статья Что такое формирующее оценивание и как научиться его применять на современном уроке
Педагог не может не рассматривать актуальные проблемы как конкретной школы, так и всей системы образования. Одной из общих проблем является оценивание. Казалось бы, мы всё знаем об оценках. Но кто не задавался вопросами: «Как оценивать личностные результаты? Или метапредметные?» А ведь они в учебных программах находятся рядом с универсальными учебными действиями.
Оценивание – это одна из составляющих качества образования. Это наиболее обсуждаемая в образовательном сообществе проблема. Федеральный государственный образовательный стандарт основан на системно-деятельностном подходе и ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между всеми участниками процесса образования: учитель-ученик-родитель.
Термин «оценивание» соотносится с любыми формами деятельности учителя и учеников: учитель оценивает ответ, ученики оценивают ответ одноклассника, учение оценивает сам себя. А это, ни много ни мало, требует включения в содержание работы на уроке рефлексии, самоанализа, самоконтроля, то есть вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки. А этому сначала надо научить детей, то есть на формирование выше обозначенных умений надо выделить время, которого итак не хватает! Что же представляет собой оценивание в школе, стремящейся быть современной? Оно бывает внутреннее и внешнее.
Внешнее оценивание осуществляется людьми, не находящимися внутри процесса обучения. Это разнообразные мониторинги: ВПР, Олимпиады, ГИА. Внутренне оценивание происходит непосредственно во время урока. Тем не менее, оно зачастую не обеспечивает индивидуальный подход к разным ученикам. Стандарты оценивания требует ко всем применять “одну мерку”, независимо от их индивидуальных возможностей и потребностей.
Работая по ФГОС, мы пришли к ряду противоречий. Система оценивания предметных результатов разработана и функционирует.
А как быть с метапредметными и личностными результатами? Как их оценивать? Как обеспечить преемственность между образовательными ступенями? Если представить, что ученики – это растения, то по традиционной схеме оценивания придется просто измерять процесс их роста. Результаты измерений, конечно, дадут пищу для сравнения и анализа, но при этом никак не влияют на рост растений. Что же тогда позволит оценить красоту цветка, усилить его запах, улучшить блеск и цвет листьев? Это доступно формирующему оцениванию, которое образно можно назвать «поливом» растения. Полив – это не только физический рост, но и необходимые «питательные вещества» для мозга. Для формирующего оценивания необходим определенный механизм. Один из которых предлагает включить в систему оценивания мнение ученика, то есть его умение не только контролировать, но и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Это означает, что формирующее оценивание надо рассматривать как процесс поиска и интерпретации данных. Эти данные ученики и их учителя используют для того, чтобы понять затруднения, промежуточные результаты в своей учёбе, а также наметить пути дальнейшего продвижения и как сделать это наилучшим образом.
В отличие от итогового оценивания, фиксирующего конечный результат, формирующее оценивание является частью обучения. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения». Самое важное, что оно менее «травматично» для учеников с высоким уровнем тревожности. В чем отличие формирующего оценивания от традиционного, ежедневно происходящего в классе? На первый взгляд все одинаково. Учитель и ученики ведут диалог, но оцениваются ответы не единолично учителем, а вместе с учениками, причем делается это через обсуждение. Еще один нюанс, характерный для формирующего оценивания – это критерии оценки. Они и их вариативность тоже обсуждаются и принимаются совместно учителем и учениками. То есть учебный процесс открыт для учеников: в начале урока обсуждаются не только цели и задачи урока, но и то, как будут оцениваться работы. Критерии оценки обсуждаются и принимаются учителем вместе с учениками. На уроке должны преобладать вопросы, носящие открытую проблемную форму: «Почему?», «Как вы это можете объяснить?», «Какую связь вы видите?». Они стимулируют осмысление изучаемого материала.
Нам кажется, что это же самое происходит на любом обычном уроке. Но при использовании формирующего оценивания учитель, наблюдая за учениками и получая от них обратную связь в виде вопросов и суждений, корректирует преподавание, ставит перед учениками те учебные задачи, которые достижимы, а для разных учеников они – разные. Даже если учитель варьирует учебные задачи традиционными способами – посредством опросов, контрольных, домашних заданий и экзаменов – то информация о том, как учатся дети, оказывается поступившей слишком поздно. Она уже не имеет перспективы для учеников – не может повлиять на их учёбу. Отсюда следует, что цель формирующего оценивания – создание ранней обратной связи. Важнейшим вектором формирующего оценивания может стать движение в двух направлениях. Первое – к осознанию самим учеником разрыва между тем, чего он хочет достичь (в знаниях, понимании, умениях), и тем, где он находится в данный момент. Второе – к планированию того, что ученик сделает, чтобы этот разрыв сократить. Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо использовать различные стратегии обучения и соответствующие им инструменты, адаптированные к потребностям конкретных учеников и к различным учебным ситуациям.
Одним из эффективных инструментов является прием «Кластер». Он позволяет получить довольно точную «визуальную» картинку сформированности метапредметных умений. И, кстати, предотвратить появление подобных реплик, исходящих от учеников: «Я это говорил», «Вы не услышали»…
Другой интересный прием – листы обратной связи. Лист обратной связи – это документ для оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности обучающихся. Листы обратной связи помогают ученику задуматься о том, каким образом можно улучшить качество работы. Это не просто «листочки» с самостоятельными работами, это планограммы с критериями достижения результата, а также местом для комментариев учителя. Каждый учитель может разработать лист обратной связи, который удобен и эффективен для решения задачи, поставленные конкретной педагогической ситуацией. В процессе работы с листами внешние обратные связи педагога переходят во внутренние обратные связи обучающегося, превращая последнего в субъект собственной образовательной деятельности. Ребенок начинает контролировать себя, сам выбирать способы деятельности и сам оценивать результаты, причем именно таким образом, каким впоследствии это будет делать учитель. Тем самым учащийся получает опыт постановки целей, планирования результатов и контроля уровня их достижения, формируя собственные ключевые компетентности.
Закончить хочется латинской пословицей: «Дерево оценивают по его плодам». Учительские плоды – это достижения учеников. Так пусть плоды всегда вызревают.
Библиографический список
- Арзыева, В.В., Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся Открытый урок.1 сентября [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://urok.1sept.ru/articles/677370 свободный – (11.11.2020).
- Суходаева, Х.Д., Технология формирующего оценивания образовательная социальная сеть nsportal [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2020/05/02/tehnologiya-formiruyushchego, свободный – (12.11.2020).
- Яндекс.Учебник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://education.yandex.ru/teacher/posts/kak-nachat-ispolzovat-formiruyuschee-otsenivanie, свободный – (10.11.2020).
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Костромина Л. В. Что такое формирующее оценивание и как научиться его применять на современном уроке // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/96850-chto-takoe-formiruyushchee-otsenivanie-i-kak-nauchitsya-ego-primenyat-na-sovremennom-uroke (дата обращения: 22.12.2024)- Система взаимодействия семьи и школы
- Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка
- Система работы по развитию связной речи учащихся
- Формирование полиязыковой личности- цель языковой политики Казахстана
- Импровизация в танце
- Гендерные принципы построения системы физического воспитания учащейся молодежи
- Организация индивидуальной работы в системе дополнительного образования с детьми с ярко-выраженными способностями к изобразительной деятельности
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8549 пользователей.
Отзывы