статья Функциональная грамотность обучающихся в начальной школе
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей оссобенно в начальной школе нужно начинать учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – использовать при решении жизненных задач. Такой навык формируется на каждом из уроков по разным предметам.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев, исходя из их расположения и так далее.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов:
Логические приемы. Примеры заданий:
1. Уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.
2. Уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.
3. Уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить.
4. Уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.
5. Уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (пересказа).
6. Уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.
Самый высокий уровень – это оценка.
Развитие логического мышления и творческих способностей учеников начальных классов –есть неотъемлемая часть формирования функциональной грамотности.
«Изучение качества чтения и понимание текста».
В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная, грамотность.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования.
В методических целях можно и нужно использовать сплошные и несплошные тексты. Этой классификацией пользуются составители теста PISA. В наших учебниках они представлены.
К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:
- описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д.);
- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
- рассуждение (сочинение - размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К несплошным текстам относятся:
- графики;
- диаграммы;
- схемы (кластеры);
- таблицы;
- географические карты и карты местности;
- план помещения, местности, сооружения;
- входные билеты;
- расписание движения транспорта;
- карты сайтов.
Желательно использовать такие тексты, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания. Разнообразие типов речи в тексте не только активизирует внимание учеников, но и существенно облегчает учителю формулировку заданий.
Какие приемы можно использовать на уроках в начальной школе:
- «Ложная альтернатива» совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лже загадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
1.Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
2. Что растет не березе - яблоки или груши?
3. Слово "часы" - пишется как "чесы" или "часы"?
4.Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
5. Столица России - Париж или Минск?
6. Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
2. Приём «Я возьму тебя с собой»
Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
«Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.
Естественно - научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.
Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
- Приём «Хорошо - плохо»:
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия;
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
- Я вам предлагаю оставить эту же тему, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций
- Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная.
Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».
Проблема. - Какие бывают растения?
- 1 причина - деревья, факты - имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
- 2 причина - кустарники, факты - имеют много стволов- стволики
- 3 причина - травы, факты - имеют мягкий зелёный стебель
Вывод: чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак - вид ствола.
Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.
Выводы: Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.
Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Байнина М. В. Функциональная грамотность обучающихся в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/109810-funktsionalnaya-gramotnost-obuchayushchikhsya-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 15.11.2024)- Использование электронных образовательных ресурсов при обучении литературе детей с ОВЗ
- Управление развитием самоконтроля обучающихся в процессе изучения химии
- Интернет как источник информации для учителя и ученика. Плюсы и минусы
- Религиозная картина современного мира
- Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности
- Роль семьи в формировании личности
- Детское одиночество
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9057 пользователей.
Отзывы