статья Анализ профилактической социально-педагогической деятельности в школе
2.3.5. Анализ профилактической социально-педагогической деятельности
Цель: разработать комплекс превентивных мер, направленных на профилактику аддиквитного поведения школьников на основе организации здорового образа жизни.
Задачи:
1.Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе компьютерной зависимости, отрицательных эмоциях.
2.Осуществлять разнеуровневую профилактику и коррекцию различных форм аддиквитного поведения (табакокурение, алкоголизма, токсикомании, наркомании, деструкций).
3.Повысить социально-педагогическую компетентность родителей и учителей в вопросах организации здорового образа жизни как средства профилактики аддиквитного поведения.
4.Формировать у обучающихся ценностное отношение к здоровью, включая деятельность альтернативную асоциальному поведению.
5. Взаимодействовать с социальными институтами города.
Социальный паспорт учреждения
Таблица 28.
№ | Показатель | Количество детей в 2023г декабрь |
1. | Кол-во обучающихся в ОУ | 1241 |
2. | Кол-во детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 1 |
3. | Кол-во детей в социально опасном положении – СОП (сопровождаются в рамках Примерного порядка, имеются постановления КДНиЗП) | 9 |
4. | Детей, состоящих на учете в ОПДН УМВД* | 6 |
5. | Детей, состоящих на внутришкольном учёте | 16 |
6. | Опекаемых | 7 |
7. | Детей-инвалидов | 21 |
8. | Детей с ОВЗ | 11 |
9. | Детей из многодетных семей | 143 |
10. | Детей из малообеспеченных семей | 78 |
Основные направления социально-педагогической деятельности:
1.Обеспечение социальных прав и гарантий учащихся. Целью этого направления является обеспечение социальной защищенности учащихся, а также улучшение условий их жизни, посредством работы с родителями (законными представителями и социальными институтами – службами города). Для реализации этой цели школа активно развивает межведомственное взаимодействие, особенно активно ведется работа с неблагополучными семьями, состоящими на разных видах учета, семьями, находящимися в социально-опасном положении. Налаженная работа в этом направлении является сильной стороной в профилактической работе.
2.Социальное сопровождение. Цель: обеспечение условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося в течение всего срока обучения в образовательном учреждении; содействие сохранению здоровья (физического, психического, социального) участников образовательного процесса; осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе; оказание комплексной социальной поддержки всем субъектам образовательного процесса; содействие созданию социально-психологического климата в коллективе образовательного учреждения. Задачи социально-педагогического сопровождения: сопровождение учебно-воспитательного процесса; обеспечение поддержки через оказание индивидуальной и групповой помощи; участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в развитии учащихся; консультирование всех участников образовательного процесса; · повышение социально-психологической компетенции субъектов образовательного процесса.
3.Работа с опекаемыми детьми. Цель:создание социально - педагогических условий для максимальной адаптации и разностороннего развития личности опекаемых детей в рамках общеобразовательной школы. Школа призвана оказывать помощь подопечному ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, во взаимодействии друг с другом и приемными родителями, и постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения. Все семьи с опекаемыми, находящимися на контроле у школы являются благополучными, обеспеченными всем необходимым для полноценного развития, воспитания и обучения детей. Отношения с ними боброжелательные, они всегда с охотой идут на контакт со школой.
4.Работа по повышению учебной мотивации, по предупреждению и профилактике пропусков учебных занятий, самовольных уходов. Цель - оказание своевременной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к асоциальному поведению.Задачи:предупреждение самовольных уходов; формирование у воспитанников способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают. В школе ведется ежедневный контроль посещаемости учащихся. В случае отсутствия учащегося без уважительной причины, работа с каждым учащимся ведется в соответвии с разработанным алгоритмом по поиску ребенка, организации работы с родителми и другими организациями на ведомственном уровне. В рамках работы школы ежемесячно, минимум 1 раз в месяц проводится Совет профилактики, на котором присутствуют социальный педагог, педагог-психолог, советники по воспитанию, администрация школы, классные руководители, инспектор ПДН. На декабрь 2023 г. в КДН и ЗП подано 2 ходатайства о проведении профилактической беседы с учащимися, имеющими систематические пропуски учебных занятий по неуважительной причине. Семьи этих детей были поставлены на ВШУ.
5.Работа с неблагополучными семьями и семьями социального риска. Цель: осуществление реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении. Задачи:- провести социальную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;- организовать просветительскую работу среди родителей;- защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении.
На декабрь 2023 года в социально опасном положении состоит 9 семей. Вся работа с ними строится на проведении профилактических мероприятий, а именно: выявление семей, находящихся в социально - опасном положении, составление банка данных; ежедневный контроль за посещаемостью обучающихся из семей, находящихся в социально - опасном положении; сбор сведений о занятости обучающихся из семей находящихся в социально - опасном положении в кружках и секциях; привлечение обучающихся из неблагополучных семей к занятиям в кружках и секциях; обследование семейно-бытовых условий и составления акта – обследования жилищных условий; организация встреч с инспектором ПДН; правовое просвещение семей, находящихся в социально опасном положении.
6.Работа с детьми «группы внимания», «группы риска». Цели: выявление «детей группы риска» в школьной среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с ними; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; формирование у обучающихся «группы риска» потребности в здоровом образе жизни. Задачи: формирование банка данных детей и подростков группы риска; диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков; применение социально-педагогических технологий индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска, соответствующих диагностируемым проблемам; проведение психологической работы, направленной на выявлении интересов и склонностей детей и включение их в разнообразную дополнительную деятельность. полноценная социализация детей группы риска – то есть включение их в общество как полноценных членов, соблюдающих принятые в нем законы и нормы и функционирующих для его благоприятного развития; обеспечение условий реализации программы. Ст.14 п.2 №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указывает следующие задачи образовательного учреждения в отношении детей группы риска: 1. оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; 2. выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по 6 неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования; 3. выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей; 4. обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; 5. осуществление меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
7.Работа по профилактике нехимических зависимостей, наркозависимости, употребления алкоголя, табачных изделий, ВИЧ, СПИД. Цель: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Задачи: Повышать информированность обучающихся, родителей о недопустимости употребления наркотических веществ, социальных и правовых последствиях, связанных с их потреблением; Повышать значимость, престижность здорового образа жизни.
Профилактика употребление табака, электронных сигарет. Цель: создание условий для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у подростков социально-нормативного жизненного стиля с преобладанием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от употребления табачных изделий. Задачи: проведение диагностического исследования учащихся с целью выявления распространенности масштабности негативного явления (курения); интерпретация полученных данных, выявление различий в установках и поведении учащейся молодёжи, употребляющей табачную продукцию; создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию курения в здании образовательного учреждения и на его территории; предоставить учащимся объективную информацию о последствиях курения и выработать представление о негативном влиянии курения; сформировать у учащихся негативное отношение к курению; сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к сигаретам; развивать умения у учащихся принимать решения и брать ответственность на себя; формирование и коррекция гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры учащихся.
Для реализации плана по данным видам профилактики создан отряд правопорядка из учащихся, состоящих на различных видах учета «Юный друг полиции», в котором учащиеся сами проводят мероприятия, направленные на профилактику курения, совершения правонарушений, соблюдения правил поведения учащихся в школе и Устава школы.
Профилактика употребления алкоголя среди несовершеннолетних учащихся: Целью данной профилактики является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на не употребление алкоголя. Задачи:1) определить степень информированности детей и подростков по проблеме; 2) выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению алкоголя, составить план по их нейтрализации;3) сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы; 4) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию об алкоголе; 5) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;6) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения; 7) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
8.Работа по профилактике правонарушений, преступлений, а также, с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся. Задачами профилактики правонарушений являются: формирование законопослушного поведения несовершеннолетними; устранение причин и условий совершения преступлений среди несовершеннолетних; недопущение совершения преступлений в среде несовершеннолетних; снижение размеров ущерба и потерь от преступности несовершеннолетних
9.Профилактика жестокого обращения с детьми. Цель: организовать деятельность коллектива образовательной школы по профилактике жестокого обращения с детьми в семье. Задачи: Способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде; Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними; Формировать нетерпимое отношение к различным проявлениям насилия в отношении детей. Работа ведется по следующим направлениям: профилактическая работа с родителями; ранняя профилактика семейного неблагополучия; повышению эффективности профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних; методическое, организационное и информационное обеспечение деятельности по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.
10.Профилактика суицидальных наклонностей и признаков саморазрушающего поведения у несовершеннолетних. Цель: профилактика суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения. Задачи: разработка и проведение психологических мероприятий и проектов, направленных на профилактику суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения; проведение комплекса мероприятий для выявления обучающихся группы лиц, склонных к суицидальному и саморазрушающему поведению и их комплексное психолого-педагогическое сопровождение (выявление причины склонности, психокоррекция поведения); осуществление психологического просвещения учащихся, педагогов, родителей (законных представителей) в области профилактики, причин, признаков и опасностей суицидального и саморазрушающего поведения; разработка психологических рекомендаций для учащихся, родителей и педагогов по устранению суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения; повышение уровня самооценки, уровня социально – психологической адаптации детей и подростков; формирование осознанного и ответственного отношения к своей жизни и здоровью у учащихся общеобразовательного учреждения; оформление и ведение документации по реализации программы (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
Реализация плана по профилактике и предупреждению детского суицида осуществлялась через совместную работу администрации школы, учителей, педагога-психолога, социального педагога и медицинского работника школы, а также при взаимодействии с БФ «Дорога к дому», Череповецким центром Ппмсп.
11.Анализ деятельности Совета профилактики. Цели работы Совета профилактики:
- профилактика правонарушений в детской и подростковой среде;
- социальная реабилитация воспитанников группы «риска»;
- формирование социально-одобряемого поведения и навыков здорового образа жизни обучающихся школы.
Задачи Совета профилактики:
- Организация регулярной работы по выполнению Федерального Закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иных нормативно-правовых актов в части предупреждения негативных проявлений среди обучающихся.
- Выявление и устранение причин, условий, способствующих совершению правонарушений обучающимися школы..
За первое полугодие 2023-2024 учебного года проведено 4 заседания, на которых рассматривались вопросы нарушения правил поведения учащимися, неуспеваемости учащихся по предметам; проводились профилактические беседы с учащимися, состоящими на профилактическом учете и их родителями. В ходе заседаний были заслушаны в присутствии родителей ученики склонные к пропускам уроков, где рассматривался вопрос об их неуспеваемости и непосещении уроков. Для учащихся устанавливался испытательный срок для исправления отрицательных оценок. Родителям указывалось на ненадлежащее воспитание детей, слабый контроль за поведением и успеваемостью по образовательным предметам. Также на заседаниях Совета профилактики рассматривались вопросы девиантного поведения учащихся в школе и за ее пределами, правонарушения, общественно опасные деяния, совершаемые обучающимися (кражи, хищения, нанесение побоев, драки, курение, употребление алкогольной продукции, нарушение коммендантсткого часа).
Родителям даны рекомендации: водить детей в школу, вместе с детьми по возможности, посещать уроки, контролировать ближайшее окружение ребенка, организовывать досуг. Проверять записи в дневнике, контролировать выполнение домашнего задания, вести строгий контроль во внеурочное и вечернее время.
12.Профилактика экстремизма и терроризма. Цель: разработка системы мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в детской и подростковой среде, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Задачи: воспитание культуры толерантности и межнационального согласия; достижение необходимого уровня правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения; формирование в детской и молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу;
разработка и реализация комплексного плана, направленного на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.
Сильные стороны:
- Усиленная профилактическая работа по межведомственному взаимодействию школы с другими социальными службами города, благодаря проведению систематических совместных мероприятий.
- 16 человек (менее 1 % от общего числа обучающихся) находятся на различных видах учета (ВШУ, ОПДН УМВД, КДН и ЗП). Средний срок постановки учащихся на учет – 3 месяца, это говорит о том, что с учащимися, поставленными на контроль ведется качественная работа по коррекции девиантного поведения.
- Благодаря проведению различных диагностик, опросов, анкетированию идет раннее выявление детей «группы риска», «группы внимания» и с ними начинается ведение профилактической работы.
Слабые стороны:
- Низкий уровень включенности детей, состоящих на различных видах учета в досуговую внеучебную деятельность, организуемую со стороны родителей, из-за чего учащиеся совершают правонарушения за пределами школы.
- Низкий уровень сознательности и ответственности родителей, включенности их в воспитательный и ученый процесс детей.
Управленческие решение:
2. Специалистам службы комплексного сопровождения, классным руководителям необходимо продолжить проведение социально-педагогической профилактической деятельности с учащимися.
1. Поднятие уровня сознательности и ответственности родителей, включенности их в воспитательный и ученый процесс детей, за счет выхода специалистов школы: социального педагога и педагога –психолога, на родительские собрания, а также привлечение привлечение специалистов межведомственного взаимодействия.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Морозова А. Г. Анализ профилактической социально-педагогической деятельности в школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/124079-analiz-profilakticheskoj-sotsialno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-v-shkole (дата обращения: 23.12.2024)- Развитие познавательной активности и творческой самореализации обучающихся при обучении технике Декупаж
- Изучение развивающих технологий с последующим использованием в учебно-воспитательном процессе
- Практика взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных обще развивающих программ театрального и музыкального коллективов
- ЗАВИСИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
- Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков
- Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе
- Формирование языковой компетенции в аспекте подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку