статья Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования
Обращаясь к рассмотрению важной темы для каждого человека, работающего в системе дополнительного образования, т.е. к размышлению над профессиональной компетентностью педагога в современных образовательных условиях, на наш взгляд, необходимо уточнить понятие «мобильность». Мобильность в широком смысле (от лат. mobilis - подвижный, подвижной) подвижность, способность к быстрому передвижению, действию, выполнению заданий. [1]
Для того чтобы произвести изменения в своей профессиональной позиции, педагог должен обладать определенными личностными качествами и способностями: подвижность; открытость новому; креативность мышления; коммуникативность; умение адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности; активность, быстрота, самостоятельность и ответственность в принятии решений; нацеленность на успех и постоянное самосовершенствование; умение анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие; способность к обучаемости, самообучаемости; умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства и т.д.
Введение профессиональных стандартов, направленных на получение регламентированных действий и запланированных результатов [2], всегда связано не только с получением возможности определить четко свои профессиональные компетенции, но и возникновением ситуаций «несоответствия задаваемым параметрам».
Профессионально грамотное разъяснение положений в предлагаемом стандарте и организация мотивационного пространства для педагогического коллектива позволяют значительно снизить риски и расширить зону перспективности для развития профессиональной компетентности педагогов в системе дополнительного образования.
Одним из ключевых моментов в период внедрения профессионального стандарта в учреждениях дополнительного образования является создание команды специалистов, сопровождающих педагогов (административная, методическая и психологическая поддержка).
На базе нашего учреждения были проведены мероприятия, содержание которых способствовало осознанию и принятию педагогами необходимости развивать свои профессиональные компетенции, обусловленные потребностями современного образования.
Содержательный компонент педагогических советов и выбор форм их проведения (деловая игра, мозговой штурм и т.д.) способствовали пониманию педагогами поставленных задач в профессиональном стандарте и разработке собственных программ развития.
Однако важно отметить, что необходимость соответствия нормам, расширение границ ответственности за полученный результат в значительной степени увеличивают риск непринятия нового и подсознательный уход в пространство «педагогической пассивности».
Именно в этот период важно организовать психолого-методическое сопровождение педагогов и создать условия для развития их мотивационной сферы. Этому в значительной мере способствуют профессиональные встречи, проводимые нами в форме методических объединений, тренинговых занятий, индивидуальных и групповых консультаций.
Разработанная и апробированная модель взаимодействия методического и психологического сопровождения педагогов дополнительного образования позволила повысить конкурентоспособность педагогов, способствовала формированию позитивного отношения к жизни, овладению приемами, направленными на повышение стрессоустойчивости, и расширила границы презентаций профессионального опыта.
Настоящее время для педагогов дополнительного образования ознаменовано переходом от размышлений к выполнению требований, определенных приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" [2]. Мы убеждены, что принятие положений профессионального стандарта и организация пространства для мотивированных участников образовательных организаций (педагог, методист, педагог-организатор) позволит качественно повысить уровень профессионального мастерства педагогов и организовать развивающую среду для учащихся творческих объединений.
Литература:
- Большой Энциклопедический словарь
- consultant.ru Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного
образования детей и взрослых"(Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38994)
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Заиченко А. А. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/115250-professionalnaya-kompetentnost-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.11.2024)- Особенности построения и проведения занятий по логопедической ритмике
- Развитие интеллектуальной одаренности младших школьников во внеурочной деятельности
- Рекомендации создания адаптивной образовательной программы для детей с ОВЗ
- Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС
- Сакральные места Казахстана
- К опыту формирования культуры восприятия текста художественного произведения на уроках литературы
- Повышение мастерства танцоров спортсменов на разных ступенях обучения
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2638 пользователей.
Отзывы