Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Осуществление проектной деятельности в начальной школе

Разработан тест

Осуществление проектной деятельности в моей практике.

Работая с детьми начальных классов, я стараюсь использовать проектный метод в своей практике. Проектную деятельность я применяю как в урочное время, так и во внеурочное время.

В своей практике я постаралась, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме.

В учебном процессе я использую такие типы проектов, как творческие, исследовательские и информационные.

Прежде всего, начиная работу над проектом, надо пробудить в учащихся интерес к теме проекта. Тему проекта стараюсь сформулировать естественным для детей языком, чтобы вызвать их интерес. Ведь тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, так как участники проекта - младшие школьники. Например: «Однажды на чердаке мы с бабушкой обнаружили целую стопку старых газет. Мы долго думали, что с ними делать. И тут родилась идея! А если дать этим газетам вторую жизнь? И если это проект во внеурочное время, можно вместе с детьми определить тему и составить план предстоящей работы и зачем нам это пригодиться, а затем постепенно начинаю работать над проектом.

На этапе погружения в проект мы с учащимися вместе находим проблемное поле. Из поставленной проблемы проекта выделяем цель и задачи проекта. Задачи проекта - организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.

На следующем этапе я организую деятельность детей. Если проект групповой, то объединяю детей в группы (по 3 или 4 человека),  определяем цели и задачи. По необходимости - определяем роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.

После того как спланирована работа,  начинаем  действовать.

И это уже третий этап. Здесь учитель становится наблюдателем. Ребята самостоятельно  начинают находить интересную информацию. Не всегда всё получается. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает момент, и ребята обращаются за помощью в решении ставшей проблемы. Многие дети совершенно не умеют пользоваться литературой.  Им вэтом помогает учитель, библиотекарь, и даже не исключается помощь родителей и родственников. Например, при работе над проектом «Памяти землякам,  павшим в ВОВ, посвящается…»надо взять интервью у своих родителей, родственников, жителей села  Чтобы работа не потеряла смысл, её надо постоянно контролировать..

Следующий этап - этап презентации, бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа, проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

Защита проекта происходит в классе, в основном на уроке. Дети любят защищать свои проекты и перед ребятами из других классов. Это помогает им понимать значимость выполненной работы. Развивает чёткость и точность речи, смелость.

Ребята защищают свой проект, отвечают на поставленные вопросы:

- как они готовили проект (самостоятельно или при помощи родителей)?

- где находили нужную литературу?

- какие трудности испытывали при выполнении проекта?

- достиг ли проект поставленных целей?

- что бы они изменили, если бы делали этот проект заново?

По итогам защиты поощряются  не только те учащихся, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети, которые задавали  умные, интересные вопросы к выступающим одноклассникам. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта.

Во время работы над проектом «Вторая жизнь старых газет» мы побывали в двух городских, в сельской и школьной библиотеках, посетили редакцию газеты «Маяк», увидели старинные станки, на которых раньше печатали газеты. Нам подарили подарки: цветной картон и бумагу, а так же дети  познакомились с различными профессиями людей, работающих в редакции.

В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:

-по доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательские (по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.)

Информационные (направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы)

практико-ориентированные (нацелен на решение социальных задач), Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

ролево-игровые (Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации )

творческие (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.)

по количеству учащихся:  индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения:  урочные, внеурочные;

-по теме:  монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

  1. Поисковый

- определение темы проекта;

- поиск и анализ проблемы;

- постановка цели проекта.

  1. Аналитический

- анализ имеющейся информации;

- сбор и изучение информации;

- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ ресурсов.

  1. Практический

- выполнение запланированных технологических операций;

- текущий контроль качества;

- внесение (при необходимости) изменений.

  1. Презентационный

- подготовка презентационных материалов;

- презентация проекта;

- изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

  1. Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

- оценка качества выполнения проекта.

Исследовательская деятельность:

Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели и конкретных задач исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Выдвижение гипотезы.

Выбор метода (методики) проведения исследования.

Описание процесса исследования.

Обсуждение результатов исследования.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

 

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы:

- выбирает (принимает решения).

- участвует в командной работе;

- оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее полезности для проекта.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере и др.

Если тема уже выбрана, приступаем к ее выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться.

Формы продуктов проектов. Формы презентаций.

Перечень возможных форм продуктов:

  • видеофильм
  • выставка
  • газета, журнал
  • игра
  • постановка
  • коллекция
  • мультимедийный продукт
  • справочник
  • макет
  • наглядные пособия, плакат,

Прежде чем выбрать форму представления результатов, определяем, сколько времени потребуется на подготовку.

Перечень возможных форм презентаций:

  • демонстрация готового продукта
  • праздник
  • выставка
  • спектакль
  • реклама

При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.

Каждый участник проекта заполняет отчет.

Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность. Особую роль в этом возрасте  играют групповые проекты.

Опыт организации проектной деятельности указывает на преимущества применения проектного метода в образовательном и воспитательном процессе:

  1. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.

Успешные, способные учащиеся при выполнении проектов могут проявить свои познавательные и творческие способности. Таким детям требуется помощь только в виде консультирования.

Проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, заинтересовавшись какой-то проблемой, и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях, часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах, на деле почувствовав себя нужными и значимыми.

  1.   Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам,  сплачивает коллектив.

Выводы.

Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Меняется роль учителя: из носителя информации и знаний, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.

 

 

 

 

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (24.11 kB)
Автор:
учитель начальных классов МБОУ "Замишевская СОШ"
Дата публикации: 03.06.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Молчанова Т. П. Осуществление проектной деятельности в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/71997-osushchestvlenie-proektnoj-deyatelnosti-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию