Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Экономика в жизни общества

Включает методическую разработку

Урок «Экономика в жизни общества»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

Обучающие: формирование понятия «альтернативной стоимости», как аргумента при осуществлении «рационального выбора»

Воспитательные: формирование умения осуществлять выбор.

Развивающие: развитие национальной идентичности

Оборудование: ИКТ ресурсы.

Ход урока:

Организация учебного занятия

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня урок обществознания я проведу вместе с вами. Меня зовут Надежда Николаевна.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обратите внимание на слайд (слайд: неандерталец и современный человек?)

-Скажите, в чем нуждаются эти люди? (еда, одежда и т.д.). А как мы можем назвать все это одним словом? (потребности).

- Я напомню как мы называем эти группы. А вот эту?

(слайд ПОТРЕБНОСТИ: материальные, социальные и духовные).

-Скажите, наши потребности ограничены? (ответы) - А возможности? (ответы)

Что же делать? Надо научиться осуществлять ВЫБОР.

Но нужно уметь выбирать!!

(пишем на доске) О выборе задумывались люди всегда. (слова французского режиссера)

«Нужно уметь выбирать» (Марсель Ашар) (на слайд)

Основной этап

-Как вы думаете, легко ли сделать выбор? (нет) Почему?

Согласна, в основе любого выбора лежит желание удовлетворить потребности при ограниченных ресурсах.

Я предлагаю вам попытаться сделать выбор, поработав в группах с заданием 1.

РАБОТА В ГРУППАХ (5 минут)

Обсуждение результатов (ответы) (2 минуты)

Вы легко пришли к соглашению при выборе? Почему? (ответы)

-Вы колебались между различными потребностями и ресурсами как весы.

ПОЯВЛЯЮТСЯ ВЕСЫ.

Если потребности совпадают с нашими ресурсами – то сделанный выбор осуществим. (кладем монетку) Выбор – верен. (НА СЛАЙДЕ: Выбор – разрешениенеопределенности в деятельности человека (философский словарь).

МАША Прочитай пожалуйста определение. Вы оказались в состоянии неопределенности (ДА), смогли его разрешить? (Да) Значит потребности семьи Ивановых оказались равны их ресурсам.

Если потребности (КЛАДЕМ МОНЕТКУ) превышают ресурсы (весы перевешивают) – то выбор неосуществим без потерь. В виде формулы это можно выразить так:

В= Р-П

Если Р ≥ П, то В ≥ 0 - выбор осуществим

Если Р< П, то В< 0 – выбор не осуществим без потерь.

Как вернуть равновесие? (УМЕНЬШИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ т.е. от чего отказаться).

В экономике это имеет свое название. Найдем в учебнике это определение. Работа с учебником (стр. 90).

Посмотрите в задание 1. От чего вы отказались при осуществлении выбора? (ответы)

назовите альтернативную стоимость выбора в семье Ивановых в первой группе это было…….во второй…..в третьей…… (ответы)

Применение знаний и способов действий

-Вы научились делать выбор в семье, но выбор нужно делать не только в семье, но и на уровне предприятия, города, государства. Теперь попытайтесь сделать выбор наиболее приоритетных направлений в развитии экономики, представив себя в роли президента.

Я предлагаю вам поработать индивидуально с заданием 2. (5 минут)

-Поднимите руку те, кто выбрал 1 вариант? 2 вариант? 3 вариант?

Я с вами полностью согласна, социальная помощь, развитие промышленности, безопасность – все это условия, без которых невозможно развитие нашего государства.

Обобщение и систематизация знаний

- Посмотрите на экран (РОЛИК ДОСТИЖЕНИЯ) (3 мин).

Что вы увидели? (ответы). Когда я смотрела этот ролик, мое сердце наполнилось любовью и гордостью за нашу страну. А что почувствовали вы? Скажите, а эти достижения имеют альтернативную стоимость? Согласна, нашему государству пришлось многим пожертвовать, но мы получили гораздо больше чувство единства российского общества, формирование гражданской идентичности, чувство гордости за сильное и независимое государство.

-Эти достижения стали реально осуществимы, потому что были правильно расставлены приоритеты в развитии страны в условиях ограниченных ресурсов. Мы этого достигли, мы этим гордимся!!!! А что же нас ждет завтра?

Какие приоритеты на будущее определил в своем Послании к Федеральному собранию 3 декабря этого года наш Президент В.В. Путин?

(РОЛИК)

Я предлагаю вам поработать в группах с заданием 3. (5 минут), для того что бы определить какие же стоят перед страной задачи и основные направления деятельности для их достижения. (ИНСТРУКТАЖ С БУМАГОЙ) (Ответы). Первая группа разместите на доске, что у вас получилось. Вторая группа. Третья. Это лишь некоторые задачи из тех, которые определил наш Президент.

Посмотрите, что получилось. Задачи стоят разные, способы их достижения тоже, но ограничены одинаковые ресурсы. Почему?

СТРАНА ЕДИНА!!! ЦЕЛИ ЕДИНЫ!!!

Подведение итогов учебного занятия

(РОЛИК КОНЕЦ)

Рефлексия

- В.В. Путину близки слова Д.И. Менделеева.

Прочитайте несколько высказываний и скажите, какие близки вам?

Спасибо за урок.

Задание 1.

В 2015 году семья Ивановых, состоящая из пяти человек (мама, папа, сын 18 лет, дочь 2 года, бабушка) накопили определенную сумму денег. Перед ними встал вопрос: на что потратить деньги? Выбор был достаточно сложный: нужно было оплатить обучение сыну, оплатить лечение бабушки, приобрести автомобиль, досрочно погасить кредит, хотелось всей семьей сходить на концерт, отдохнуть летом в Крыму.

  1. Проанализируйте таблицу с различными вариантамивыбора. К предложеннымположительным и отрицательным аргументам добавьте свои.
  2. Какие триварианта выбора наиболее актуальны для семьи на ваш взгляд. Расположите их по степени важности (приоритетности).
  3. Объясните свой выбор.

1.материальная обеспеченность в будущем

2._____________________

  1. необходимость экономии

2._________________________

оплатить лечение бабушки

1.взаимопомощь в семье

2.______________________

  1. отказ от личных интересов

2._______________________

приобретение автомобиль

  1. повышение статуса семьи

2._______________________

  1. дополнительные расходы на обслуживание

2._______________________

досрочное погашение кредита

1.возможность удовлетворения других потребностей

2._______________________

  1. отсутствие финансовых резервов

2._______________________

все семьей сходить на концерт

  1. сплочение семьи

2.___________________________

  1. дополнительные затраты времени

2.___________________________

отдохнуть летом в Крыму всей семьей

1.позитивные впечатлений

2._______________________

  1. утомление длительной дорогой

2._______________________

Ваш выбор:

1._____________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________

Аргументы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Представьте себя в роли Президента России. Вам предстоит сделать непростой выбор. На что потратить дополнительные доходы государства в следующем году:

  1. на увеличение пенсий и социальных пособий (возможность улучшить материальное положение и жизнь пенсионеров, что повлечет сокращение заработной платы в бюджетной сфере)
  2. на развитие промышленных предприятий (появятся качественные отечественные продукты, но не будет дополнительной возможности увеличения пенсий и пособий)
  3. на обеспечение обороноспособности и безопасности страны (развитие предприятий оборонного сектора, за счет сокращения государственной поддержки сельского хозяйства).

Проанализируйте варианты выбора. Запишите положительные и отрицательные аргументы выбора.

увеличение пенсий и социальных пособий

на поддержку промышленных предприятий

обеспечение обороноспособности и безопасности страны

Если бы я был президентом, я бы выбрал_____________________________, потому что

Задание №3

1 группа

Перед вами отрывок из Послания Федеральному Собранию Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.12.2015 года. Прочитайте и определите:

  1. Об удовлетворении, каких потребностей (материальных, социальных, духовных) говорит Президент РФ?
  2. Какие задачи ставит Президент РФ?
  3. Какие способы решения предлагает Президент РФ?
  4. О каких ограниченных ресурсах говорит Президент РФ?

Свои ответы впишите крупными буквами на отдельные листы.

«В прошлом году мы столкнулись с серьёзными экономическими вызовами. Упали цены на нефть, другие наши традиционные экспортные товары, был ограничен и доступ российских финансовых учреждений, компаний на мировые финансовые рынки.

Какие направления должны стать для нас ключевыми?

…… Поддержать отечественное производство………у нас есть успешные предприятия в промышленности, в сельском хозяйстве, в малом и среднем бизнесе. На достижение этой цели должны быть направлены наши программы импортозамещения и поддержки экспорта, технологического обновления производств и подготовки профессиональных кадров.

Нужно учитывать, что ряд отраслей сейчас оказался в зоне риска. Для них Правительство должно предложить специальные программы поддержки.

Нам нужно и дальше укреплять доверие между властью и бизнесомулучшать деловой климат в стране.

Считаю, что нужно поставить задачу национального уровня и к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием.

Чтобы решить такие масштабные задачи, надо сосредоточить ресурсы на поддержкепрежде всего тех хозяйств, которые демонстрируют высокую эффективность. Нужно ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают, находятся в руках крупных землевладельцев, причём заниматься сельским хозяйством многие из них не спешат.

Нам необходимы и свои технологии производства, хранения, переработки сельхозпродукции, собственные посевной и племенной фонд.


                                                                       Задание № 3

2 группа

Перед вами отрывок из Послания Федеральному Собранию Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.12.2015 года. Прочитайте и определите:

  1. Об удовлетворении, каких потребностей (материальных, социальных, духовных) говорит Президент РФ?
  2. Какие задачи ставит Президент РФ?
  3. Какие способы решения предлагает Президент РФ?
  4. О каких ограниченных ресурсах говорит Президент РФ?

Свои ответы впишите крупными буквами на отдельные листы.

«В прошлом году мы столкнулись с серьёзными экономическими вызовами. Упали цены на нефть, другие наши традиционные экспортные товары, был ограничен и доступ российских финансовых учреждений, компаний на мировые финансовые рынки.

Какие направления должны стать для нас ключевыми?

Необходимо поддержать людей с низкими доходами, наиболее уязвимые категории граждан, перейти наконец к справедливому принципу оказания социальной помощи, когда её получают те, кто в ней действительно нуждается. В частности, надо учитывать индивидуальные потребности людей с ограниченными возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов.

В таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семей и детей, нужно больше доверять и гражданскому обществу, некоммерческим организациям. Они часто работают эффективнее, качественнее, с искренней заботой о людях, меньше бюрократизма в их работе.

Конечно, мы понимаем, насколько это сложно для бюджета, это большие, серьёзные средства. Считаю необходимым продлить программу материнского капитала ещё как минимум на два года.

Теперь о здравоохранении. Главный результат всей нашей политики в этой сфере –рост продолжительности жизни.

Задание № 3

3 группа

Перед вами отрывок из Послания Федеральному Собранию Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.12.2015 года. Прочитайте и определите:

  1. Об удовлетворении, каких потребностей (материальных, социальных, духовных) говорит Президент РФ?
  2. Какие задачи ставит Президент РФ?
  3. Какие способы решения предлагает Президент РФ?
  4. О каких ограниченных ресурсах говорит Президент РФ?

Свои ответы впишите крупными буквами на отдельные листы.

«В прошлом году мы столкнулись с серьёзными экономическими вызовами. Упали цены на нефть, другие наши традиционные экспортные товары, был ограничен и доступ российских финансовых учреждений, компаний на мировые финансовые рынки.

Какие направления должны стать для нас ключевыми?

Уважаемые коллеги! У нас есть долгосрочная повестка, которая не должна зависеть ни от избирательных циклов, ни от текущей конъюнктуры. И понятно, что этосбережение нации, воспитание детей и раскрытие их талантов – то, что определяет силу и будущее любой страны, в том числе и нашей.

Одна из важнейших мер демографической политики – развитие дошкольного образования. За последние три года было дополнительно открыто порядка 800 тысяч мест в детских садах. Практически во всех регионах России детям от трёх до семи лет обеспечена доступность таких учреждений.

В школах требуются дополнительные места. По моему поручению Правительство совместно с регионами подготовило конкретный план действий на этот счёт. Принято решение уже в следующем году за счёт федеральных средств направить наремонт, реконструкцию и строительство новых школ до 50 миллиардов рублей.

Словом, российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы её развития. Им, ребятам, предстоит решать ещё более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой.

Для участия в конкурсе «Открытый урок» необходимо оплатить оргвзнос.
После оплаты Вы сразу получите cертификат участника + Ваша работа будет рассмотрена для награждения дипломом 1, 2, 3 степени или лауреата конкурса.
Раздел: Конкурсные работы. «Открытый урок»
Автор:
МКОУ "СемгамахинскаяСОШ" МО "Акушинский район"
Дата публикации: 18.05.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Омаргаджиев А. М. Экономика в жизни общества // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/open19/k/file/71301-ekonomika-v-zhizni-obshchestva (дата обращения: 22.12.2024)
Скачать сертификат конкурса «Открытый урок»
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию