Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Вершинина Елена Рафиковна,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

первой квалификационной категории

МАУДО "ДШИ №13(т)"

 

Нужна ли ребенку музыка, если он не станет музыкантом?

Сегодня музыкальное образование является не обязательным, да и не таким престижным, как в прошлом. Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей - важный элемент их гармоничного развития.

Обучение музыке связано с нравственным воспитанием. А.В. Луначарский сказал мудрые слова: "Образованный человек - это человек, в котором доминирует образ человеческий". То есть способный к сопереживанию, умеющий в любви и ненависти сохранить человеческое лицо.

Сейчас много внимания уделяется умственному воспитанию. Сегодня неграмотный человек - музейная редкость. Завтра такой же редкостью станет человек, не имеющий среднего образования. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием. С воспитанием культуры человеческих чувств.

"Опасность не в том,- писал украинский специалист по кибернетике Г. Суворов, - что машины начнут думать по -человечески, а в том, что человек начнет думать как машина". Если ребенка не воспитать эмоционально, он превратится в робота. Перестанет мечтать, любить и сопереживать.

Сегодня мало таких родителей, которые задумываются о музыкальном образовании своих детей. Многие родители считают, что музыкальное образование не так важно, как например: юридическое, экономическое, филологическое. А что родителям еще остается говорить, ведь жизнь заставляет выбирать кратчайший путь к финансовому благополучию. И не всегда они видят плюсы в музыкальном развитии детей. И не всегда понимают, что потраченное время и силы могут принести их детям плоды в будущем.

82 родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, был задан вопрос: "Зачем вы учите ребенка музыке?"16 ответили: "Чтобы умел на инструменте играть". 21 - "Для будущего развития". 36 - "Хотим, чтобы стал музыкантом". 8 - "Чтобы полюбил музыку". А один папа написал: "Чтоб не рос злым". Последний ответ, хотя и был единственным, для нас особенно важен, так как отражает основную тенденцию современной музыкальной педагогики: главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ученика. Это перекликается с воспитательными задачами, которые ставятся в новых программах ФГТ и ФГОС.

Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Это научно подтвержденный факт.

Чтобы ребенок успешно учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо заниматься музыкой. Уроки музыкой развивают у детей красивую и грамотную речь. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.

Мозг музыкантов работает лучше. Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. Процессы воприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. В целом, IQ у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию.

В настоящее время проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные - употребление родителями некоторых лекарств, алкогольных напитков, болезни матери и малыша. Но чаще всего это бытовые причины. Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему у детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредотачиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим, у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре. Музыкально-ритмические же занятия очень положительно влияют на формирование хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

Для малышей занятия музыкой вообще необходимый вид деятельности. Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение развивают многие способности:

- улучшает общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка;

- развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память;

- формируются навыки вербального и/или невербального общения;

- ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе;

- развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

В целом, хочется сказать, что занятия музыкой улучшают общее самочувствие человека, настроение и работу имунной системы. Врачи и психологи подтверждают: у детей, которые регулярно поют, лучше имунная система, они здоровее и эмоционально более уравновешены.

Основываясь на результатах исследований, ученые разных стран предлагают увеличить долю уроков музыки в школьной программе и поставить ее в один ряд с математикой, чтением и правописанием.

И надо помнить, что музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно игра на музыкальном инструменте может стать новым звучанием вашей жизни и важным шагом к здоровью вашего ребенка.

Список источников:

1. Воронова И.Г. Музыкальное образование-главный фактор развития ребенка, становления успешной личности.// Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014,-с.43-46

2. Павлова Е.В. Музыкальное образование как необходимый аспект развития личности ребенка//Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар.науч.конф.- Казань: Бук, 2015.- С.135-139.

Раздел: Конспекты уроков по музыке для 1 класса
Автор:
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МАУДО "Детская школа искусств №13(татарская)"
Дата публикации: 12.12.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Вершинина Е. Р. РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/1-klass/file/125953-rol-muzykalnogo-obrazovaniya-v-razvitii-lichnosti-rebenka (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию