Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Воспитание юного эколога

Воспитание юного эколога.

Ненашева Н.М., учитель биологии
первой квалификационной категории,
МБОУ Стаевская СОШ
Мичуринского района
Тамбовской области

В судьбе природы - наша судьба.

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы, потребительское отношение к окружающему миру обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. С конца 60-х годов человечество столкнулось с проблемой глобального экологического кризиса. Перед человечеством возникла проблема: как избежать экологической катастрофы.
В данных условиях на первое место выходит экологическое воспитание.
Экология для ребенка – это все, что его окружает - и дерево, и парк, и птицы, прилетающие к кормушке, и, наконец, сам человек.
Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры личности.
Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.
Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.
Экологическое воспитание выдвигает свои задачи:
1. Воспитание любви к природе, эмоционально- положительного отношения ко всему окружающему, формирование представления о самоценности природы.
2. Осознать себя не властелином , а частью природы.
3. Понять взаимосвязь и взаимозависимость в природе, сформировать представление о неповторимости окружающего мира.
4. Формировать умение бережного отношения к природным богатствам, воспитывать активную жизненную позицию.
5. Дать представление об элементарном экологически безопасном поведении.
Формирование ответственного отношения к природе - вопрос не одного дня. Это сложный и длительный процесс, и начинать его надо в младших классах.
В школе нет специальных уроков экологии, однако, понимая важность экологического воспитания, ведётся настойчивое его осуществление. Чаще всего оно выражается в выполнении заданий по экологии, подготовке выступлений, проведении тематических мероприятий, игр, конференций, реализуются программы по дополнительному образованию. Какие только формы и методы работы с учащимися не предлагают наши замечательные педагоги!
Безусловно, это нужно делать и это важная сторона экологического воспитания. Но иногда дети с багажом определённых знаний по экологии остаются безразличными к тому, что их окружает. Зная, что зимой птицам голодно, они не торопятся сделать и повесить кормушку. Одно дело - прослушать правильные слова о необходимости бережного отношения к природе, другое дело - самому увидеть результат варварского отношения к окружающей среде, помочь природе. На мой взгляд, первостепенными становятся настоящие практические дела, которые способствовали бы формированию правильному экологическому мировоззрению. Реализуя программу по дополнительному обучению в 5 классе « Юный эколог» , автором которой являюсь, я обращаю внимание прежде всего на дело, способствую развитию у детей привычки конкретному решению
« малых» экологических проблем с видимым результатом. Зримый результат работы позволяет делать глубокие выводы, воспитывать в детях активную позицию, развивать эмоциональное сопереживание с жизнью других людей, ощущение своей включённости в природные ресурсы, восприятие потерь в мире природы как потери полноценности собственного существования, протест против экологического варварства.

Название мероприятия Цели Сроки проведения Результаты
Экологический десант
« Чистый родник» • Привести в порядок место, где находится святой источник, посадить
цветы.
• Формировать благоговейное отношение к тому, что создано природой.
апрель- начало мая

начало июня

конец июня

Очищен источник, посажены цветы.
Глубокое удовлетворение от выполненной работы. Ощущение единства с окружающей средой.
Поисково-охранный поход « Живи, речка!» • Найти мусор и очистить от него берега реки , где купаются люди.
• Поставить табличку - предупреж-дение о необходимос-ти соблюдения чистоты на реке и в других местах отдыха.
• Формировать элементар-ные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде(например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбам станет плохо жить); май Очищен берег реки, поставлено предупреждение о необходимости соблюдения чистоты.
Дети пришли к выводу : надо правильно вести себя на реке и в других местах. Мусор выбрасывать только в приспособлен-ные для этого контейнеры.

Десант бережливых «Школьные берёзовые аллеи» • Убрать сухие ветви, собрать листву в аллеях.
• Воспитывать любовь к природе.
• Воспитывать негативное отношение к варварскому обращению с природой.
Сентябрь, октябрь, май Очищены аллеи от сухих ветвей, убрана листва.
Воспитание чувства красоты, гармонии. Формирование понимания, что именно от человека зависит равновесие в природе.
Десант бережливых
« Наши зелёные питомцы» • Поставить невысокие ограждения около посаженных ёлочек и каштанов, которые помогли бы обезопасить их.
• Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохран-ной деятельности в ближайшем окружении; октябрь Сделаны ограждения около молодых посадок. Дети видели реальную пользу своего дела, чувствовали себя бережливыми и заботливыми
хозяевами

Кормушки для пернатых друзей • Приготовить кормушки из подручного материала, повесить их на деревья.
• Помочь птицам в холодное время года прокормить-ся.
• Формировать навыки
экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни Декабрь, январь, февраль, март Помогая
пернатым , дети понимали,
что они спасают их.
Благородство поступка детей повысило их самооценку. Они поняли великую роль человека в защите и охране природы.

Практическая работа детей воспитывает настоящих заботливых хозяев.
М.М. Пришвин пишет:
« Я стою и расту – я растение.
Я стою, и расту, и хожу – я животное.
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек.
Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля».
Человек мыслит и чувствует. Он должен понять, что мир един, неделим и не враждебен человеку. Невоспитанный человек – единственный источник гибели окружающего мира.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (55.50 kB)
Автор:
Дата публикации: 04.11.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ненашева Н. М. Воспитание юного эколога // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/33409-vospitanie-yunogo-ekologa (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию