статья Использование опорных конспектов Ю.С. Меженко на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС
Александрова Е.И.,
учитель русского языка
и литературы,
МОУ СОШ №46 г. Твери,
ул. Е. Фарафоновой, д.26
Использование опорных конспектов Ю.С. Меженко на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования четко прописаны результаты освоения ООП основного общего образования. Выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты. В метапредметных результатах ФГОС выделяет следующие универсальные учебные действия (УУД):
- «умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности»1
При этом выделяются основные направления деятельности:
- «использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся и учебных заданий, направленных на освоение процесса целеполагания; обеспечение мотивации обучающихся на процесс и результат.
- Использование разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разными источниками информации.
- Использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся, реализуемых в парной, групповой, коллективных формах»1
Как же учителю достичь поставленной цели в современных условиях? Одна из самых главных задач – замотивировать, заинтересовать обучающихся. Ведь не зря говорил Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся советский педагог и писатель: «Страшная это опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и <…> ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли2
Каждый учитель понимает, что недостаточно требовать от ребят выполнения обязательных для них заданий. Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы обучающиеся в ходе учебного процесса проявляли себя как личность, максимально использовали свои возможности: собственную выдумку, интересы, стремления и т.д.
Что же делать учителю для того, чтобы постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учебе, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье ребят?
Несомненно, главную роль здесь играет атмосфера на уроках, взаимоотношения ребят в классе. Конечно, в центр ставится личность учителя, его профессионализм, умение задавать общий настрой, рабочий темп, находить подход к каждому обучающемуся. Все перечисленное должно подкрепляться занимательной, необычной формой подачи учебного материала.
Одной из таких форм, которая способствует возникновению мотивации и повышения эффективности обучения, является опорный конспект, то есть «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».3
1 Ривкин Е.Ю. Управление внедрением ФГОС основного общего образования в образовательном учреждении. Справочник заместителя директора школы, №12, 2012, с.8. http://qoo.by/2RYi
2 Шаталов В.Ф. «Куда и как исчезли тройки». – М.: Педагогика, 1980. — С. 4
3 Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. — М., 1987. — С. 159–167.
Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, где отражаются подлежащие усвоению элементы информации, установлены различные связи между ними, а также введены знаки, которые выступают в качестве сигналов, вызывающих в памяти основные явления, понятия или процессы.
Методика разработки и применения опорного конспекта или Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала впервые была предложена педагогом-новатором Виктором Фёдоровичем Шаталовым. 3 ноября 1971 года в газете «Комсомольская Правда» была опубликована статья Симона Соловейчика «Метод Шаталова», которая направила движение педагогической общественности на новое русло, в сторону Педагогики сотрудничества. Виктор Федорович показал, как научиться учить всех ребят успешно и быстро, независимо от их подготовки. По его мнению, «Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства… От веры учителя в возможности своего ученика, умения вовремя прийти на помощь, зависят успехи его учеников на трудном пути познания»4.
Многие находки Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами ВУЗов.
Последователь В.Ф. Шаталова, Юрий Степанович Меженко (преподаватель Донецкого Государственного университета) создал организационно-методическую систему обучения русскому языку на основе опорных сигналов. В 1987 – 1991 гг. он работал старшим научным сотрудником лаборатории интенсивных методов обучения Академии педагогических наук СССР, которую возглавлял В. Ф. Шаталов. Сотрудниками лаборатории был проведен успешный эксперимент по интенсификации учебного процесса в двух классах средней школы №5 г. Донецка. Результаты, полученные в ходе эксперимента, очередной раз подтвердили высочайшую эффективность обучения с помощью опорных сигналов. Методическая система обучения русскому языку на основе опорных сигналов была описана в журнале «Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины» и в аналогичных методических журналах бывших республик СССР. Ю.С. Меженко провел более 100 семинаров, обучая учителей русского языка новой методике. Одним из таких учителей была Елена Евгеньевна Кравченко, ныне – заместитель директора МОУ СОШ №46 и учитель русского языка и литературы. В то время она только начинала свою профессиональную деятельность. И вот уже на протяжении долгих лет Елена Евгеньевна преподает русский язык, используя технологию В.Ф. Шаталова.
4Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987, с. 91, 89, 92, 113
Каждый год в нашей школе проводятся различные семинары, на которых учителя-предметники делятся своими педагогическими приёмами, находками, обмениваются опытом. Впервые о методике Шаталова я узнала от Е.Е. Кравченко. Заинтересовалась. Во время поиска дополнительной информации случайно наткнулась на контакты Ю.С. Меженко. Оказывается, он до сих пор живет в Донецке. Набралась смелости, написала ему письмо. Юрий Степанович – открытый и отзывчивый человек. Он дал рекомендации, объяснил, как работать с опорными конспектами, выслал необходимые материалы. Не зря говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. С тех пор я стала использовать в своей педагогической практике опорные конспекты.
С 5 класса ребята ведут тетрадь для схем (тетрадь-справочник), где весь изучаемый теоретический материал фиксируется в виде опорного конспекта. Красным цветом обучающиеся записывают название темы и всю важную информацию, зеленым цветом – примеры, а синим – остальную информацию. Раньше учителя с помощью цветных мелков воспроизводили опорный конспект на доске, а ребята все последовательно записывали в тетради. На своих уроках я использую озвученные видеоролики, разработанные группой методистов во главе с Ю.С. Меженко. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы:
- Изучение теории в классе: На интерактивной доске по мере повествования появляются все части опорного конспекта. Ребята слушают объяснение материала диктором и переносят схемы в свои тетради. После учитель повторно объясняет материал по красочному опорному конспекту; Затем к доске выходят 1-2 человека, которые проявили желание повторить объяснение материала с использованием видеоролика (звук ролика выключен), остальные внимательно слушают, затем анализируют ответы выступающих. Ведется обсуждение материала (фронтальное закрепление).
- Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.
Памятка: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
Также ребята дополняют части опорного конспекта своими примерами. Например, при изучении темы способы подчинительной связи в словосочетаниях нужно на каждый способ (согласование, управление, примыкание) привести по 3 – 5 примеров.
- Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти; после письменной работы – громкий опрос.
- Устное проговаривание опорного конспекта – происходит во время различных видов опроса.
- Второе повторение: взаимоконтроль: ребята в парах проверяют друг друга на знание материала. Учитель проходит между рядами, наблюдая, как проходит взаимопроверка, при необходимости поправляет отвечающих.
- Контроль, оценка: запись опорного конспекта по памяти на оценку, выполнение практического упражнения на соответствующую тему.
Уже в 7 классе ребята самостоятельно составляют опорные конспекты по теоретическому материалу, на это нацелены многие задания из учебников, к примеру: после учебной статьи «Правописание Н-НН в причастиях» следует задание: «На основе текста попробуйте составить схему». Или: «Допиши пропущенные в схеме пункты».
Не с причастиями пишется раздельно, если | Примеры |
1) есть зависимые слова | 1) |
2) | 2)местность не исследована |
3) | 3) |
Или: «Заполните таблицу примерами из текста».
Глагол | Имя прилагательное | Причастие |
Также учитель предлагает обучающимся изучить параграф с теоретическим материалом и самостоятельно составить опорный конспект в удобной для них форме. Проявляя творческий подход и смекалку, ребята с удовольствием разрабатывают свои таблицы и схемы. Постепенно степень участия учителя в объяснении нового материала снижается.
Стоит отметить, что ребятам нравится такой формат работы с теоретическим материалом, ведь в учебнике обычно на каждую тему отводится несколько страниц параграфа (в частности, в учебнике «Теории» под ред. Бабайцевой), а в некоторых учебниках (например, в учебнике под ред. М.М. Разумовской) наоборот некоторый теоретический материал изложен слишком кратко. Помимо этого, на уроках обучающиеся повышают уровень устной речи: выстраивают общение на лингвистические темы, используя термины (например, во время взаимоконтроля), а также учатся слушать и слышать друг друга, отстаивать свою точку зрения.
Помимо вышеперечисленного, при использовании технологии Шаталова В.Ф. во время работы с опорными конспектами ребятам предлагаются задания, направленные на развитие всех видов смыслового чтения (ознакомительного, поискового, изучающего и вдумчивого).
Например, такие задания предлагаются обучающимся старших классов:
- Проанализируйте содержание текста: определите тему и основную мысль текста, озаглавьте текст (задания типа «Проверьте правильность утверждения…»);
- Найдите ключевые (опорные) слова текста;
- Проанализируйте структуру текста;
- Составьте план текста, (сформулируйте тезис; составьте конспект на основе прочитанного учебно-научного текста) и т.п.
Если ребята смогут находить смысловую структуру учебного текста и оформлять ее в виде схемы или таблиц, то забыть эту информацию будет трудно.
Применение технологии Шаталова В.Ф. способствует формированию не только мотивации к обучению у ребят, но и развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД как основы умения учиться.
Так как тетрадь для схем ведется с 5 по 11 класс включительно, то ребята в любой момент могут обратиться к опорным конспектам, чтобы освежить в памяти теоретический материал по той или иной теме. Это очень удобно при подготовке к контрольным, самостоятельным и работам, а также при подготовке к ОГЭ и ГИА.
Список используемой литературы.
- Ривкин Е.Ю., Управление внедрением ФГОС основного общего образования в образовательном учреждении. Справочник заместителя директора школы, №12, 2012 http://qoo.by/2RYi
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Шаталов В.Ф. «Куда и как исчезли тройки». – М.: Педагогика, 1980.
- Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. — М., 1987.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Александрова Е. И. Использование опорных конспектов Ю.С. Меженко на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/63796-ispolzovanie-opornykh-konspektov-yu-s-mezhenko-na-urokakh-russkogo-yazyka-v-ramkakh-realizatsii-fgos (дата обращения: 23.12.2024)- Модель организации психомоторного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС
- Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитательной работы музея Центра детского творчества
- Педагогические требования к организации жизнедеятельности школьника
- Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное состояние ребенка
- Развитие личности детей с ОВЗ через театрализованную деятельность в условиях ДОУ
- Проведение исследовательской деятельности на уроках биологии и химии
- Влияние телефона на жизнь современного человека
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7213 пользователей.
Отзывы