Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока «Любовь и верность в «Сказании о Петре и Февронии»

 План-конспект урока 

Тема: «Любовь и верность в «Сказании о Петре и Февронии».

Класс: 7

Тип урока: урок построения новых знаний.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с главными героями произведения и его художественными особенностями.

Познавательные: отвечать на вопрос учителя, уметь находить  новую информацию, сравнивать и делать выводы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои результаты на уроке.

Коммуникативные: владеть умением вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, работать в парах.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил этики и поведения.

Методы и приемы обучения: стратегия смыслового чтения. Приемы: «верное-неверное утверждение», «синквейн», «прием незаконченного предложения».

Ход урока

1.Приветствие. Включение в деятельность . Проверка готовности к уроку.

Слово учителя : Здравствуйте ребята! Откройте ваши тетради, запишите число, оставьте строчку для темы урока.

Начать наш урок я хотела бы с прослушивания аудиозаписи. Вы будете слушать песню и выписывать из неё ключевые слова.

https://muzofond.fm/search/петр%20феврония

 Обратите внимание на иллюстрации.

     

Кто на них запечатлён? Кому они посвящены?

2.Актуализация  знаний обучающихся.

Произнесите слова, которые вы выписали.( НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ВЕРА, ВЕРНОСТЬ, ПЕТР, ФЕВРОНИЯ, ЖИЗНЬ, ЧИСТОТА.)

Учитель: Что их объединяет?  ( сказание о Петре и Февронии Муромских содержит в себе бесценные уроки нравственности, приводит пример гармоничных взаимоотношений, учит, как, преодолевая трудности, сохранить любовь и верность в браке, помогает супругам осознать всю ответственность за сохранение семьи.)

На сегодняшнем  уроке мы с вами будем работать над произведением древнерусской литературы, созданным в конце 40-х годов XVI века и относящемся к муромо-рязанскому циклу, - «Повестью о Петре и Февронии».

3. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Учитель:  Анализируя произведение, мы задумаемся о взаимоотношениях между людьми, о том, какие человеческие качества ценились в то время на Руси, какие нравственные идеалы остаются ценными до сих пор.  Жизнь Петра и Февронии — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, создав на собственном примере идеал христианской семьи

Руководствуясь сказанным и услышанным, сформулируйте тему нашего урока и его цель. Запишите тему урока в тетрадь.

-Работа над индивидуальными  сообщениями, подготовленными учащимися

История создания «Повести о Петре и Февронии» (остальные учащиеся записывают основную информацию в тетрадь)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — памятник древнерусской агиографической литературы, созданный в конце 1540-х годов Ермолаем-Еразмом, книжником из окружения митрополита Московского Макария, на основе муромских устных преданий.

Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

«Повесть» не соответствовала агиографическим канонам, поскольку использовала сказочные сюжеты и элементы фольклора. Она не была включена в «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария.

Однако в русской книжности произведение имело широкое распространение. Сюжет о Петре и Февронии был очень популярен на Руси и получил дальнейшее развитие как в литературе, так и в иконописи.

Обучающиеся записывают, когда и кем написана повесть, что легло в основу и т.д.

4. Изучение нового  материала

 Определение жанра произведения

-Запишем определение данного жанра (повесть - это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях).

-Черты каких жанров мы можем найти в изучаемой повести?(  в этом произведении есть и элементы сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести,это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера)

-Назовите еще раз героев этой повести.

-Работа в группах:  характеристика главных героев:

1группа – Петр

(Мы считаем, что у читателей к Петру складывается двоякое отношение: с одной стороны, он побеждает змея – оборотня, услышав от старшего брата, что змей назвал Петром человека, от которого он примет смерть, он готов стать именно этим Петром, даже не имея Агрикова меча, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, нос другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

 2 группа – Феврония.

(Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Характер главной героини многогранен)

-Беседа по содержанию произведения:

-Что показал автор через образ Петра?

-Какой должна быть власть?

--Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?

-Так почему же автор делает Петра главным героем? Подтвердите текстом. Запишите ответ в тетрадь.

-Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? Запишите ответ в тетрадь.

-Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

-Докажите, используя текст, что Феврония мудрая.

-В чем находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?

-Какова тема и идея повести? (Тема - история любви, преданности, самоотверженности, идея - показать идеал праведника, утверждение любви - великого чувства.)

-Изучая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» мы знакомимся с новыми для вас словами, давайте узнаем, что они обозначают

Словарная работа:

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.Составитель митрополит Макарий.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Чадолюбивые-любящие своих детей

Искони-издавна, с незапамятных времен

Поведать – сообщить

Пронырливый-ловкий, проникающий всюду с помощью хитрости, ловкости, происков.

Дивиться – удивляться

Наветы-наговоры, клевета, ложные обвинения

Блаженный-1) в высшей степени счастливый 2) глуповатый(юродивый)

5.Закрепление учебного материала

-Чтение и осмысление характеров героев

-Ответы  на вопросы:

-В чём основное значение «Повести…»?

-Работа в тетради:

-Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

-В чем заключена идея повести? Ответ запишите.( Жизнь святых Петра и Февронии - это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.)

6. Рефлексия учебной деятельности 

Ко дню памяти святых Петра и Февронии приурочен всероссийский праздник - День семьи, любви и верности, который в России отмечается 8 июля с 2008 года. Символом праздника стала ромашка - с таким предложением два года назад выступила глава оргкомитета праздника, супруга президента России Светлана Медведева. Эту награду получают семьи, прожившие не один год вместе, пережившие разные события, но несмотря ни на что сумевшие сохранить любовь и верность в своей семье.

-У нас с вами у каждого тоже есть своя ромашка, на лепестки которой мы сейчас запишем все качества, которые вы отметили у Петра и Февронии.

В центр ромашки впишите то качество, которое вы считаете наиболее ценным и важным, объясните почему.

Для меня главным качеством является………, потому что …..

На мой взгляд самое важное в человеке – это…., потому что…

Для себя я определил главным качеством…., так как……

Наиболее значимыми для меня стали ……… и …….,потому что

Что нового вы узнали?

Что было трудным?

Что получилось, а что нет?

Чем полезен урок для вас?

-Выставление оценок за работу на уроке.

 

7.Домашнее задание по выбору: 1) создать иллюстрации к повести; 2) написать отзыв «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн настоящей любви»

Раздел: Конспекты уроков по литературе для 1 класса
Автор:
учитель русского языка и литературы ГБОУ ЛНР "АСЭГ"
Дата публикации: 16.12.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Лепшеева С. Н. «Любовь и верность в «Сказании о Петре и Февронии» // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/liter/1-klass/file/126079-lyubov-i-vernost-v-skazanii-o-petre-i-fevronii (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию