статья Адаптация в ДОУ
Адаптация в ДОУ.
Период адаптации — тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2—3 недели.
Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям — причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним.
Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.
Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского нельзя. Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.
Прежде всего родители должны подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Как надо это делать?
Раскройте малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
Готовьте вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
Учите ребенка дома всем необходимым навыкам сомообслуживания.
Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.
Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
Как надо родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад
Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад?
В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
«Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
Мешать его контактам с детьми: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
Наказывать за детские капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, он определяет до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом мире.
Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Такие проблемы встают не только перед родителями, но и перед воспитателем, принимающим в свою группу «новичков».
Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Итак, общая задача педагогов и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность.
Желательно, чтобы родители познакомились с меню детского сада и приучили детей к блюдам, включенным в него. Научили детей, есть разнообразную пищу, тщательно жевать, после еды пользоваться салфеткой.
Чтобы развеять свои сомнения и тревогу ребенка, предварительно посетите группу. Лучше всего привести малыша, когда дети гуляют или играют в групповой комнате.
Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с родителями. Вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
Во время всего адаптационного периода мы ведем адаптационные листы, в которых указываем, как ребенок провел день, как себя чувствовал, спал, кушал, т.е. фиксируем данные, связанные с его поведением.
В октябре, проводится диагностическое обследование детей, в ходе которого мы определяем, какие формы и методы в работе с детьми необходимо использовать.
О результатах проведенного диагностического обследования мы рассказываем на ближайшем родительском собрании.
Мы готовы прислушаться ко всем пожеланиям родителей и принять самые эффективные формы и методы в работе с с детьми.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Поливода С. С. Адаптация в ДОУ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/42764-statya-adaptatsiya-v-dou (дата обращения: 22.12.2024)- Здоровьесберегающие технологии
- Участие в конкурсной деятельности как перспективный путь развития творческого потенциала педагога и учащихся
- Психологические аспекты работы педагога с семьей (из опыта работы классного руководителя)
- Мастер-класс по формированию универсальных учебных действий
- ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ
- ЛЕГЕНДА О ДОМБРЕ
- Туризм - любимый вид спорта, досуга и отдыха взрослых и детей