Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Психологические особеннсти вербальной и невербальной коммуникации школьников. Эффект неконгруэнтности

Психологические особенности вербальной и невербальной коммуникации школьников. Эффект неконгруэнтности.

Последние несколько лет все большее и большее количество людей стали интересоваться невербальным общением. В поле изучения попали такие движения и особенности человека при передаче вербального сообщения, которые истолковываются как имеющие смысл и одинаково интерпретируются в данном речевом сообщении. Вообще, надо заметить, что вопрос о трактовке или раскодировании невербальных элементов уходит корнями в далекое прошлое. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам: Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно; Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. То есть, невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение. Невербальные характеристики личности оказывают влияние на процесс общения, и с другой стороны – диагностика и анализ невербальных характеристик может помочь лучше осознать, что происходит с партнером по общению.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Неконгруэнтность – это значит быть не в раппорте с самим собой, т.е. внутренний конфликт, выраженный в поведении. Она может быть последовательной: одно действие следует за другим действием, который противоречит, или одновременно, например, соглашение на словах, но с сомнением в голосе. Возможны внутренние конфликты: страхи, оценки окружающими внешнего вида, статуса зависимости.

Роль несогласованности компонентов общения может быть при рассмотрении конкретных примеров и что бы вы не говорили и не демонстрировали своим поведением на сознательном уровне, существует множество разного рода иных сигналов, подаваемых голосом, глазами и телом, которые все равно выдадут правду. Если эти сигналы не будут соответствовать содержанию слов, то такое общение не будет успешным. Таким образом, невербальные коммуникации влияют на успешное взаимодействие и продуктивное общение. А «эффект неконгруэнтности» наоборот этому препятствует.

Для того чтобы общение и взаимодействие между школьниками проходило продуктивно, им необходимо знать свои психологические особенности вербальной и невербальной коммуникации. При отсутствии знаний и умений контролировать свои эмоции в процессе общения школьников, можно наблюдать эффект неконгруэнтности, который и будет препятствием для их продуктивного общения и взаимодействия, как между собой, так и с преподавателями.

Мы провели эксперимент, чтобы доказать, что невербальные средства общения, такие, как язык эмоций, играют существенную роль в современном обществе и коммуникации между людьми. Для этого потребовалось 10 фотографий людей, на которых они выражали разные эмоции. Это были: радость, вина, злость, интерес, обида, отвращение, печаль, стыд, страх, удивление. Участники эксперимента получили анкеты, в которых указывались вышеназванные эмоции. Далее им показывалась та или иная фотография, и участники выбирали из списка соответствующую данной фотографии эмоцию и писали, почему они так думают.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: из 100 опрошенных не сделали ошибок 67 испытуемых, 1 ошибку допустили 8 испытуемых, 2 ошибки – 15 испытуемых, 3 ошибки – 3 испытуемых, 4 и более ошибок – 7 испытуемых.

Таким образом, интерпретируя полученные результаты проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод, что большая часть участников эксперимента правильно поняла эмоции, которые выражал человек. Это значит, что в любой жизненной ситуации, не зная языка, люди смогут понять, что именно собеседник пытается сказать, в какой ситуации он находится и т. д. В наши дни эта тема очень важна и актуально для любого из нас. За неимением другого выхода, общаясь посредством языка эмоций, мы можем дать понять друг другу о многом. Если кому-то грозит опасность или требуется срочная помощь, то с помощью эмоций мы сможем выразить это так, что любой человек нас поймет. В этой и многих других ситуациях язык эмоций сможет стать незаменимым помощником и даже спасти кому-то жизнь.

Проанализировав данные эксперимента, можно прийти к заключению, что язык – далеко не единственное средство общения. Люди могут общаться, молча – с помощью жестов, интуиции, эмоций. Во многих сферах современной жизни невербальные средства общения актуальны. Человеку, который вдруг потерял способность разговаривать, будет, бесспорно, нелегко. Но с помощью языка жестов и эмоций он не утратит связи с миром и другими людьми, что немаловажно. Кроме того, глядя на лицо человека, по его эмоциям мы можем определить, что он в данный момент чувствует. Например, когда мы видим, что человек раздражен, то тут же получим сигнал – его лучше не трогать, а оставить в покое и дать ему «остыть». Если мы будем внимательны к окружающим, то в наших силах будет возможность предотвратить множество конфликтов. Также, обращая внимание на выражение лица человека, мы сможем лучше его понять, составить о нем мнение, лучше изучить его характер, и, конечно, это очень поможет нам в общении с ним в любой жизненной ситуации.

Так же по результатам, полученным в процессе исследования невербального репертуара, чувствительности к невербальному поведению других, способности управлять своим невербальным репертуаром, 33 (тридцать три) студентами были допущены ошибки, и с данными школьниками была проведена коррекционная работа в форме социально-психологического тренинга, в комплекс, которого включены упражнения на развитие конгруэнтности, на правильное осознание и интерпретирование невербальных коммуникаций. По окончанию проведенной коррекционной работы школьники научились понимать и контролировать свои эмоциональные состояния, распознавать и интерпретировать невербальные сигналы собеседника. Они стали конгруэнтны.

Чтобы быть всегда в раппорте с самим собой и бесконфликтно взаимодействовать с окружающими, необходимо грамотно использовать механизмы невербальных коммуникаций, уметь правильно интерпретировать бессознательно посылаемые сигналы от собеседника, «встать с ним на одну волну», а также развивать в себе наблюдательность и внимательность, выполнять специальные упражнения на развитие конгруэнтности и использовать их в  практике.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (48.50 kB)
Автор:
Педагог-психолог, логопед. СОШ №13
Дата публикации: 09.09.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Билаш М. В. Психологические особеннсти вербальной и невербальной коммуникации школьников. Эффект неконгруэнтности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/31022-psikhologicheskie-osobennsti-verbalnoj-i-neverbalnoj-kommunikatsii-shkolnikov-effekt-nekongruentnosti (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию