африке Намибия получила независимость

     2. В ЮАР пал режим апартеида

     3.1993г. добилась независимости Эритрея, освободившись от Эфиопии

     4. 1995г.-Эфиопия стала федерацией

Австралия и Океания

  1. 1994г. –стала независимой республика Паллау, освободившись от Федеративных Штатов Микронезии
  2. 2006г. – столица Паллау перенесена в г. Мелекеок

Очень четко наблюдается тенденция увеличения числа суверенных  или независимых государств. За последние 15 лет с 173 до 193.

Всего на ПКМ 225-230 государств (около 30 стран-владений). Не существует точного числа государств в мире, т.к. есть страны, не признанные мировым сообществом (РФ признает 195 государств). В основных зарубежных источниках признаются 193 государства.

По уровню международного признания различаются:

  • непризнанные ни одним государством:

 -Сомали-Лэнд (занимает  северную территорию Сомали, с 1991г.)

 -Кабинда (принадлежит Анголе, но находится анклавно на территории Конго)

 -Селент (государство-казус в Ла-Манше)

  • признанные только государствами, не членами ООН:

 -Нагорнокарабахская республика (с1991г. признается Приднестровской  Молдавской республикой)

 - Приднестровская  Молдавская республика (с1991г. признается Нагорнокарабахской республикой, Абхазией, Южной Осетией)

  • признанны некоторыми государствами, членами ООН:

- Абхазия (с 1992г. признают 4 страны: Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру)

 -Южная Осетия (с 1991г. Признается теми же странами)

 -Турецкая республика Северного Кипра (с 1983г признается только Турцией)

 -Республика Косово (с 2008г. признается 65 странами)

 -Палестина (с 1998г. признается 97 странами; разделена  сейчас на 2 части: Западный берег реки Иордан и Сектор Газа, где свое правительство Хамаз никем в мире не признано)

  • Государства, члены ООН, не признанные некоторыми другими государствами:

-Армения не признается Пакистаном

-Израиль не признается 20+4 арабскими мусульманскими государствами

-КНДР не признается Республикой Кореей, Японией, США

-Южная Корея не признается Северной Кореей.

III. Итог урока

-Назовите виды изменений на политической карте мира.

-Перечислите основные этапы формирования ПКМ.

IV. Домашнее задание

-записи в тетради.

Методическая разработка урока географии

11 класс

Тема урока: Политическая карта мира. Изменения на политической карте

Цели урока:

Образовательная: определить изменения на политической карте мира

Развивающая: Способствовать формированию информационной культуры учащихся, Формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Воспитательная: Развивать географическое мышление школьников, способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона.

Задачи:

1. Закрепить изученный материал по данной теме.
2. Развитие интереса к предмету.
3. Способствовать развитию интереса к познанию жизни других народов и стран.

Тип урока: Урок повторения и обобщения

Методы обучения: Проблемное обучение, частично-поисковый,  рефлексия.

Виды учебной деятельности: планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; контроль; коррекция;

Оборудование: Компьютер, технологические карты.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать и объяснять общие изменения на политической карте

- определять особенности политической карты мира

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:        

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Термин «ПКМ» понимают в 2-х смыслах слова.

ПКМ в узком смысле- это одна из разновидностей географических карт, на которой нанесены границы государств, столицы, дороги, крупные города.

ПКМ в широком смысле слова- это вся мировая арена в целом, на которой находят отражение главные политико-географические изменения, происходящие в мире.

Изменения бывают:

1)количественные- присоединение открытых земель, территориальные изменения или потери вследствие  войн, объединения или распада государств

2)качественные- смена общественно-исторических формаций, приобретение страной суверенитета, изменение государственного строя

Процесс формирования ПКМ долог в общем виде. Выделяют несколько этапов формирования ПКМ:

Древний (до V в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств: Древний Египет, Древняя Греция.

Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.

Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи

Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.

Современный, в котором выделяется три основных этапа:

А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.

Б) Образование независимых государств Африки.

В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.

Изменения на ПКМ в новейшее и  современное  время:

Европа:

  1. Распад СССР на 15 стран (СНГ- 11 стран)
  2. Объединение Германии
  3. Разделилась Чехословакия
  4. Разделилась Югославия:  изначально на 5: Словения, Хорватия, Македония (БЮРМ- Бывшая Югославская Республика Македония принята в состав ООН), Босния и Герцеговина, Союзная Республика Югославия, которая позже стала называться Союзом Сербии и Черногории, а в 2007 году разделилась на Сербию и Черногорию, Чуть позже отделился автономный округ Косово от Сербии.
  5. Происходит расширение ЕС- 27 стран.

Азия:

      1.  1990г.-Йменская Арабская республика и НДРЙ объединились в Йеменскую Республику со столицей в Сане

       2.  1993г.- Изменилась форма правления в Камбоджи (была монархия, потом республика, снова монархия)

      3.  1997г. –Гонконг вошел в Состав Китая

      4.   2000г.-в состав Китая вошел Макао (владение Португалии)

      5.   2008г.- Непал стал республикой

Африка:

     1.1990г.- последней в Африке Намибия получила независимость

     2. В ЮАР пал режим апартеида

     3.1993г. добилась независимости Эритрея, освободившись от Эфиопии

     4. 1995г.-Эфиопия стала федерацией

Австралия и Океания

  1. 1994г. –стала независимой республика Паллау, освободившись от Федеративных Штатов Микронезии
  2. 2006г. – столица Паллау перенесена в г. Мелекеок

Очень четко наблюдается тенденция увеличения числа суверенных  или независимых государств. За последние 15 лет с 173 до 193.

Всего на ПКМ 225-230 государств (около 30 стран-владений). Не существует точного числа государств в мире, т.к. есть страны, не признанные мировым сообществом (РФ признает 195 государств). В основных зарубежных источниках признаются 193 государства.

По уровню международного признания различаются:

  • непризнанные ни одним государством:

 -Сомали-Лэнд (занимает  северную территорию Сомали, с 1991г.)

 -Кабинда (принадлежит Анголе, но находится анклавно на территории Конго)

 -Селент (государство-казус в Ла-Манше)

  • признанные только государствами, не членами ООН:

 -Нагорнокарабахская республика (с1991г. признается Приднестровской  Молдавской республикой)

 - Приднестровская  Молдавская республика (с1991г. признается Нагорнокарабахской республикой, Абхазией, Южной Осетией)

  • признанны некоторыми государствами, членами ООН:

- Абхазия (с 1992г. признают 4 страны: Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру)

 -Южная Осетия (с 1991г. Признается теми же странами)

 -Турецкая республика Северного Кипра (с 1983г признается только Турцией)

 -Республика Косово (с 2008г. признается 65 странами)

 -Палестина (с 1998г. признается 97 странами; разделена  сейчас на 2 части: Западный берег реки Иордан и Сектор Газа, где свое правительство Хамаз никем в мире не признано)

  • Государства, члены ООН, не признанные некоторыми другими государствами:

-Армения не признается Пакистаном

-Израиль не признается 20+4 арабскими мусульманскими государствами

-КНДР не признается Республикой Кореей, Японией, США

-Южная Корея не признается Северной Кореей.

III. Итог урока

-Назовите виды изменений на политической карте мира.

-Перечислите основные этапы формирования ПКМ.

IV. Домашнее задание

-записи в тетради.

Методическая разработка урока географии

11 класс

Тема урока: Политическая карта мира. Изменения на политической карте

Цели урока:

Образовательная: определить изменения на политической карте мира

Развивающая: Способствовать формированию информационной культуры учащихся, Формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Воспитательная: Развивать географическое мышление школьников, способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона.

Задачи:

1. Закрепить изученный материал по данной теме.
2. Развитие интереса к предмету.
3. Способствовать развитию интереса к познанию жизни других народов и стран.

Тип урока: Урок повторения и обобщения

Методы обучения: Проблемное обучение, частично-поисковый,  рефлексия.

Виды учебной деятельности: планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; контроль; коррекция;

Оборудование: Компьютер, технологические карты.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать и объяснять общие изменения на политической карте

- определять особенности политической карты мира

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:        

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Термин «ПКМ» понимают в 2-х смыслах слова.

ПКМ в узком смысле- это одна из разновидностей географических карт, на которой нанесены границы государств, столицы, дороги, крупные города.

ПКМ в широком смысле слова- это вся мировая арена в целом, на которой находят отражение главные политико-географические изменения, происходящие в мире.

Изменения бывают:

1)количественные- присоединение открытых земель, территориальные изменения или потери вследствие  войн, объединения или распада государств

2)качественные- смена общественно-исторических формаций, приобретение страной суверенитета, изменение государственного строя

Процесс формирования ПКМ долог в общем виде. Выделяют несколько этапов формирования ПКМ:

Древний (до V в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств: Древний Египет, Древняя Греция.

Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.

Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи

Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.

Современный, в котором выделяется три основных этапа:

А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.

Б) Образование независимых государств Африки.

В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.

Изменения на ПКМ в новейшее и  современное  время:

Европа:

  1. Распад СССР на 15 стран (СНГ- 11 стран)
  2. Объединение Германии
  3. Разделилась Чехословакия
  4. Разделилась Югославия:  изначально на 5: Словения, Хорватия, Македония (БЮРМ- Бывшая Югославская Республика Македония принята в состав ООН), Босния и Герцеговина, Союзная Республика Югославия, которая позже стала называться Союзом Сербии и Черногории, а в 2007 году разделилась на Сербию и Черногорию, Чуть позже отделился автономный округ Косово от Сербии.
  5. Происходит расширение ЕС- 27 стран.

Азия:

      1.  1990г.-Йменская Арабская республика и НДРЙ объединились в Йеменскую Республику со столицей в Сане

       2.  1993г.- Изменилась форма правления в Камбоджи (была монархия, потом республика, снова монархия)

      3.  1997г. –Гонконг вошел в Состав Китая

      4.   2000г.-в состав Китая вошел Макао (владение Португалии)

      5.   2008г.- Непал стал республикой

Африка:

     1.1990г.- последней в Африке Намибия получила независимость

     2. В ЮАР пал режим апартеида

     3.1993г. добилась независимости Эритрея, освободившись от Эфиопии

     4. 1995г.-Эфиопия стала федерацией

Австралия и Океания

  1. 1994г. –стала независимой республика Паллау, освободившись от Федеративных Штатов Микронезии
  2. 2006г. – столица Паллау перенесена в г. Мелекеок

Очень четко наблюдается тенденция увеличения числа суверенных  или независимых государств. За последние 15 лет с 173 до 193.

Всего на ПКМ 225-230 государств (около 30 стран-владений). Не существует точного числа государств в мире, т.к. есть страны, не признанные мировым сообществом (РФ признает 195 государств). В основных зарубежных источниках признаются 193 государства.

По уровню международного признания различаются:

  • непризнанные ни одним государством:

 -Сомали-Лэнд (занимает  северную территорию Сомали, с 1991г.)

 -Кабинда (принадлежит Анголе, но находится анклавно на территории Конго)

 -Селент (государство-казус в Ла-Манше)

  • признанные только государствами, не членами ООН:

 -Нагорнокарабахская республика (с1991г. признается Приднестровской  Молдавской республикой)

 - Приднестровская  Молдавская республика (с1991г. признается Нагорнокарабахской республикой, Абхазией, Южной Осетией)

  • признанны некоторыми государствами, членами ООН:

- Абхазия (с 1992г. признают 4 страны: Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру)

 -Южная Осетия (с 1991г. Признается теми же странами)

 -Турецкая республика Северного Кипра (с 1983г признается только Турцией)

 -Республика Косово (с 2008г. признается 65 странами)

 -Палестина (с 1998г. признается 97 странами; разделена  сейчас на 2 части: Западный берег реки Иордан и Сектор Газа, где свое правительство Хамаз никем в мире не признано)

  • Государства, члены ООН, не признанные некоторыми другими государствами:

-Армения не признается Пакистаном

-Израиль не признается 20+4 арабскими мусульманскими государствами

-КНДР не признается Республикой Кореей, Японией, США

-Южная Корея не признается Северной Кореей.

III. Итог урока

-Назовите виды изменений на политической карте мира.

-Перечислите основные этапы формирования ПКМ.

IV. Домашнее задание

-записи в тетради.

Методическая разработка урока географии

11 класс

Тема урока: Политическая карта мира. Изменения на политической карте

Цели урока:

Образовательная: определить изменения на политической карте мира

Развивающая: Способствовать формированию информационной культуры учащихся, Формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Воспитательная: Развивать географическое мышление школьников, способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона.

Задачи:

1. Закрепить изученный материал по данной теме.
2. Развитие интереса к предмету.
3. Способствовать развитию интереса к познанию жизни других народов и стран.

Тип урока: Урок повторения и обобщения

Методы обучения: Проблемное обучение, частично-поисковый,  рефлексия.

Виды учебной деятельности: планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; контроль; коррекция;

Оборудование: Компьютер, технологические карты.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать и объяснять общие изменения на политической карте

- определять особенности политической карты мира

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:        

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Термин «ПКМ» понимают в 2-х смыслах слова.

ПКМ в узком смысле- это одна из разновидностей географических карт, на которой нанесены границы государств, столицы, дороги, крупные города.

ПКМ в широком смысле слова- это вся мировая арена в целом, на которой находят отражение главные политико-географические изменения, происходящие в мире.

Изменения бывают:

1)количественные- присоединение открытых земель, территориальные изменения или потери вследствие  войн, объединения или распада государств

2)качественные- смена общественно-исторических формаций, приобретение страной суверенитета, изменение государственного строя

Процесс формирования ПКМ долог в общем виде. Выделяют несколько этапов формирования ПКМ:

Древний (до V в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств: Древний Египет, Древняя Греция.

Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.

Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи

Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.

Современный, в котором выделяется три основных этапа:

А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.

Б) Образование независимых государств Африки.

В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.

Изменения на ПКМ в новейшее и  современное  время:

Европа:

  1. Распад СССР на 15 стран (СНГ- 11 стран)
  2. Объединение Германии
  3. Разделилась Чехословакия
  4. Разделилась Югославия:  изначально на 5: Словения, Хорватия, Македония (БЮРМ- Бывшая Югославская Республика Македония принята в состав ООН), Босния и Герцеговина, Союзная Республика Югославия, которая позже стала называться Союзом Сербии и Черногории, а в 2007 году разделилась на Сербию и Черногорию, Чуть позже отделился автономный округ Косово от Сербии.
  5. Происходит расширение ЕС- 27 стран.

Азия:

      1.  1990г.-Йменская Арабская республика и НДРЙ объединились в Йеменскую Республику со столицей в Сане

       2.  1993г.- Изменилась форма правления в Камбоджи (была монархия, потом республика, снова монархия)

      3.  1997г. –Гонконг вошел в Состав Китая

      4.   2000г.-в состав Китая вошел Макао (владение Португалии)

      5.   2008г.- Непал стал республикой

Африка:

     1.1990г.- последней в Африке Намибия получила независимость

     2. В ЮАР пал режим апартеида

     3.1993г. добилась независимости Эритрея, освободившись от Эфиопии

     4. 1995г.-Эфиопия стала федерацией

Австралия и Океания

  1. 1994г. –стала независимой республика Паллау, освободившись от Федеративных Штатов Микронезии
  2. 2006г. – столица Паллау перенесена в г. Мелекеок

Очень четко наблюдается тенденция увеличения числа суверенных  или независимых государств. За последние 15 лет с 173 до 193.

Всего на ПКМ 225-230 государств (около 30 стран-владений). Не существует точного числа государств в мире, т.к. есть страны, не признанные мировым сообществом (РФ признает 195 государств). В основных зарубежных источниках признаются 193 государства.

По уровню международного признания различаются:

  • непризнанные ни одним государством:

 -Сомали-Лэнд (занимает  северную территорию Сомали, с 1991г.)

 -Кабинда (принадлежит Анголе, но находится анклавно на территории Конго)

 -Селент (государство-казус в Ла-Манше)

  • признанные только государствами, не членами ООН:

 -Нагорнокарабахская республика (с1991г. признается Приднестровской  Молдавской республикой)

 - Приднестровская  Молдавская республика (с1991г. признается Нагорнокарабахской республикой, Абхазией, Южной Осетией)

  • признанны некоторыми государствами, членами ООН:

- Абхазия (с 1992г. признают 4 страны: Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру)

 -Южная Осетия (с 1991г. Признается теми же странами)

 -Турецкая республика Северного Кипра (с 1983г признается только Турцией)

 -Республика Косово (с 2008г. признается 65 странами)

 -Палестина (с 1998г. признается 97 странами; разделена  сейчас на 2 части: Западный берег реки Иордан и Сектор Газа, где свое правительство Хамаз никем в мире не признано)

  • Государства, члены ООН, не признанные некоторыми другими государствами:

-Армения не признается Пакистаном

-Израиль не признается 20+4 арабскими мусульманскими государствами

-КНДР не признается Республикой Кореей, Японией, США

-Южная Корея не признается Северной Кореей.

III. Итог урока

-Назовите виды изменений на политической карте мира.

-Перечислите основные этапы формирования ПКМ.

IV. Домашнее задание

-записи в тетради.

Методическая разработка урока географии

11 класс

Тема урока: Политическая карта мира. Изменения на политической карте

Цели урока:

Образовательная: определить изменения на политической карте мира

Развивающая: Способствовать формированию информационной культуры учащихся, Формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Воспитательная: Развивать географическое мышление школьников, способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона.

Задачи:

1. Закрепить изученный материал по данной теме.
2. Развитие интереса к предмету.
3. Способствовать развитию интереса к познанию жизни других народов и стран.

Тип урока: Урок повторения и обобщения

Методы обучения: Проблемное обучение, частично-поисковый,  рефлексия.

Виды учебной деятельности: планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; контроль; коррекция;

Оборудование: Компьютер, технологические карты.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать и объяснять общие изменения на политической карте

- определять особенности политической карты мира

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:        

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Термин «ПКМ» понимают в 2-х смыслах слова.

ПКМ в узком смысле- это одна из разновидностей географических карт, на которой нанесены границы государств, столицы, дороги, крупные города.

ПКМ в широком смысле слова- это вся мировая арена в целом, на которой находят отражение главные политико-географические изменения, происх

Раздел: Конспекты уроков по географии для 10 класса
Автор:
Учитель географии; ГБОУ РК "Крымская гимназия интернат для одаренных детей"
Дата публикации: 18.02.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Глотова Д. С. Политическая карта мира // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/geo/10-klass/file/92079-politicheskaya-karta-mira (дата обращения: 26.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию