Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока 3 кита экономики

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Три кита экономики».

Пояснительная записка
Урок окружающего мира в 3 классе «Три кита экономики»– примериспользования приемовтехнологииразвитиякритического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе. Данная технология направлена на развитие умения работать с любой информацией (в данном случае с текстом учебника «Окружающий мир»), творчески перерабатывать, соотносить известное и новое, вырабатывать и аргументировано защищать свою точку зрения.
Особенность данного урока состоит в том, что он представляет собой синтез отдельных приемов технологии, которые позволяют осуществлять деятельностный подход, формируют универсальные учебные действия.
В центре внимания на уроке – работа со статьёй учебника.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Вид урока – урок-полилог.
Согласно технологии на уроке использованы 3 стадии модели урока: «Вызов», «Осмысление содержания», «Рефлексия». Учитель подводит учащихся к выводам, сочетая научность с доступностью изложения материала. Нетрадиционная форма проведения урока (интерактивное исследование), возможность высказать собственную точку зрения обеспечивает устойчивую мотивацию учащихся к исследуемой проблеме. Смена видов деятельности во время уроков (полилог с учащимися, работа в паре, в группе, чтение с пометками «INSERT», «Кластер», написание синквейна) способствует сохранению высокой работоспособности учащихся, исключая их быструю утомляемость. Ситуация успеха на уроке, рефлексия деятельности учащихся – те факторы успешности, которые обеспечили результативность урока.
Урок соответствовал уровню учебной подготовки и развития учащихся. Организация деятельности учащихся на уроке отвечала поставленным целям. Последовательный переход от одного этапа урока к другому позволил глубоко раскрыть тему, предложенную для изучения.
Активность учащихся на уроке достигалась за счет активизации познавательной деятельности на всех этапах: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
Учебный материал организован таким образом, что предполагает творческую и исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Обобщения, итоговые выводы, выполнение творческого задания – результат рефлексивной деятельности самих учащихся.
Актуализация знаний учащихся на стадии вызова достигалась следующими приёмами: верные-неверные утверждения, прогнозирование, обращение к личному опыту. На стадии осмысления содержания были использованы такие приёмы, как проблемный вопрос, чтение с пометками «INSERT», «Кластер». На стадии рефлексии учащиеся совместно с учителем выполнили творческое задание - написали синквейн.
Актуальность рассматриваемых вопросов для учащихся очевидна:
• на уроке дана консультация по написанию синквейна;
• учащиеся имели возможность аргументированно высказать свою точку зрения.
Полилог в ходе урока позволил решить поставленные проблемы;добиться целей.
Дифференцированное домашнее задание носит творческий характер,
поможет привести в систему полученные на уроке знания.
Комфортная психологическая атмосфера, взаимная заинтересованность всех участников урока помогли в достижении поставленной цели. Формыорганизации деятельности учащихся на уроке отвечают поставленным целям. Последовательный переход от одного этапа урока к другому позволяет глубоко раскрыть тему, предложенную для изучения.
Активность учащихся на уроке достигается за счет активизации познавательной деятельности на всех этапах: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
Учебный материал организован таким образом, что предполагает творческую и исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Обобщения, итоговые выводы, выполнение творческого задания должны стать результатом рефлексивной деятельности самих учащихся.

Тема: «Три кита экономики».
Цели: Формирование представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.
Планируемые результаты:
Понятия: природные богатства, капитал, труд людей.
Предметные результаты: Знать:понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»; о роли природных богатств в экономике; названия полезных ископаемыхУметь: отличать полезные ископаемые друг от друга.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
Познавательные: Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль
Личностные результаты: Самооценка на основе критериев ус¬пешности учебной дея¬тельности
Тип урока: урок открытия нового знания.
Структура урока: урок по ТРКМ.
Форма работы индивидуальная, работа в парах, группах
Приемы технологии развития критического мышления: игра: «Верите ли вы, что...», чтение с пометками «INSERT», «Кластер», «Чтение с остановками», «Корзина идей», «Синквейн».

Ход урока:
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Чтобы обо всём узнать,
Надо нам во всё вникать –
Это мы запомним впрок,
Начинается урок!
1часть. Вызов. 5 минут.
- Ребята, с какой большой темой мы начали работать на прошлом уроке?
- С чего мы обычно начинаем урок? (с повторения).
Игра: «Верите ли вы, что...».
Правила игры:
У вас на столах таблица. Цифрами я указала № вопросов.
1. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах.
2. Если вы согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « -». Если возникнут разногласия поставьте знак вопроса.

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.... (+)
2. Экономика- это возможность заработать деньги (-) искусство ведения хозяйства
3. Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (-) сельское хоз-во
4. Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (-)
5. Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)
6. Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)
7. Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)
8. Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров (+)
- Положите листочек на середину парты.

Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
(Его поменьше даже слон),
Пускать фонтаны любит он,
В воде он плавает и спит.
Кто скажет первым? Это бегемот? (-) (КИТ)
- КИТ. Что вы представили?
Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о китах. Да, да, не удивляйтесь. Начнем мы наш урок с прочтения отрывка из произведения Петра Павловича Ершова «Конек-Горбунок».
Читает ребенок. Подъезжая к окияну, Говорит конек Ивану: "Ну, Иванушка, смотри, Вот минутки через три Мы приедем на поляну -- Прямо к морю-окияну; Поперек его лежит Чудо-юдо рыба-кит; (Слайд 2)
В сказке «Конек-горбунок» есть персонаж - чудо-юдо рыба-кит, который лежит поперек моря-океана. На нем поселились люди, стали пахать на губе и искать грибов промеж усов. Это наказание было послано киту за то, что он без спроса проглотил среди морей три десятка кораблей.
В глубокой древности люди не знали, какую форму имеет Земля. Им казалось, что она похожа на огромный круг, в середине которого они живут. Люди считали, что Земля должна на что-то опираться. Поэтому он думали, что Земля, расположена на спинах громадных китов, которые могут двигаться. Говорили, что сначала Землю поддерживали семь китов, однако со временем она слишком отяжелела и четыре кита, не выдержав возросшей нагрузки, нырнули в бездонную пучину. Сейчас конечно так уже никто не думает. Но вот осталось образное выражение "три кита", которое означает основу(слово на доске: основа), фундамент чего-либо. Слайд 3
-Скажите, а где мы с вами уже встречались с тремя китами? (в музыке, танец, марш, песня. )Мы с вами сказали, что в музыке есть основа , а как вы думаете, есть ли основа в экономике?
- Какова цель нашего урока? (узнать, что лежит в основе экономики; какие такие три кита и сегодня поддерживают жизнь всех жителей нашей планеты.)
- Сформулируйте тему урока. (Три кита экономики)
-Послушайте стихотворение. Если вы будете внимательны, вы сумеете выполнить задание, которое я вам дам после прослушивания стихотворения.
Основа жизни – три кита -
Об этом помните всегда.
А в экономике основа -
Три важных и полезных слова:
Природные богатства, капитал и труд.
Всю сущность этой темы увидеть можно тут.
2 часть. Осмысление. 20 минут.

- Прочитайте слова, записанные на доске.

ЭКОНОМИКА
природные богатства
капитал
труд
воздух
вода
полезные ископаемые
почва
растения
животные
физический
умственный
здания
дороги
станки
оборудование
инструменты
человек

- Это не просто слова, это основа чего? ЭКОНОМИКИ! Как вы думаете, как называется первый кит экономики?
Первый кит экономики – «Природные богатства» – то без чего нет возможности производить товары.
- Выберите слова, которые вы бы подарили первому киту экономики.
- Кто желает?
- Согласны с ним?
- Откройте учебник. Стр. 42. Возьмите в руки карандаш. Внимательно прочитайте текст. Если найдёте новую информацию о природных богатствах, то ставьте «+».
(ученики читают глазками)
- Что нового вы для себя узнали?
- Совпали ли наши предположения с информацией учебника?
- Все ли природные богатства, о которых вы прочитали, отмечены у нас на доске?
–Зачитайте «Как нужно использовать природные богатства?»
- Бережно. Это как?
– Следующий кит экономики - капитал.
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Деньги, я с вами согласна.
- Но только ли деньги являются капиталом? - Выберите слова, которые вы бы подарили второму киту экономики.
- Какие слова отнесём ко второй основе экономики?
(здания, дороги, станки, оборудование, инструменты) Капитал в экономике это не только деньги, но и все что сделано руками человека для производства товаров и услуг - это заводы, фабрики, дороги, оборудование, инструменты.
- Кто нам необходим для производства этих товаров?? (Рабочие, специалисты)
-Действительно, чтобы сделать любой товар, необходимы люди, чтобы они изготовили товар, потрудились. Как вы думаете, как называется третий кит?
"3 кит" называется "ТРУД".Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага .
Работаем в группах.
- Займите свои места. Правила работы в группе вы помните.
- Попробуйте представить себя в роли государственного чиновника, главы города. Кто является главой нашего города? (СЕДОВ АЛЕКСАНДР..........................)(СЛАЙД)
- Что бы вы сделали, будь вы на месте главы города, чтобы увеличить капитал нашего города? (Построить в городе фабрики, заводы, приобретать современное оборудование, приглашать молодых специалистов с высшим образованием)
-Чья группа готова? Вам слово.
(выступление представителей групп)
- Будем надеяться, что вы вырастите и сумеете претворить свои мечты в жизни.
- У нас остались на доске слова умственный и физический.
- Что может быть одновременно и умственным и физическим?
- Труд!
- Подберите прилагательные к слову труд. Какой? (эффективный, добросовестный, честный, качественный, недобросовестный)
- Говорят, работать спустя рукава. Это как?
- А каким ещё может быть труд, чтобы наша экономика была богаче, лучше, прочитайте в учебнике страница 44.
- Зачитайте, что делает труд успешным?
- Какую тайну экономики мы раскрыли сегодня на уроке?
- Можно ли сказать, что какой – то кит главнее? Нет, они все важны!
- Вернёмся к таблице. Оцените достоверность утверждений, используя полученную на уроке информацию.
1. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах.
2. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет,
то « - ».
1. Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.... (+)
2. Экономика- это возможность заработать деньги (-) искусство ведения хозяйства
3. Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (-) сельское хоз-во
4. Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (-)
5. Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)
6. Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)
7. Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)
8. Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров (+)

- Совпали ли наши предположения?
- У кого изменились мнения?

3часть. Рефлексия. Творческое размышление. 10 минут.
- Так что же такое экономика? Для чего она нужна?
- Кто догадался, какое слово у меня спряталось за этой карточкой? (человек)
- К какой основе экономики вы можете поместить слово человек?
- Проверяем. Отстаивайте свою точку зрения.
- Согласны вы, ребята?
- А я своё мнение оформила так:

для
Человек экономика
без
- Человек и экономика. Есть ли какая - нибудь связь между этими словами?
- Ради человека и во имя человека существует экономика, потому что она призвана удовлетворять наши потребности, потребности людей!
-Давайте сочиним стихотворение - синквейн на тему «Экономика».
Экономика
Сильная, мощная, слабая, развитая, денежная
Изучает, удовлетворяет, производит, создаёт
Удовлетворяет разнообразные потребности людей
Улучшает жизнь людей
Правильно веди экономику
Богатство! Благополучие! Счастье!

- А теперь продолжите мою фразу:
- Урок интересный, потому что ...
- Я могу похвалить себя ...
- Знания, полученные на уроке, мне пригодятся ...
- Мне было трудно, потому что ...

Раздел: Конспекты уроков по окружающему миру для 3 класса
Автор:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дата публикации: 25.04.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

ДМИТРИЕВА Н. В. 3 кита экономики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/okr-mir/3-klass/file/27409-3-kita-ekonomiki (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию