Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Аудирование в ВПР по английскому языку – анализ типичных ошибок и рекомендации по подготовке

Всероссийская проверочная работа, нацеленная на мониторинг результатов перехода на ФГОС и направленная на выявление уровня подготовки обучающихся, уже не за горами – период написания ВПР начнется с 19 сентября 2022 г., что делает крайне актуальным детальный анализ как структуры работы, так и типичных ошибок школьников.

В предыдущей статье мы детально рассмотрели процедуру организации ВПР в текущем учебном году, проанализировали кодификатор работы и тематические блоки. Ознакомиться с материалом можно по ссылке.

В данной статье хочется сделать акцент на первом задании КИМ ВПР по английскому языку – аудирование с пониманием запрашиваемой информации в прослушанном тексте. Напомним, это задание базового уровня сложности. 

Школьникам предстоит дважды прослушать беседу или высказывание в распространённых стандартных ситуациях повседневного общения. На выполнение задания рекомендуется отводить не более 7 минут, которых будет вполне достаточно, учитывая, что длительность звучания текста составляет не более 1,5 минут. 

При успешном выполнении данного задания ученики могут получить максимум 5 баллов (1 верный ответ = 1 балл). 

Среди проверяемых элементов содержания разработчики выделяют следующие:

  • понимание основного содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки;
  • понимание запрашиваемой информации в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные незнакомые слова, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки.

Именно необходимость продемонстрировать навыки использования контекстуальной и языковой догадки вызывают больше всего трудностей у обучающихся.

Анализ типичных ошибок

Давайте посмотрим внимательно на задание из демоверсии и скрипт текста:

   

 
Часто при выполнении упражнений на понимание устной речи обучающиеся допускают следующие ошибки:

  • дают ответ на основе того, что услышали первым.

Анализируя представленное задание и скрипт, мы видим, что подобная «ловушка» в КИМ ВПР встречается неоднократно: обучающимся нужно понять:
1) расположение вазы –
- This one next to the teapot? (разговорная форма вопроса)
- No, the vase behind the cups. (разговорная форма ответа)
2) стоимость чайника –
- How much is it? (прим. - vase)
- 12 $.
- And the teapot?
- It’s 20 $.

Информация про скидку в 10 % (get a 10 percent discount) в целом является существенным дистрактором. 

Более того, зачастую дети путают числа 12 (twelve) и 20 (twenty) и в продуктивной, и в рецептивной видах речевой деятельности. 

Определение времени и часа – настоящий дамоклов меч для многих школьников. Все без труда называют время по аналогии с электронными часами, фразы же half past, quarter to / past сложны для восприятия.
- It’s 3 pm.
- I have a meeting at half past three.

  • использование синонимичных замен.

Читая скрипт далее, мы видим лексические единицы, которые, казалось бы, все знают с начальной школы – grandmother и grandfather. Школьники без труда их услышат и поймут, но есть вероятность, что при выборе ответа будут сомнения, так как слово grandparents (синонимичная замена) не так часто встречается в школьной программе.

  • установление причинно-следственных связей, умение делать логические выводы.

Теперь давайте посмотрим на вопрос E в задании, для верного ответа на который школьнику придется не только понять смысл услышанного текста, но и продемонстрировать элементарную функциональную грамотность:
- … don’t forget your umbrella, … you’ll get wet.
По этой фразе испытуемые должны понять, какая погода на улице – sunny / frosty / rainy.

Иными словами, сложности подстерегают семиклассников (восьмиклассников текущего учебного года) в каждом пункте задания.

Что же делать, чтобы «обойти» все вышеописанные сложности?

1.      Максимально использовать изучаемый язык на уроке, ведь речь учителя и одноклассников – тоже материал для аудирования. Рекомендуется также включать в работу видеофрагменты и песни, мотивировать школьников смотреть проверенные подкасты и слушать песни на языке.

2.      Систематически и регулярно уделять на уроках время прослушиванию иноязычных текстов, соответствующих и превышающих уровень владения английским языком обучающихся 7-го класса (А1-А2 по шкале уровней владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы).

3.      Строить работу с аудиотекстами в три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Только такой комплекс упражнений научит обучающих внимательно читать задания, использовать языковую догадку, выделять ключевые слова и отрабатывать на уроках лексику, которая оказалась новой.

4.      На уроке необходимо уделять значительное время развитию лексических навыков обучающихся, в том числе упражнениям на синонимию и перифраз. Работа над развитием умений в чтении также внесет существенный вклад, так как поможет сформировать языковую и лексическую догадку на должном уровне.

5.      Все задания на аудирование должны проводиться на уроке в условиях дефицита времени, отвечающих соответствующим требованиям ВПР, чтобы семиклассники привыкали к необходимости организовывать себя на прослушивание аудиотекста и выполнение заданий к нему в строго отведенное для этого время.

Этапы работы с аудиотекстом

Предлагаю остановиться подробнее этапах работы с аудиотекстом.

Предтекстовые (pre-listening) задания нацелены на создание мотивации и заинтересованности обучающегося в теме, ситуации успеха и уверенности в своих силах, снятия лексических трудностей, на активизацию фоновых знаний и лексического запаса, на установление контекста.

Это, пожалуй, самое важное, что нужно сделать. Сама формулировка задания ВПР, к сожалению, не дает школьникам представления о том, кто говорит, где и почему («Перед Вами 5 предложений A – E с пропусками и варианты слов или словосочетаний для заполнения этих пропусков, обозначенные цифрами 1 – 3. Внимательно прочитайте их. Вы услышите диалог. Для каждого предложения A – E выберите слово или словосочетание, соответствующее содержанию диалога. К каждому пропуску подходит только одно слово или словосочетание. Вы услышите запись дважды. При повторном прослушивании проверьте себя. У Вас есть 45 секунд, чтобы ознакомиться с предложениями»). Эту информацию ребята могут получить, прочитав предложения с пропусками за отведенные на это 45 секунд. Однако на этапе развития навыка, необходимо дать детям представление о содержании. 

Задания данного этапа могут быть следующими:

  • Look at the pictures and describe them.
  • Look at the pictures and try to guess the topic.
  • Watch a video (on silent mode). What is it about? Discuss.
  • Read the key words. Try to guess the topic.
  • Read the title. Try to guess the topic.
  • Look at the characters. Guess what they are like.
  • Predict the possible words and phrases you might hear. Write down.
  • Look at the pictures. Guess the order of the events.

На этапе after-listening важно вернуться к предположениям детей, сделанным вначале, сравнить и обсудить ответы. 

Перейдем к заданиям, актуальным на этапе while-listening. Сначала обучающиеся слушают запись, стараясь уловить общий смысл текста (listening for gist (general information), затем слушают повторно, вникая в детали (true/false statements, comprehension questions, multiple choice questions).

К эффективным заданиям данного этапа можно отнести следующие:

  • Try to signal those parts of the video where the new words are used, how many times they are used and tell the story anew using the target language.
  • (After watching the video on silent mode and coming up with the predictions) Work in pairs, one partner watches first part of the video with sound on and tells his / her partner what is really happening there.
  • Listen to the text and write 2-3 questions for your classmates.
  • Listen to the text and (clap your hands / stamp your feet when you hear the target words, show the correct pictures / cross out the words you hear / put the things (events) into chronological order / say what word comes after the target word / who says this word / how many times you hear this word, etc).
  • What words have you guessed correctly? Underline. Write down new words on the topic.

Заключительный этап (after-listening) должен подвести итог работы над заданием, детям необходимо проанализировать информацию, сделать определенные выводы, сравнить свои ответы с теми прогнозами, которые они давали в самом начале, и, что самое главное, превратить этот материал из учебного, в смоделированную ситуацию общения с использованием новой лексики, а также персонифицировать полученные данные. 

Именно поэтому помимо стандартных заданий, рекомендуются коммуникативно-направленные упражнения:

  • Answer the questions: What did you like/dislike about the video? Why? How would you behave if you were the main character? Is there anything which surprised you? Do you agree / disagree with the main idea? Why? What did you learn from the track / video?, etc.
  • Prepare a similar dialogue / video / presentation on the same topic with your vision of it, with your own ideas.

Готовя школьников к написанию Всероссийской проверочной работы, также важно дать им некоторые рекомендации, которые помогут справиться не только с заданием № 1, но и со страхом не понять что-либо.

1.      Успокойтесь и внимательно прочитайте задание.

2.      За отведенные 45 секунд ознакомьтесь с предложениями, в которых вам будет необходимо заполнить пропуски.

3.      Обратите внимание на ключевые слова и подчеркните их.

4.      Если в задании присутствуют числительные, произнесите их про себя, это поможет сфокусироваться на них при прослушивании.

5.      Подумайте, о чем будет текст, сколько спикеров вы услышите, кто они, какие слова по теме вы можете услышать.

6.      Прослушайте первый раз, отмечая варианты ответа. Если что-то непонятно сразу, пропустите этот пункт.

7.      Помните, что вопросы даются в том же порядке, что и информация в аудио записи.

8.      Прослушайте повторно, проверяя свои ответы.

9.      Если определенные слова непонятны / неизвестны, подумайте об общей сути текста, постарайтесь подумать и логически выбрать ответ.

10.  Сомневаясь в том или ином ответе, спросите себя, почему один ответ неверен, а другой – верен. Такой анализ позволит сконцентрироваться на сюжете диалога.

11.  Обращайте внимание на информацию, которая звучит после союзов и частиц (but, however, no, etc).

12.  Перенесите свои ответы в бланк.

В заключение хочется отметить, что развитие навыков понимания устной речи – неотъемлемая часть работы педагога по формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Этому нужно и важно уделять достаточное внимание на уроках и во внеурочной деятельности, мотивируя детей «слушать для удовольствия» за стенами школы, а не только «для выполнения задания» на уроке. Только тогда им откроется удивительный мир английского языка!

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (168.29 kB)
Автор:
МБОУ "Школа №11 города Тореза"
Соавтор:
Дата публикации: 17.05.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Маруда Т. Н. Аудирование в ВПР по английскому языку – анализ типичных ошибок и рекомендации по подготовке // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/113618-audirovanie-v-vpr-po-anglijskomu-yazyku-analiz-tipichnykh-oshibok-i-rekomendatsii-po-podgotovke (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию