статья Аудирование в ВПР по английскому языку – анализ типичных ошибок и рекомендации по подготовке
Всероссийская проверочная работа, нацеленная на мониторинг результатов перехода на ФГОС и направленная на выявление уровня подготовки обучающихся, уже не за горами – период написания ВПР начнется с 19 сентября 2022 г., что делает крайне актуальным детальный анализ как структуры работы, так и типичных ошибок школьников.
В предыдущей статье мы детально рассмотрели процедуру организации ВПР в текущем учебном году, проанализировали кодификатор работы и тематические блоки. Ознакомиться с материалом можно по ссылке.
В данной статье хочется сделать акцент на первом задании КИМ ВПР по английскому языку – аудирование с пониманием запрашиваемой информации в прослушанном тексте. Напомним, это задание базового уровня сложности.
Школьникам предстоит дважды прослушать беседу или высказывание в распространённых стандартных ситуациях повседневного общения. На выполнение задания рекомендуется отводить не более 7 минут, которых будет вполне достаточно, учитывая, что длительность звучания текста составляет не более 1,5 минут.
При успешном выполнении данного задания ученики могут получить максимум 5 баллов (1 верный ответ = 1 балл).
Среди проверяемых элементов содержания разработчики выделяют следующие:
- понимание основного содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки;
- понимание запрашиваемой информации в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные незнакомые слова, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки.
Именно необходимость продемонстрировать навыки использования контекстуальной и языковой догадки вызывают больше всего трудностей у обучающихся.
Анализ типичных ошибок
Давайте посмотрим внимательно на задание из демоверсии и скрипт текста:
Часто при выполнении упражнений на понимание устной речи обучающиеся допускают следующие ошибки:
- дают ответ на основе того, что услышали первым.
Анализируя представленное задание и скрипт, мы видим, что подобная «ловушка» в КИМ ВПР встречается неоднократно: обучающимся нужно понять:
1) расположение вазы –
- This one next to the teapot? (разговорная форма вопроса)
- No, the vase behind the cups. (разговорная форма ответа)
2) стоимость чайника –
- How much is it? (прим. - vase)
- 12 $.
- And the teapot?
- It’s 20 $.
Информация про скидку в 10 % (get a 10 percent discount) в целом является существенным дистрактором.
Более того, зачастую дети путают числа 12 (twelve) и 20 (twenty) и в продуктивной, и в рецептивной видах речевой деятельности.
Определение времени и часа – настоящий дамоклов меч для многих школьников. Все без труда называют время по аналогии с электронными часами, фразы же half past, quarter to / past сложны для восприятия.
- It’s 3 pm.
- I have a meeting at half past three.
- использование синонимичных замен.
Читая скрипт далее, мы видим лексические единицы, которые, казалось бы, все знают с начальной школы – grandmother и grandfather. Школьники без труда их услышат и поймут, но есть вероятность, что при выборе ответа будут сомнения, так как слово grandparents (синонимичная замена) не так часто встречается в школьной программе.
- установление причинно-следственных связей, умение делать логические выводы.
Теперь давайте посмотрим на вопрос E в задании, для верного ответа на который школьнику придется не только понять смысл услышанного текста, но и продемонстрировать элементарную функциональную грамотность:
- … don’t forget your umbrella, … you’ll get wet.
По этой фразе испытуемые должны понять, какая погода на улице – sunny / frosty / rainy.
Иными словами, сложности подстерегают семиклассников (восьмиклассников текущего учебного года) в каждом пункте задания.
Что же делать, чтобы «обойти» все вышеописанные сложности?
1. Максимально использовать изучаемый язык на уроке, ведь речь учителя и одноклассников – тоже материал для аудирования. Рекомендуется также включать в работу видеофрагменты и песни, мотивировать школьников смотреть проверенные подкасты и слушать песни на языке.
2. Систематически и регулярно уделять на уроках время прослушиванию иноязычных текстов, соответствующих и превышающих уровень владения английским языком обучающихся 7-го класса (А1-А2 по шкале уровней владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы).
3. Строить работу с аудиотекстами в три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Только такой комплекс упражнений научит обучающих внимательно читать задания, использовать языковую догадку, выделять ключевые слова и отрабатывать на уроках лексику, которая оказалась новой.
4. На уроке необходимо уделять значительное время развитию лексических навыков обучающихся, в том числе упражнениям на синонимию и перифраз. Работа над развитием умений в чтении также внесет существенный вклад, так как поможет сформировать языковую и лексическую догадку на должном уровне.
5. Все задания на аудирование должны проводиться на уроке в условиях дефицита времени, отвечающих соответствующим требованиям ВПР, чтобы семиклассники привыкали к необходимости организовывать себя на прослушивание аудиотекста и выполнение заданий к нему в строго отведенное для этого время.
Этапы работы с аудиотекстом
Предлагаю остановиться подробнее этапах работы с аудиотекстом.
Предтекстовые (pre-listening) задания нацелены на создание мотивации и заинтересованности обучающегося в теме, ситуации успеха и уверенности в своих силах, снятия лексических трудностей, на активизацию фоновых знаний и лексического запаса, на установление контекста.
Это, пожалуй, самое важное, что нужно сделать. Сама формулировка задания ВПР, к сожалению, не дает школьникам представления о том, кто говорит, где и почему («Перед Вами 5 предложений A – E с пропусками и варианты слов или словосочетаний для заполнения этих пропусков, обозначенные цифрами 1 – 3. Внимательно прочитайте их. Вы услышите диалог. Для каждого предложения A – E выберите слово или словосочетание, соответствующее содержанию диалога. К каждому пропуску подходит только одно слово или словосочетание. Вы услышите запись дважды. При повторном прослушивании проверьте себя. У Вас есть 45 секунд, чтобы ознакомиться с предложениями»). Эту информацию ребята могут получить, прочитав предложения с пропусками за отведенные на это 45 секунд. Однако на этапе развития навыка, необходимо дать детям представление о содержании.
Задания данного этапа могут быть следующими:
- Look at the pictures and describe them.
- Look at the pictures and try to guess the topic.
- Watch a video (on silent mode). What is it about? Discuss.
- Read the key words. Try to guess the topic.
- Read the title. Try to guess the topic.
- Look at the characters. Guess what they are like.
- Predict the possible words and phrases you might hear. Write down.
- Look at the pictures. Guess the order of the events.
На этапе after-listening важно вернуться к предположениям детей, сделанным вначале, сравнить и обсудить ответы.
Перейдем к заданиям, актуальным на этапе while-listening. Сначала обучающиеся слушают запись, стараясь уловить общий смысл текста (listening for gist (general information), затем слушают повторно, вникая в детали (true/false statements, comprehension questions, multiple choice questions).
К эффективным заданиям данного этапа можно отнести следующие:
- Try to signal those parts of the video where the new words are used, how many times they are used and tell the story anew using the target language.
- (After watching the video on silent mode and coming up with the predictions) Work in pairs, one partner watches first part of the video with sound on and tells his / her partner what is really happening there.
- Listen to the text and write 2-3 questions for your classmates.
- Listen to the text and (clap your hands / stamp your feet when you hear the target words, show the correct pictures / cross out the words you hear / put the things (events) into chronological order / say what word comes after the target word / who says this word / how many times you hear this word, etc).
- What words have you guessed correctly? Underline. Write down new words on the topic.
Заключительный этап (after-listening) должен подвести итог работы над заданием, детям необходимо проанализировать информацию, сделать определенные выводы, сравнить свои ответы с теми прогнозами, которые они давали в самом начале, и, что самое главное, превратить этот материал из учебного, в смоделированную ситуацию общения с использованием новой лексики, а также персонифицировать полученные данные.
Именно поэтому помимо стандартных заданий, рекомендуются коммуникативно-направленные упражнения:
- Answer the questions: What did you like/dislike about the video? Why? How would you behave if you were the main character? Is there anything which surprised you? Do you agree / disagree with the main idea? Why? What did you learn from the track / video?, etc.
- Prepare a similar dialogue / video / presentation on the same topic with your vision of it, with your own ideas.
Готовя школьников к написанию Всероссийской проверочной работы, также важно дать им некоторые рекомендации, которые помогут справиться не только с заданием № 1, но и со страхом не понять что-либо.
1. Успокойтесь и внимательно прочитайте задание.
2. За отведенные 45 секунд ознакомьтесь с предложениями, в которых вам будет необходимо заполнить пропуски.
3. Обратите внимание на ключевые слова и подчеркните их.
4. Если в задании присутствуют числительные, произнесите их про себя, это поможет сфокусироваться на них при прослушивании.
5. Подумайте, о чем будет текст, сколько спикеров вы услышите, кто они, какие слова по теме вы можете услышать.
6. Прослушайте первый раз, отмечая варианты ответа. Если что-то непонятно сразу, пропустите этот пункт.
7. Помните, что вопросы даются в том же порядке, что и информация в аудио записи.
8. Прослушайте повторно, проверяя свои ответы.
9. Если определенные слова непонятны / неизвестны, подумайте об общей сути текста, постарайтесь подумать и логически выбрать ответ.
10. Сомневаясь в том или ином ответе, спросите себя, почему один ответ неверен, а другой – верен. Такой анализ позволит сконцентрироваться на сюжете диалога.
11. Обращайте внимание на информацию, которая звучит после союзов и частиц (but, however, no, etc).
12. Перенесите свои ответы в бланк.
В заключение хочется отметить, что развитие навыков понимания устной речи – неотъемлемая часть работы педагога по формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Этому нужно и важно уделять достаточное внимание на уроках и во внеурочной деятельности, мотивируя детей «слушать для удовольствия» за стенами школы, а не только «для выполнения задания» на уроке. Только тогда им откроется удивительный мир английского языка!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Маруда Т. Н. Аудирование в ВПР по английскому языку – анализ типичных ошибок и рекомендации по подготовке // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/113618-audirovanie-v-vpr-po-anglijskomu-yazyku-analiz-tipichnykh-oshibok-i-rekomendatsii-po-podgotovke (дата обращения: 22.12.2024)- Устное народное творчество как средство нравственного воспитания детей
- Использование электронных образовательных ресурсов на уроках инструментального музицирования
- Тематические мероприятия о русских композиторах-народниках
- Я- словесник, а это значит
- Практические задачи по математике в классах с ЗПР
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
- ИКТ на уроках технологии