статья Об условиях развития личностных компетенций у учащихся начальной школы
Об условиях развития личностных компетенций
у учащихся начальной школы.
Реализация раздела социально – психологического обеспечения программы развития школы проводится педагогом – психологом через систему профилактических мероприятий с детьми; реализацию коррекционных и развивающих программ с детьми; постановку просветительской и профилактической работы с педагогами; проведение проблемного консультирования родителей и педагогов.
Перечень ключевых и образовательных компетенций с детьми школьного возраста определяется на основе главных целей, стоящих в сфере школьного образования. Это прежде всего создание благоприятных условий для полноценного формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в классном коллективе к пребыванию в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности школьников.
Рассмотрение процесса формирования ключевых компетенций учащихся определяет поиск соответствующих психолого – педагогических условий по обеспечению целенаправленных воздействий, устойчивости отдельных показателей педагогических результатов и стабильное повышение уровня сформированности ключевых компетенций как базовой основы обучения в школе.
Ключевые компетенции, которые необходимо
сформировать у детей.
- Социальная компетенция включает в себя способы взаимодействия школьников с окружающими их взрослыми и детьми, получение опыта работы в группе, способность брать на себя ответственность по устранению конфликтов.
Работа в данном направлении осуществляется с помощью разнообразных игр ( дидактических, сюжетно – ролевых, театрализованных). Они воспитывают умение действовать в команде, справедливо оценивать результаты, развивают сенсорику у детей, углубляют представления о них.
- Коммуникативная компетенция рассматривается как совокупность умений, определяющих желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Нарушение коммуникативной компетенции, выражающееся в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумении ориентироваться в ситуации общения, ) приводят к стойким нарушениям моментов общения. А это сказывается отрицательно на установление и поддержание контактов со сверстниками и взрослыми, и создаёт серьёзные проблемы на пути полноценного развития и обучения детей.
Работа в данном направлении направлена на:
1.создание ситуации коммуникативной успешности;
2.обучение совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных
ситуациях;
3.стимулирование коммуникативной деятельности, используя проблемные
ситуации;
4. проведение коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в
коммуникативной сфере и развивающие психологические занятия;
5. мотивирование детей к выражению своих чувств при помощи слов и
мимики, жестов;
6. создание ситуаций, мотивирующих детей к общению со взрослыми и
сверстниками;
Игры на коммуникацию формируют у детей умение работать в группе, умение исполнять различные социальные роли в коллективе класса.
- Когнитивная компетенция формируется в самостоятельной
познавательной деятельности, включающей элементы логической и аналитической деятельности. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией ( домашнее задание), умение самостоятельной постановки целей, организации и планирования познавательной деятельности.
В данном направлении психолог проводит работу на концентрацию внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия и исследовательскую деятельность.
- Эмоциональная компетенция – включает осознание своих чувств, эмоций, управление ими, а также взаимодействие себя с другими людьми и управление этим взаимодействием. Психолог показывает работу языка эмоций. Это мимика, жесты, позы. Он учит детей пользоваться ими для проявления собственных чувств, и понимания эмоциональное состояние других людей.
Диагностическое сопровождение - осуществляется в течение года по методике непрямой экспресс – диагностики уровня психического развития школьников (УПР П.А. Мясоед). В основу методики положено представление о психическом развитии как закономерном переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром. На основе этих представлений разработано 12 шкал, позволяющих определить уровень психического развития школьников. Это - прежде всего: ощущения (цветовые); восприятие (зрительное); запоминание; мышление; воображение; внимание; игра; общение; речь; эмоции; самостоятельность; саморегуляция.
Анализ исследования позволил нам проследить развитие детей начальной школы и сделать заключение по развитию личностных компетенций по каждому классу. По итогам исследования мы смогли сделать отбор наших учащихся в коррекционные группы и помочь им пройти определенные трудности в развитии произвольного внимания и памяти, и преодолеть отставание в развитии личностных компетентностей.
Публичное представление опыта работы
Дата | Уровень мероприятия | Место распространения педагогического опыта | Тема | Результат |
2021год | Всероссийский | Об условиях развития личностных компетенций у учащихся начальной школы |
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Циклаури С. П. Об условиях развития личностных компетенций у учащихся начальной школы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/101526-ob-usloviyakh-razvitiya-lichnostnykh-kompetentsij-u-uchashchikhsya-nachalnoj-shkoly (дата обращения: 21.11.2024)- Учитель - это призвание
- Приёмы повышения мотивации учащихся на уроках русского языка
- Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста
- Экологическое образование младших школьников
- Формирование коммуникативных УУД на уроках технологии в начальной школе
- Формы и методы музыкального развития дошкольников
- Использование проектной деятельности во внеурочной работе с учетом требований ФГОС