статья Интерактивные технологии как одна из составляющих компетентностного подхода в системе работы учителя
Интерактивные технологии, как одна из составляющих
компетентностного подхода в системе работы учителя
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Переход образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
В условиях сoвременного образования происходит увеличение потока информации, которая подлежит усвоению. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебного процесса, от профессионализма и компетентности педагога. В своей профессиональной образовательной деятельности современный педагог должен использовать такой подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.
Компетентностный подход — это подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование социально-политических, коммуникативных, информационных и личностных компетенций.
Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):
- полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
- новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.
Актуальность компетентностного подхода несомненна и своевременна. Принцип «Свяжем школу с жизнью!» был и остаётся актуальным и сегодня. Школа и жизнь должны следовать своими курсами, не теряя связи между собой, образовательные потребности личности не должны превратиться в самоценность. Человек, окончивший школу или высшее учебное заведение должен являться носителем способностей, мотиваций, знаний, умений и готовностей к выполнению определённых трудовых функций. Важно не просто уметь что - то делать, но необходимо хотеть делать и быть готовым делать. Перед человеком должны стоять ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Эти цели должны быть положены в основу принципиально нового образовательного подхода – компетентностного, ведущего к развитию таких личностных и профессиональных компетенций как когнитивные компетенции (знания), деятельностные компетенции (умения), самостоятельность и ответственность, умение учиться, коммуникативная и социальная компетенция, профессиональная компетенция. На развитие этих качеств и должна быть направлена работа в сфере образования и, конечно же, в среднеобразовательной школе.
Принципы компетентностного обучения раскрепощают детей, способствуют сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развивают образное мышление, приближают их к знаниям не только через разум, но и через чувства и эмоции. В качестве примера осуществления компетентностного подхода хотим привести интегрированный урок, проведенный в 10 классе.
При подготовке мы руководствовались требованиями, предъявляемыми к компетентностному уроку:
-самостоятельная, творческая деятельность учащихся на уроке (при приоритете проектной деятельности);
-работа с различными источниками информации: учебниками, книгами, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернет;
- межпредметная интеграция в целях формирования у детей целостной картины мира;
-побуждение учеников к оценке деятельности других учащихся, самооценке и самокоррекции, поощрение выражения их собственной точки зрения;
-связь изучаемого материала с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;
-оценивание достижений учащихся не только отметкой-баллом, но и характеристикой результата;
-создание ситуации успеха на уроке, поддержание школьников, столкнувшихся с учебными проблемами;
-использование на уроке интерактивных методов обучения.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
Реализация компетентностного подхода в школьном образовательном процессе стоит в ряду таких комплексных инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество. Разработка своей модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бирюкова Е. В. Интерактивные технологии как одна из составляющих компетентностного подхода в системе работы учителя // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/115394-interaktivnye-tekhnologii-kak-odna-iz-sostavlyayushchikh-kompetentnostnogo-podkhoda-v-sisteme-raboty-uchitelya (дата обращения: 23.12.2024)- Из опыта внедрения ФГОС на уроках математики в 5-8 классах
- Эффективное взаимодействие в решении проблем обучающихся группы риска
- РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ С ПОДРОСТКАМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
- Роль педагога в формировании личности ребёнка
- Изучение в школе «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого
- Арт терапия как способ развития творческих способностей детей
- Алкоголь и беременность. Пагубное воздействие алкоголя на плод