статья Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС
Современные подходы к преподаванию технологии
в условиях введения и реализации ФГОС
С 1 сентября 2022 года в силу вступают обновленные ФГОС по всем учебным дисциплинам. Переход на новые образовательные стандарты обязателен только для 1 и 5 классов. Их главное отличие от документов старого образца в том, что в новых ФГОС максимально четко сформулированы требования ко всем предметам школьной программы, окончательным знаниям учеников, а также сделан упор на практическое применение этих навыков. В новых ФГОС также прописаны конкретные требования к условиям обучения для того, чтобы обеспечить равные возможности получения качественного образования всеми ученикам, независимо от места жительства и доходов семьи.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Одной из важнейших задач технологического образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
На уроках технологии широко применяется проектный метод. Овладение ИКТ является наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети лучше узнают друг друга, обмениваются информацией. Учителя должны всячески стимулировать обучающихся к этой работе.
Интегрированный подход к обучению технологии предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке технологии при выполнении различных проектов необходимы знания, полученные на уроках биологии, физики, геометрии, истории, ИЗО и др. В результате такой деятельности приобретается опыт, необходимый и полезный в повседневной жизни.
Четких инструкций по поводу уроков технологии в обновленных ФГОС нет, однако прописаны навыки, которые должны усвоить ученики на каждом этапе обучения. Среди них: изучение современных высокотехнологичных систем, способность ориентироваться в текущей повестке научной сферы. Разработка ФГОС производилась с учетом научно-технологического развития России. Как и для всех других общеобразовательных программ, у технологии
появилась модульность программы. ФГОС представили следующие модули:
Инвариантные модули
Модуль «Производство и технология»
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
Вариативные модули
Модуль «Робототехника»
Модуль «3D-моделирование, макетирование»
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Модуль «Автоматизированные системы»
Модули «Животноводство» и «Растениеводство»
Примерная рабочая программа ООО «Технология», одобренная решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол 3/21 от 27.09.2021 г. [1], констатирует, что модули, входящие в
инвариантный блок, осваиваются в обязательном порядке. Инвариантные модули выбираются исходя из возможностей образовательной организации. Хотя программа предусматривает принцип «двойного вхождения» — когда вопросы, выделенные в отдельный вариативный модуль, фрагментарно присутствуют и в инвариантных модулях.
Так же программа предусматривает несколько содержательных линий:
Линия «Технология»
Линия «Моделирование»
Линия «Проектирование»
Линия «Профессиональная ориентация».
Приведённые содержательные линии в рамках модульного курса могут быть раскрыты с различной полнотой и направленностью, в зависимости от состояния материально-технической базы общеобразовательной организации. Освоение учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях-партнёрах, в том числе на базе учебнопроизводственных комбинатов и технопарков.
На начальном этапе внедрения модульного курса технологии, когда школы не имеют возможностей реализовать ту или иную вариативную составляющую, предполагается возможным использование инвариантных модулей, содержащих только модули «Производство и технология», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», без включения вариативных модулей. Что фактически соответствует традиционному курсу технологии с добавлением нового содержания.
В стандарте большое внимание уделяется развитию цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.
Поэтому рабочие программы учебных предметов, учебных курсов должны включать: тематическое планирование с указанием количества академических часов и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемые для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству РФ [2].
В то же время, каких-либо новых учебников для преподавания дисциплины
«Технология» не предусмотрено, поэтому могут быть использованы любые учебнометодические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников [3].
Источники информации
1.Примерная рабочая программа ООО «Технология» [Электронный ресурс] /
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – Режим доступа:https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Tehnologiya_proekt_.htm
2. ФГОС ООО [Электронный ресурс] / Институт стратегии развития
образования Российской Академии образования. – Режим доступа:
3.Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 № 03–1899
«Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)
обучающихся в 2022/23 учебном году. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс.–
Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/72114.html/
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Чичеров Г. А. Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/115517-sovremennye-podkhody-k-prepodavaniyu-tekhnologii-v-usloviyakh-vvedeniya-i-realizatsii-fgos (дата обращения: 23.12.2024)- Воспитание ребёнка в семье
- Специальные условия профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- ЭТИМОЛОГИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ КОММЕНТАРИЯХ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ И ФОТОГРАФИЯМ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
- Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ФГОС
- Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с нарушениями интеллекта
- Анализ метода оценки рисков профессионального и производственного характера в Симферопольском вагонном депо
- Использование мультимедийных технологий на занятиях дзюдо