конспект урока Конспект урока истории в 6 классе
Конспект урока истории в 6 классе
Тема урока: Борьба Северо – Западной Руси с западными завоевателями.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели:
- предметные: давать определения понятий: духовно-рыцарские ордены, крестоносцы; рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем). Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Объяснять причины успеха русских в данных сражениях; составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского.
- метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
познавательные: извлекать нужную информацию в разных источниках (тексты учебника, исторические карты, видеофрагменты); проводить анализ учебного материала (выделять главное); определять понятия; обобщать, делать выводы.
коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения; высказывать собственное мнение, слушать друг друга, строить предположения.
- личностные: патриотизм, уважение к прошлому России, знание истории, чувство ответственности и долга перед Родиной; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Основные понятия: ордена, крестовый поход, экспансия, ополченцы.
Важнейшие даты: 15 июля 1240 год – Невская битва. 5 апреля 1240 год – битва на Чудском озере (Ледовое побоище).
Выдающиеся личности: Александр Ярославич (Невский).
Оборудование: настенная карта, тетради учащихся, мультимедийный проектор, презентация, платформа «Открытая школа».
Ход урока
I. Организационный момент, формулирование темы, цели урока, мотивация
На доске тема урока “Борьба Руси с западными завоевателями” Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что вы уже знаете о борьбе Руси с западными завоевателями? Что вы хотите узнать нового?
Показывает ученикам Орден Александра Невского, задаёт вопросы:
- Как называется этот Орден?
- Когда он был учреждён?
- Кто и за какие заслуги награждался орденом?
- Что вы знаете о князе Александре Ярославовиче?
Учитель рассказывает детям: Орден Александра Невского учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года. Орденом награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину в Великой Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей.
Имя Александра Невского пользовалось огромной популярностью на Руси. И сегодня многие знают его не как князя. Но как защитника государства, православной веры.
Ребята, как выдумаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания
1. Фронтальная работа по карте (настенная карта):
- Показать поход монголо-татар на Русь в 1223 г. и место битвы на р. Калке.
- Походы Батыя и его полководцев в 1237-1238гг. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Рязань, Коломна, Москва, Владимир – Северо-Восточная Русь, Торжок, Козельск – поход на Новгород.)
- Походы Батыя на Юго-Западную Русь 1239-1240гг. и Центральную Европу. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Переяславль-Южный, Чернигов, Киев, Галич; поход на Венгрию, Польшу, Чехию.)
2.Историческая разминка (Слайды №2, 3)
1) Какое имя получил Темучин после объединения монгольских племён? (Чингисхан)
2) В каком году и где состоялось первое сражение между русскими дружинами и монголами? (1223 г., сражение на р. Калке)
3) В каком году началось монголо-татарское нашествие на Северо-восточную Русь и кто его возглавил? (1237 г., хан Батый)
4) По преданию, после разгрома Рязани Батыем, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину. Кто ее возглавил? (Евпатий Коловрат)
4) До какого города монголо- татары не дошли 100 вёрст? (Новгород)
5) Какой русский город монголы прозвали «злым городом»? (Козельск)
7) В каком году началось нашествие на Юго-Западную Русь? (1239)
III. Изучение нового материала
Тема нашего сегодняшнего урока «Борьба Руси с западными завоевателями». (Слайд №4)
С какими событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, мы познакомимся?
– вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей; узнаем, как боролся русский народ с западными завоевателями, а также познакомимся с личностью выдающегося полководца, военачальника, князя Александра Ярославича.
Также на уроке нам встретятся новые понятия, которые нужно записать в тетрадь и запомнить. (Слайды № 5, 6)
Рыцарский орден – объединение рыцарей-монахов; рыцарская община с определенным уставом.
Кресто́вые походы — серия военных походов, направленных против мусульман, язычников.
Экспансия – расширение сферы господства, влияния.
Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.
1. Постановка проблемы.
На слайде вы видите вопрос, на который нам нужно найти ответ в течение урока (Слайд № 7).
Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?
2. Слово учителя
Экспансия западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.
Ребята, давайте вспомним историю средних веков. Мы с вами вспомнили и записали, что такое рыцарский орден.
- Скажите, есть ли разница между рыцарем-членом рыцарского ордена и обычным рыцарем? (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам и т.д.)
- Кто такие крестоносцы? (Участники Крестовых походов на Восток).
(Слайд № 8) Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать борьбу с западными завоевателями.
Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли.
В конце XII века папа римский объявил крестовый поход против «язычников» - жителей прибалтийских земель: ливов, эстов и т.д. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель на востоке. Рыцари, которые высадились в устье Западной Двины весной 1200 года, объединились в Орден меченосцев (или Ливонский орден). Позже немецкие рыцари захватили земли племени пруссов и основали на них Тевтонский орден. Но когда войска Батыя начали громить русские земли, по указанию римского папы Тевтонский орден объединился с Ливонским.
От середины XII до середины XV вв. новгородцы:
26 раз воевали со шведскими рыцарями,
5 раз – с норвежскими,
11 раз – с немецкими,
14 раз – с литовскими.
В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.
Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.
Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:
- на занятых ими землях население насильственно обращалось в католичество;
- на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки;
- местное население закабалялось.
Личность Александра Невского.
А.Невский – это, наверное, единственный исторический деятель России, о внешности которого нам ничего неизвестно: был он брюнетом или блондином, или рыжим; высоким был или среднего роста, какого телосложения – ничего неизвестно. Но посмотрите, что читаем мы в «Житии А. Невского» (Слайд № 9): «…И воистину - мне без божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую…Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим. Потому–то один из именитых мужей Западной страны…, пришел, желая послушать мудрых речей его. …Повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей»»
Ребята, как описывается в жизнеописании Александр?
Обратите внимание на слайд (Слайд № 10), вы видите два портрета Александра Ярославича. Первый – картина Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский» (1942 г.), второй - портрет из “Титулярника” (1642 г.). (Титулярник - справочная книга, содержащая перечень титулов русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей.) Обратите внимание на то, что на этих двух портретах Александр Ярославич изображен по-разному.
Задание: охарактеризовать Александра Невского опираясь на любой из предложенных портретов ( на картине Корина - мощный человек - защитник Руси, воитель; на портрете из «Титулярника» - изображен как святой, как правитель, князь.)
Александр Невский – это национальный герой. Может быть, вы помните, что в 2008 году проходил конкурс под названием «Имя России». В конечном итоге этот титул был присужден именно Александру Невскому. Сейчас Александр Невский канонизирован, то есть, причислен Русской православной церковью к лику святых.
Полководческий талант Александра Ярославича отражён в житиях, сказаниях и других литературных произведениях различных времён. Режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм, который так и называется «Александр Невский». В нем показаны изучаемые нами события. Сейчас мы просмотрим фрагменты из этого фильма. Смотрите внимательно, потом вам нужно будет ответить на вопросы по просмотренному фильму. Основные даты, факты можете фиксировать в своих тетрадях.
Физкультминутка
Посмотрели на право, посмотрели налево, посмотрели вверх и вниз и ещё раз.
Воздух (руки вверх)
Вода (руки в стороны)
Огонь (руки вперёд)
Земля (руки вниз)
И повторили.
3. Просмотр фрагментов из фильма.
Сражение на реке Неве.
Сражение на Чудском озере получило название Ледового побоища.
Фрагмент – обращение к псковичам.
А теперь давайте ответим на вопросы.
4. Вопросы по просмотренным кинофрагментам:
- Когда и где произошла Невская битва? (15 июля 1240 г. на берегу р.Нева) (Слайд № 11)
- Кто возглавил русское войско? (князь Александр Ярославич Невский)
- Против кого была эта битва? (против шведских феодалов-захватчиков) (Слайд № 12)
- Кто одержал победу в Невской битве? (русский народ)
- Почему Александра Ярославича прозвали Невским? (за победу в Невской битве)
- Назовите дату Ледового побоища (5 апреля 1242 г.) (Слайд № 13)
- Где оно произошло? (на Чудском озере)
- Как немецкие рыцари построили свои войска? (в форме клина – «свиньи»: в центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах - тяжелая конница)
- Как построил свои войска Александр? (Александр расположил свои войска так, чтобы охватить «свинью» с фланга: усилил фланги конницей, а против головы «свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев) (Слайд № 14)
- Каковы итоги Ледового побоища? (Много рыцарей убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед, остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей)
- Какие слова, сказанные Александром Невским, стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет)(Слайд №15)
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)
Решение проверочных заданий по теме с платформы «Открытая школа - 2035»
Урок №13.
- Одновременно с монгольским нашествием на Русь вторглись:
- татары
- кочевники
-печенеги
- западные рыцари
2. какой новгородский князь противостоял западным противникам?
- Юрий Всеволодович
- Ярослав Всеволодович
- Роман Мстиславич
- Александр Ярославович
3. Заполните пропуски
Какое прозвище получил князь Александр Ярославович за свои военные победы?
4.Заполните пропуски
Как называлось построение немецких рыцарей в Ледовом побоище?
5. Какой духовно- рыцарский орден граничил с русскими землями на Западе?
- орден меченосцев
- орден иезуитов
- мальтийский орден
- Ливонский орден.
Тренинг
- работа с документом
Итак, вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока (Слайд № 17):
Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?
(Внезапность нападения, удачно выбранные места сражения, согласованность действий русской пехоты и конницы, героизм воинов, полководческий талант Александра Невского.)
Ребята, эта неделя в нашей школе метапредметная и посвящена она воде. Как тема нашего урока перекликается с этой темой?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание ( Слайд № 18): § 19, заполнить контурную карту, выучить даты и понятия.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Хисамиев Р. Р. Конспект урока истории в 6 классе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/istoriya/6-klass/file/126497-konspekt-uroka-istorii-v-6-klasse (дата обращения: 31.03.2025)- Стратегии работы с текстом: кейс-технология как средство развития учебных и социальных компетентностей на уроке истории в 6 классе
- Принятие христианства и его значение
- Нашествие крестоносцев, XIII век
- Дмитрий Донской и борьба с Золотой Ордой
- Восточные славяне
- Возникновение средневековых городов. Жизнь и быт горожан
- Музей средневековой культуры и быта