Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сафонова Екатерина Юрьевна

воспитатель

МБДОУ «Нердвинский детский сад»

Карагайский район.

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, и входит в социально – коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии, заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка, как можно раньше с различными видами профессий, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещѐ в дошкольном детстве. В этом возрасте у ребѐнка должна сформироваться определѐнная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятием.

 Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Все мы любим свой край и хотим, чтоб молодежь оставалась в родном селе и это еще одна причина, того, что детям необходимо с раннего возраста прививать любовь к родному краю, к сельским профессиям.

Цель вариативной части основной образовательной программы нашего ДОУ:

Воспитание любви к малой Родине, истории края, жизни народа, а это значит и о профессиях нашего края.

Я хочу рассказать, как знакомлю детей с профессиями нашего села с профессиями нашей малой Родины.

Цель моей работы: Создание условий для ранней профориентации дошкольников.

Задачи:

Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного села.

Воспитывать у детей уважение, интерес к профессиям нашего села, к профессиям родителей.

Чтобы реализовать поставленные задачи, составила план предстоящей работы по формированию знаний о труде взрослых.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществлялось с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Работу планирую по трем направлениям

  1. Работа с родителями.
  2. Работа с детьми
  3. Работа с социумом.

В работе с родителями в начале года выясняю в процессе тестирования, в какой форме им удобно рассказать о своей профессии детям. Разрабатываем с родителями планы, маршруты. Большую помощь оказывают родители по организации развивающей среды. Оформляют вместе с детьми книжки – малышки, альбомы. Организовывают встречи с интересными людьми, где сами рассказывают о своей профессии, проводят мастер классы для детей, или приглашают кого - либо из других организаций. Например, мама Маши Тудвасевой учительница проводила мастер класс с детьми «Декупаж шкатулки».

 
 

Также родители помогают оформлять выставки, стенды, лепбуки по данной теме.

 
 

Практикуем такую форму работы, как минипроекты. Родители совместно с детьми разрабатывают краткосрочные проекты : такие, как «Все профессии нужны, все профессии важны»; «Современные профессии». мама Вики Федоровой презентовала свою профессию - Мастер маникюра. Дети были в восторге.

Вошла в традицию детского сада такая форма работы: когда родители проводят занятия: Например, Мама Лизы Хозяшевой провела занятие «Профессия Агроном»; мама Дениса Тиунова провела беседу «Профессия пожарный» и  игру «Мы пожарные».

В группе с детьми я провожу беседы, дети самостоятельно создают мини проекты, вместе с родителями семейные лепбуки, макеты, выставки. Например лепбук - «Хлеб всему голова»».

Макеты - «Зерноток», « Мастерские», «Ферма»

 
 

Оформили с детьми альбомы: «Профессии мам, пап», «Сельские профессии», «Городские профессии», « Современные профессии», «Мужские профессии», «Женские профессии».

Дети знают главное предприятие в нашем селе, как оно называется ООО Агрофирма «Победа», как зовут председателя ( В.Н. Тунев).

Вместе с детьми мы создали фильм «История нашего села».

Ходили в правление колхоза, нам разрешили посмотреть архивы, альбомы, фотографии прошлых лет. Сначала мы с детьми и родителями создали альбом, а затем и фильм. Просматривая альбомы , фильм дети наглядно видят, как вырос колхоз, улучшились условия труда родителей. Профориентационная работа строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме я читаю детям художественную литературу, изучаю с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека использую образовательно – игровые ситуации, например: «Веселые поварята», с - р игры «Мы строители», «Я пожарный и т. д.

Очень действенный метод – экскурсии.

Мы с детьми ходим на зерноток, ферму, мастерские.

 
 
 
 

Детям очень нравятся такие походы. Зачастую экскурсоводами выступают родители детей. Например, мы с детьми ходили на экскурсии: на зерноток, где дети рассматривали зерно, как его сушат, где оно хранится, как его взвешивают, а на машинном дворе ООО Агрофирмы «Победа», дети рассматривали новейшие плуги, комбайны, сеялки, трактора и другую сельскохозяйственную технику. Каждый год ходим с детьми на пожарную часть, знакомимся с профессией Пожарный. С каждой экскурсии мы приносим фотографии, создаем альбомы, дети делятся своими впечатлениями. По фотографиям дети составляют описательные рассказы.

План экскурсий вместе с родителями разработали на весь учебный год. Проработали маршруты экскурсий. Также работаем с другими организациями (больница, школа, библиотека): составляем план, обсуждаем ход мероприятий и затем по плану идем с детьми в школьную библиотеку или на почту, в школу, магазины, в лесничество, в Дом культуры, где выступаем перед односельчанами, проводим совместные викторины, акции и т.д.

Я готовлю детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Я хочу, чтоб мои воспитанники понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни.

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо. Учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Проведение работы по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость. Знакомство дошкольников с профессиями также расширяет общую осведомленность об окружающем мире, кругозор детей, формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Для участия в конкурсе «Открытый урок» необходимо оплатить оргвзнос.
После оплаты Вы сразу получите cертификат участника + Ваша работа будет рассмотрена для награждения дипломом 1, 2, 3 степени или лауреата конкурса.
Раздел: Конкурсные работы. «Открытый урок»
Автор:
воспитатель МБДОУ «Нердвинский детский сад», Карагайский район
Дата публикации: 03.03.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сафонова . Е. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/open19/k/file/68421-statya-rannyaya-proforientatsiya-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.03.2024)
Скачать сертификат конкурса «Открытый урок»
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Скачать рецензию на работу