Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Использование технологии проблемного диалога на уроках географии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

Статья имеет теоретическую часть по использовании технологии проблемного диалога на уроках географии и на других уроках, так же приведены примеры заданий, используемые на уроках в данной технологии.

Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности  учащихся и  формирование целостной системы универсальных  учебных действий.

На мой взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение.

Считаю, что содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса  в условиях традиционного обучения.

Для решения этой проблемы пришла к необходимости использования современных образовательных технологий на уроках географии. В ходе реализации школьной программы развития «Использования СОТ на уроках» 2012-2014 годах детально изучила и начала использовать в своей педагогической деятельности технологию проблемного обучения.

Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения: постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования; поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

  • Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
  • Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Учитель сначала в диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым, вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

Затем посредством одного из диалогов учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений.

Таким образом, технология проблемного диалога– это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.       Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счет использования диалога - коммуникативных, за счет развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.д. - познавательных.

В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков.

Учитель должен обязательно выделить УУД для себя при подготовке к уроку и затем, во время урока, акцентировать внимание учащихся на данном учебном действии. Например, такое познавательное УУД, как «создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта», используется при создании модели Земли. В этом случае существенной характеристикой объекта будет наличие ядра, а моделью – рисунок (пластилиновая модель, аппликация, рисунок с использованием компьютерной анимации) Земли. Учащиеся 5-го класса прекрасно создают такие рисунки, и задача учителя – обратить внимание детей на то, что этот рисунок и есть «модель». А впоследствии, например, попросить создать модели планет Солнечной системы (на материале следующих уроков), найти у них существенное различие и закрепить данное УУД.

Во всех учебниках УМК  «Сферы», которые вошли в федеральный перечень учебников, прошли экспертизу на соответствие ФГОС, кружком определённого цвета перед каждым заданием помечена его направленность на различные группы результатов (серым – предметные, красным – личностные, синим – познавательные УУД, зелёным – коммуникативные УУД, оранжевым – регулятивные УУД). Работая с таким учебником, учитель и ученики легко могут выбрать те задания, которые помогают сформировать определённое умение. Поэтому особое внимание на первом уроке учитель должен обратить на эти обозначения (повторить, если учащиеся уже работали по таким учебникам, или объяснить, если дети сталкиваются с такими учебниками впервые) и иногда в течение года возвращаться и напоминать ученикам об этом.

Какие же познавательные УУД могут быть сформированы с помощью технологии проблемного диалога?

Познавательные УУД 

  • поиск и выделение необходимой информации; 
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний,  группировка информации  для оптимально быстрой возможности ею воспользоваться; 
  • смысловое чтение, умение применять различные виды  чтения для оптимизации процесса получения  разнообразной информации в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из текстов  различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация в текстах художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, умение определять какую информацию можно получить из каждого конкретного текста и для чего эта информация может быть применена;
  • способность проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
  • способность применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
  • желание презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Действия, связанные с поиском информации

Поиск, предварительный отбор, фиксация информации предполагает умение находить информацию по заданному основанию, существенным признакам, представленную в явном и неявном виде, проводить отбор найденной информации, фиксировать информацию разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы, графически и т. д.

Действия, связанные с оценкой достоверности информации.

Оценка достоверности информации предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

На своих уроках умение интерпретировать информацию оцениваю при помощи таких заданий, как  «Напиши, как ты понимаешь значение выражения «Вода камень точит»; интерпретировать информацию, переводить текстовую информацию в графическую с помощью знаково-символических средств – « Используя текст, составь план изучения Восточносибирского экономического района».

Для того, чтобы сформировать познавательные УУД  считаю необходимым:   

  1. научить детей мыслить логически, научно, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся;
  2. вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые содействовали бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений;
  3. использовать методы, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности.
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (71.50 kB)
Автор:
МБОУ "Большеусинская СОШ"
Дата публикации: 25.11.2014
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Черемискина Е. Д. Использование технологии проблемного диалога на уроках географии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/1785-ispolzovanie-tekhnologii-problemnogo-dialoga-na-urokakh-geografii-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnykh-universalnykh-uchebnykh-dejstvij (дата обращения: 23.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию