Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Функциональная грамотность обучающихся в начальной школе

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей оссобенно в начальной школе нужно начинать учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – использовать при решении жизненных задач. Такой навык формируется на каждом из уроков по разным предметам.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев, исходя из их расположения и так далее.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов:

Логические приемы. Примеры заданий:

1. Уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

2. Уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.

3. Уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить.

4. Уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.

5. Уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (пересказа).

6. Уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Самый высокий уровень – это оценка.

Развитие логического мышления и творческих способностей учеников начальных классов –есть неотъемлемая часть формирования функциональной грамотности.

«Изучение качества чтения и понимание текста».

В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная, грамотность.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования.

В методических целях можно и нужно использовать сплошные и несплошные тексты. Этой классификацией пользуются составители теста PISA. В наших учебниках они представлены.

К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:

- описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д.);

- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

- рассуждение (сочинение - размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся:

- графики;

- диаграммы;

- схемы (кластеры);

- таблицы;

- географические карты и карты местности;

- план помещения, местности, сооружения;

- входные билеты;

- расписание движения транспорта;

- карты сайтов.

Желательно использовать такие тексты, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания. Разнообразие типов речи в тексте не только активизирует внимание учеников, но и существенно облегчает учителю формулировку заданий.

Какие приемы можно использовать на уроках в начальной школе:

  1. «Ложная альтернатива» совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лже загадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

1.Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?

2. Что растет не березе - яблоки или груши?

3. Слово "часы" - пишется как "чесы" или "часы"?

4.Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?

5. Столица России - Париж или Минск?

6. Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

2. Приём «Я возьму тебя с собой»

Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.

«Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.

Естественно - научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.

Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.

  1. Приём «Хорошо - плохо»:

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Кроме этого формируются:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия;
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

- Я вам предлагаю оставить эту же тему, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.

- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

- Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций

  1. Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная.

Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».

Проблема. - Какие бывают растения?

  • 1 причина - деревья, факты - имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
  • 2 причина - кустарники, факты - имеют много стволов- стволики
  • 3 причина - травы, факты - имеют мягкий зелёный стебель

Вывод: чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак - вид ствола.

Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Выводы: Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.

Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (89.82 kB)
Автор:
Учитель начальных классов, МОУ "Деревянская средняя школа № 9"
Дата публикации: 19.12.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Байнина М. В. Функциональная грамотность обучающихся в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/109810-funktsionalnaya-gramotnost-obuchayushchikhsya-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию