статья Организация адаптационного периода детей с ОВЗ в условиях дома ребёнка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, который приводит к позитивным или негативным результатам. При этом выделяется 2 основных критерия успешной адаптации:
-внутренний комфорт
- и внешняя адекватность поведения
Само рождение ребёнка - яркое проявление биологической адаптации. Переход от условий внутриутробного существования к условиям внеутробного требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма
- кровообращения, дыхания, пищеварения
Возможности к социальной адаптации развиваются только после рождения и неотделимы от развития системы высшей нервной деятельности и сложных психических функций человека.
Ряд реакций ребёнка, начиная с первых месяцев жизни, формируется по типу динамического стереотипа.
В течении первого полугодия жизни возникают реакции на режим, на способ вскармливания, на микроклимат окружающей среды.
В возрасте 9-10мес. (при семейных условиях воспитания) формируется привязанность к взрослому. Стереотип на определённое лицо доминирует до 1г. 6м., а затем он постепенно ослабевает. В условиях дома ребёнка этот вид поведенческого стереотипа протекает иначе: стойкой привязанности к определённому взрослому не возникает, т.к. детям приходится общаться с разными взрослыми, которые часто сменяют друг друга.
Комплексное изучение всех проявлений адаптации позволило определить основные этапы привыкания к новым условиям.
1. ОСТРАЯ ФАЗА
Сопровождается разнообразными колебаниями в физическом и психическом состоянии, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. (длится в среднем 1 месяц)
2. ПОДОСТРАЯ ФАЗА
Характеризуется адекватным поведение ребёнка. Ребёнок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. (длится 3-5 месяцев)
3. ФАЗА КОМПЕНСАЦИИ
Адаптированность ребёнка к данным социальным условиям.
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
-Лёгкая адаптация
Сдвиги нормализуются в течении 10-15 дней, ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного. Лёгкая адаптация отмечается в основном у детей до 8-9мес. или старше 1,5 лет с хорошим исходным состоянием здоровья. В условиях дома ребёнка такая адаптация бывает при правильной организации всей оздоровительно-воспитательной работы.
-Адаптация средней тяжести
Сдвиги нормализуются в течение месяца. При этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса. Проявления адаптации средне тяжести моут наблюдаться при переводе ребёнка из группы в группу или при поступлении из стационара в дом ребёнка и в более старшем возрасте.
-Тяжёлая адаптация
Длится до 2-6 мес., ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
При работе с детьми, воспитывающимися в условиях дома ребёнка необходимо:
1) Обеспечить оптимальное состояние здоровья и развития ребёнка
2) Целесообразно ограничить количество обслуживающего персонала для детей 2-х лет, чтобы обеспечить определённую стабильность состава взрослых, которые постоянно общаются с детьми
3) Начиная с 1г. необходимо знакомить ребёнка с другими взрослыми, более старшими детьми, а так же с различными помещениями дома ребёнка, с животными, уличным транспортом.
4) На 3-м году жизни надо активнее выводить за пределы дома ребёнка
Что касается вновь поступающих детей, то здесь следует учитывать, откуда поступает ребёнок ( из родильного дома или стационара ) Особенно осторожно нужно менять режим питания
Не следует проводить специальных закаливающих процедур в течение 15-20 дней
5) Пи переводе ребёнка из группы в группу надо заранее знакомить его с интерьером новой комнаты, с обслуживающим персоналом, с детьми. В первые дни в новой группе ребёнок особенно нуждается во внимательном отношении, в том, чтобы его чаще брали на руки
6) При поступлении в дом ребёнка малыша нужно помнить, что меняются привычные условия, о теряет близких и чувствует себя потерянным
В данном случае стрессовая ситуация выражена очень сильно, и может возникнуть тяжёлый адаптационный синдром. Задача персонала - обеспечить возможно больший личностный контакт с ребёнком, правильно и сдержанно реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием.
Как правило, ребёнок сначала поступает в изолятор не следует его переводить на группу пока период адаптации не завершился в изоляторе в условиях, облегчающих привыкание.
Для успешной адаптации ребёнка необходимо сформировать у него положительную установку на дом ребёнка. Это зависит прежде всего от персонала, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты. Поэтому организация адаптационного периода начинается с повышения профессионального уровня работников их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения ( педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шкуридина О. А. Организация адаптационного периода детей с ОВЗ в условиях дома ребёнка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/116671-organizatsiya-adaptatsionnogo-perioda-detej-s-ovz-v-usloviyakh-doma-rebjonka (дата обращения: 22.12.2024)- Семейные традиции
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на образцах классической музыки в детских школах искусств
- Регулятивные универсальные учебные действия
- Роль проведения методической недели в доме детского творчества
- Пропаганда семейных форм жизнеустройства – приёмная семья, или семья – каждому ребёнку
- Влияние физических упражнений на мышцы
- Формирование системы оценивания на уроках математики в начальной школе