статья Способы постановки звуков
Некоторые способы постановки звуков.
Постановка звука «Х» при замене на «Т».
Обратить внимание на то, что звуки разные по месту образования и по способу.звук «Т» - взрывной, губно-зубной, а звук «Х» - щелевой, заднеязычный.Эти особенности и обыграть:постановку проводить медленно от сочетания "ХК". Или попросить ребёнка округлить губы ,затем завести кончик языка за нижние резцы, сделать язык "горкой" и пустить ветерок.
Из книги В.М. Акименко "Исправление звукопроизношения у детей"
Постановка звука «К» от «Т».
Зондом- рамкой или шпателем от слога «та». Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале «кя», затем «ка».
Постановка звука «К» на вдохе.
- Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].
2. Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к].
3. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-нибудь спящего рядом).
4. Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.
5. Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.
Материал взят из книги М. Поляковой "Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие"
Постановка звука «К» от правильного «Х». 1. Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.
2. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].
3. В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха).
4. После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
5. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).
Постановка звука «К» по подражанию.
- Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.
2. Большим и указательным пальцами руки можно несколько сдавить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым.
3. После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.
4. Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]»
5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.
Постановка звука «Х» от правильного мягкого «Хь.»
Чтобы отвлечь внимание ребенка, скажите, что вы с ним учитесь «смеяться».
1. Вслед за вами ребенок должен «хихикать», тщательно и утрированно произнося слоги [хи — хи — хи]. Произносить нужно тихо и отрывисто, иначе упор пойдет на гласный звук и характерное звучание согласного частично утратится. Ребенок должен чувствовать, как воздушная струя «верещит» у него в горле. Можно подставить ко рту ладонь, чтобы чувствовать на ней выдох.
2. Дальше, произнося эти слоги, нужно открыть рот шире, примерно на ширину пальца. В этом положении ребенок должен «хихикать» вслед за вами следующим образом: [хи — ха — хи — ха] (поскольку рот приоткрыт, вместо [хи] будет выходить почти [хы]). Если в слоге [ха] будет слышаться полноценный твердый звук [х], переходите к слогам с гласными [э, о, у, ы]. Все выполняется по подражанию.
3. Если звук [х] будет сохранять некоторую мягкость (слог [ха] будет звучать близко к [х'я]), нужно произносить слоги [хи — хи — ха — ха — ха] следующим образом. При произнесении слогов [ха — ха — ха] ребенок должен постепенно все шире и шире открывать рот, пока не послышится полноценный звук [х]. Слоги со звуком [х'] нужно произносить, максимально утрируя характерное звучание этого звука. Ребенок выполняет упражнение вслед за вами. Напоминайте ему, чтобы он не отрывал язык от того места в горле, где он произносит свой «хихикающий» звук.
4. Слоги с другими гласными нужно также произносить, пошире открывая рот.
5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.
Материал взят из книги М. Поляковой "Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие"
Постановка звука «Х» от правильного «К».
Вы только даете ребенку инструкции, не используя при этом собственного произношения.
1. Пусть ребенок, не отрывая языка от нёба, длительно и внятно произнесет звук [к]. Получится звукосочетание [кх – х - х]. Укажите ребенку на то, что вслед за [к] слышится другой звук, именно тот, который вам нужен. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и будет «дуть» в нее следующим после [к] звуком.
2. Дальше нужно произносить звукосочетание (фактически слог [кх – х - ха] (используя соответствующую картинку), в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто — это придаст звуку [х] большую внятность.
3. Затем ребенок должен произносить слоги [кх – х – ха - ха - ха] (скажите ему, чтобы он повторял только второй после [к] звук
4. Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
5. В дальнейшем следует произносить слоги [ха — ха — ха] и слоги остальными гласными звуками. Это можно делать по подражании
Постановка звука «Х» по подражанию.
Этот способ можно использовать, когда ребенок либо вообще не выговаривает звук «Х» (вместо него может слышаться выдох), либо заменяет его на звук [ф]. Во время работы над звуком следите, чтобы ребенок не открывал широко рот, именно из-за этого чаще всего нарушается произношение заднеязычных звуков (задняя часть спинки языка не дотягивается до нёба). Зубы должны быть в форме правильного прикуса. При нарушенном прикусе рот должен быть максимально прикрыт.
1. Ребенок должен имитировать смех. Делать это нужно после выдоха (плечи должны быть опущены), «смеяться» нужно негромко и низким голосом. Вы должны очень эмоционально (для того чтобы ребенок не догадался, что вы на самом деле произносите звук [х]) произносить слоги [ха — ха — ха] (звук [а] должен звучать, как нечто среднее между [а] и [э]).
2. Пусть ребенок «смеется», подставив ко рту ладонь и «попадая» в нее своими «смешками» (струя воздуха должна ощущаться горячей). Вначале вам не следует произносить звук [х] слишком отчетливо (особенно, если ребенок заменяет его на [ф]), пусть произнесение этих слогов больше напоминает смех.
3. В дальнейшем вы предлагаете ребенку «смеяться» более «внятно», «с нажимом» (он может «похохотать» «насмешливо», даже «издевательски»), «смешки» должны быть короткими и четко «попадать» в ладонь. Вы более внятно произносите звук [х].
4. После этого под видом смеха ребенок должен повторять за вами слоги [хо — хо — хо], затем — слоги с другими гласными.
5.Когда ребенок начнет безошибочно произносить звук, сообщите ему, какой звук он на самом деле выговаривает.
Постановка звука «Х» по подражанию.
Способ заключается в имитации смеха.
Смеяться надо после выдоха (плечи опущены), негромко, низким голосом.
Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха.
В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО-ХО, ХЭ-ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ, ХЁ.
Постановка звука «Г».
Зондом- рамкой или шпателем от слога "ДА", передвигая кончик языка зондом внутрь рта, в начале слышится "ГЯ", а затем "ГА".
Постановка звука «К».
Звук «К» следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков.
Ребенку предлагают произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог «ТЯ». Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог «КЯ».
Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — «КА».
Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык в глубь рта — прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог «ТА», а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука «К».
Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук «К» получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем.
Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук «К» с горловым оттенком.
Недостатки произношения звука «К».
1. Вместо «К» слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.
Исправление: ставить звук заново.
- «К» заменяется звуком «Х». Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.
Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при «К» и плавной струей при «Х»; б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.
3. Вместо «К» твердого слышится мягкое («кет» место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для «КЕ», «КИ», где звук «К» смягчается под влиянием следующих гласных.
Исправление: показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого «К». Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).
4. Слышится глубокое, горловое «К», свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога «ТА» и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого «К» (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).
5. После звука «К» в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук «Э» («Ы»). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление: а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком «П» или «Т» («ап-ак, ат-ак»). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука «К» она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).
6. Вместо «К» получается «Г». Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука «К» соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление: а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками «П» и «Т» (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани).
Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.
7. Произношение «К», особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина : состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков «П» и «Т», одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
Исправление: а) проверить произношение звуков «П» и «Т» и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п — т — к; aп — ат —ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.
Упражнения
Постановка звука «Х» по подражанию.
Способ заключается в имитации смеха.
Смеяться надо после выдоха (плечи опущены), негромко, низким голосом.
Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха.
В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО-ХО, ХЭ-ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ, ХЁ.
Постановка звука «Ть» Постановка звука «Ть» от мягкого звука, возникающего в результате пощелкивания кончиком языка за зубами.
Ребенок должен «присосать» расплющенный кончик языка к внутренней поверхности верхних резцов (передняя часть спинки языка «присасывается» к пространству перед альвеолами). Рот должен быть приоткрыт так, чтобы язык мог немного просовываться между зубами, а губы должны быть сильно вытянуты в улыбку.
2. Вслед за вами, щелкнув языком, ребенок должен воспроизвести смягченный «цокающий» звук (такой звук издают по поводу вкусной пищи).
3. Потренировав с ребенком такое «цоканье», предложите ему произнести этот же самый звук не «всасывая» его в себя, а выдувая («выплевывая») его наружу— у ребенка выйдет звук, напоминающий [т']. Эти звуки должны произноситься попеременно.
4. В дальнейшем нужно произносить «цокающий» звук только «наружу».
5. Затем этот звук нужно произносить шепотом, лениво, без усилия, но вытянув губы в улыбку. Попробуйте показать ребенку, как это сделать. Одновременно пусть ребенок дует этим звуком себе на ладонь. От этого будет получаться фактически слог [ти], или очень близкое к нему звукосочетание.
6. Обратите внимание ребенка на звук [т'], как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «тенькает» маленькая птичка).
7. Для усиления мягкости звучания потренируйте звук [т'] в положении между двумя гласными [и] ([ити — ити — ити]).
8. В дальнейшем произносите слоги с другими гласными (обучайте «птичку говорить»).
9. В завершение сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
Материал взят из книги М. Поляковой "Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие"
Постановка звука «Ть» от правильного «Сь»
- Пусть ребенок вслед за вами произносит слоги [си — си — си], выдувая воздух на ладонь.
2. Затем также вслед за вами — слоги [с'ти — с'ти — с'ти]. Звук [с'] должен звучать максимально мягко, а слоги произноситься быстро, сплошным потоком, без пауз, как бы на одном дыхании. Предупредите ребенка, чтобы язык у него во рту не шевелился. На зубах он должен чувствовать тонкую воздушную струю.
3. После этого пусть повторяет за вами слоги [с'ти — ти — ти]. Скажите ему, что после звука [с'] слышится другой звук (как будто «тенькает» маленькая птичка).
4. Ребенок должен произносить слоги [ти — ти — ти] (повторяя только второй после [с'] «птичий» звук).
5. Переходите к произнесению слогов с другими гласными звуками (по подражанию).
6. В дальнейшем ребенок должен повторить за вами изолированный звук.
Постановка звуков [В], [Ф] при аномалиях строения речевых органов.
- Если у ребенка недостаточная подвижность губ (признаки дизартрии), ему нужно посильнее закусывать нижнюю губу зубами и в таком положении произносить не только слоги, но и слова. Первое время можно придерживать верхнюю губу пальцами. Постепенно приучайте ребенка более легко прикасаться зубами к губе — причем именно к ее внутренней поверхности. Рот при этом должен быть почти закрыт.
2. Если у ребенка нижний выдвинутый прикус, нужно сформировать у него временное произношение звуков [ф] ([в]). Звуки будут произноситься посредством прикосновения нижних резцов к верхней губе. Чтобы ощущать выдох, ладонь нужно ставить прямо напротив рта.
3. Если у ребенка долго не появляются верхние резцы, можно поставить ему промежуточный губной вариант произношения звуков [ф] ([в]). При таком произнесении звук [ф] возникает в результате трения воздуха о сближенные губы. Ребенок должен ощущать движение воздушной струи между губами и на подставленной ко рту ладони (ладонь должна находиться прямо напротив губ).
Постановка губно-зубных звуков [В], [Ф] по показу арт.
- Пусть ребенок немного закусит нижнюю губу верхними резцами и в этом положении выдувает изо рта воздух. Выдох нужно ощущать на ладони, подставленной снизу ко рту, он должен ощущаться также на нижней губе и верхних зубах. Будет слышаться звук [ф]. Следите, чтобы губы ребенка не были напряженными, чтобы он не «морщил» их. Верхняя губа должна быть приподнята.
2. Обратите внимание ребенка на звук, который он произносит, назовите его ([ф]).
3. Затем (сохраняя то же положение речевых органов) переходите к произнесению слогов [фа — фа — фа] и слогов с другими гласными звуками. Слоги можно произносить по подражанию.
4. В дальнейшем пусть ребенок не закусывает губу, а просто прикасается к ней зубами (к ее внутренней поверхности).
Дыхательные одышечные упражнения
1.Руки на поясе, произносим [Ф] на выдохе и стараемся разорвать сомкнутые руки животом.
2.Правое колено к левому локтю, выдох - [Ф] и наоборот.
3.Наклоны, выдох [Ф].
И.Б.Карелина "Я учусь правильно говорить" Тетрадь для детей 5-7 лет с нарушениями произношения звуков речи
Постановка звука «С» от артик. упр. «Катушечка».
Рот открыть. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончик языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».
Постановка звука «С» с механической помощью.
- Ребенок должен широко улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами — на нижних зубах должен лежать только его расширенный кончик. Следите, чтобы верхними зубами ребенок не прикусывал язык.
2. Попросите ребенка подуть на самый кончик языка, так, чтобы на нем почувствовался холодок. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и ощутит на ней выдох.
3. Пока ребенок дует на кончик языка, вы кладете на него вдоль его средней линии зубочистку, слегка надавливаете ею на язык, образуя «желобок», по которому в дальнейшем будет «выдуваться» воздух. Зубочистка должна входить в рот ребенка примерно на два сантиметра. Если язык будет уворачиваться, просуньте ее глубже.
4. Когда вы нажимаете на язык зубочисткой, начинает слышаться неясный «шепелявый» свист.
5. После этого ребенок должен сблизить зубы так, чтобы между ними помещалась только зубочистка (прикусывать ее не надо), а язык остался за зубами (внутри). Ребенок должен продолжать дуть на кончик языка, выдох должен ощущаться между зубами. Во время сближения зубов свист прерывать нельзя.
6. Пока ребенок «свистит», вы сильнее или, наоборот, слабее нажимаете на его язык зубочисткой, продвигая ее в глубь рта или, наоборот, прикасаясь ею к самому кончику языка. Таким образом, вы ищете положение, в котором звук [с] будет звучать наиболее правильно.
7. Когда такое положение найдено, вы тренируете в нем свистящий звук, который можно назвать «свистом комара».
8. В тот момент, когда звук [с] будет звучать правильно, вам нужно будет осторожно вынуть зубочистку изо рта ребенка. Какое-то время звук будет продолжаться по инерции.
9. Использовать этот прием нужно до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно ставить язык в нужное место и свистеть, как «комар».
10. После этого приступайте к произношению слогов (по картинкам).
11. Если ребенок в слоге будет терять артикуляцию звука, какое-то время произносите с ним слоги при помощи зубочистки.
12. Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
Постановка звука [С] от правильного [Сь]
Попросите ребенка вслед за вами по подражанию произнести звук [с']. Загляните ему в рот и посмотрите, где у него
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сучкова М. С. Способы постановки звуков // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/74690-sposoby-postanovki-zvukov (дата обращения: 22.12.2024)- Гендерные принципы построения системы физического воспитания учащейся молодежи
- Нетрадиционные задания как средство формирования орфографической зоркости
- Практико-ориентированный подход в изложении материала на занятиях
- Буддизм в России
- Современные педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования
- Образовательная робототехника - инструмент развития интереса обучающихся к инженерно-техническому творчеству
- Дополнительное образование как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности школьников
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9015 пользователей.
Отзывы