Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Влияет ли комплексный подход в обучении детей с ЗПР на всестороннее развитие личности

Диспут.

Происходит ли в последнее время обновления системы образования? При сближении,  каких учреждений это происходит?

В последние годы происходит обновление системы образования, сближения специальных и общеобразовательных учебных заведений, изменение отношения общества к детям с проблемами развития и закономерно встают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу.

Создание каких условий обучения и воспитания детей с ЗПР  является необходимым?

Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с ЗПР  предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей.

Какие основные задачи коррекционно- развивающего обучения вы знаете?

·         Активизация познавательной деятельности учащихся;

·         Повышение уровня их умственного развития;

·         Нормализация учебной деятельности;

·         Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;

·         Социально-трудовая адаптация.

Назовите специалистов, которые совместно с учителями проводят коррекционную работу с детьми?

Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

Какой подход  является самым эффективным в обучении детей с ЗПР?

В школе - сад  применяется на практике комплексный подход  новые педагогические технологии, оказывается психологическая поддержка и социальная помощь всем учащимся по мере необходимости, осуществляется их медицинское сопровождение.

Из каких этапов складывается  психолого – педагогическое сопровождение?

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

1.      Диагностика (подготовительная работа – формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи специалистам при выявлении детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексная диагностика ребенка). На этапе диагностики изучаются индивидуальные особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (на уроке и во внеклассных мероприятиях). Изучением занимается учитель, затем привлекает педагога-психолога (педагог-психолог ведет карту наблюдений). Особенности развития учащегося рассматриваются на школьном консилиуме. Направить или нет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, принимает решение консилиум.

2.      Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Специалист  проводит консультирование родителей по вопросу дальнейшего обучения и более подробно разъясняет необходимость специального коррекционного обучения. Организовываются – беседы, анкетирование, День открытых дверей, проведение совместных детско-родительских праздников.

3.      Консультирование педагогов. Оказывается методическая помощь педагогам, работающим в классах и группах (подготовка пакета документов необходимых для работы с детьми данной категории, подготовка и представление рекомендаций учителям).

4.      Коррекционно-развивающая работа. Этап обеспечения коррекции недостатков развития осуществляется специалистами  совместно с учителем как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми. Для работы с детьми с задержкой психического развития составляется индивидуальный или групповой план работы.

5.      Психологическое просвещение. Для создания условий преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР организуются и проводятся семинары, круглые столы и консультации для учителей классов коррекции. Постоянно обновляется информационный стенд  психолога.

6.      Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута. На данном этапе проводится диагностика учащихся. Диагностика включает в себя: анализ усвоения программы по разным предметам (контрольное списывание, диктант, контрольная работа, пересказ текста и т.д.); изучение психо-эмоционального состояния детей в условиях школы – у каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолжительность от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей).

Считаете ли вы, что любая работа должна проводится в системе?

Любая работа должна непременно проводится в системе.

С чего начинается работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии?

Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики.

Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь когда?

Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правиль­ном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностических методов (что само по себе, конечно, важно, но с чем может справиться педагог самостоятельно), но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов.

Профессиональная квалификация позволяет специалистам  грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать выводы  на основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка.

Крайне ли важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в с детьми с ЗПР?

Да.  Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

Является ли соблюдение охранительного режима важнейшим условием для комплексного подхода в развитии детей с ЗПР?

Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий.  Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.

Считаете ли вы, что про комплексном подходе  необходимы разнообразные педагогические технологии?  Назовите основные группы технологий.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.

Различают четыре основные группы технологий:

объяснительно-иллюстративные; личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения); развивающие; коррекционные.

Традиционная технология – технология, построенная на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика. Корень этих проблем лежит не в настрое этих детей, а в процедуре, которую задает эта технология. То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия. В такой системе есть несоответствие установок учителя и ученика. Установки учителя ориентированных на социальный заказ, но на безусловное прохождение программ. Желание ученика связаны с удовлетворением его познавательных потребностей, интересов, с развитием способностей, утверждения себя в среде сверстников как яркой индивидуальности. Рассогласованность позиций обучающих и обучающихся преодолевается в основном с помощью дисциплинарных мер. Ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя. Ученики ничего самостоятельно не делают, не думают, а просто сидят, слушают и выполняют элементарные задания учителя. Самым сильным негативным фактором, заложенном в объяснительно-иллюстративных технологиях обучения является выполнение учебных действий в принудительном режиме. Опытный педагог знает, что информация учителя – это еще не знания ученика.

Является ли традиционная технология эффективной в обучении детей с ЗПР?

Какие технологии в обучении детей влияют на всестороннее развитие личности?

Применение развивающих технологий в обучении как средство умственного развития личности не отбрасывает преподнесение информации ученикам, просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве создания собственного творческого продукта. Известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать и совершать умственные действия можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

Применение компьютерных технологий на занятиях дает пошаговое развитие с учетом уровня развития каждого ребенка. На данном этапе компьютер не может и не должен быть только развлечением, игрушкой. Он должен быть еще и инструментом решения самых трудных для ученика учебных и житейских задач.

При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной) Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи у школьников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.

К личностно-ориентированнным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.

Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.

2) психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.

3) опыт, включающий знания, умения, привычки.

4) направленность личности, выражающее ее потребности, мотивы, интересы.

При работе с учащимися  с ЗПР применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Как правило, учащиеся имеют разный уровень развития. Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированные на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются и это приводит к развитию у учеников неуверенности, а у учителя к неудовлетворенности результатами своей работы. Используя в работе с учащимися дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития, возможно добиться определенных результатов. Для осуществления дифференцированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его развития.

Так влияет ли комплексный подход к личности на возможности всестороннего развития учащихся с ЗПР?

Таким образом, идея специального комплексного подхода к личности в организованном учебно-воспитательном процессе, в создании возможности всестороннего развития учащихся, предполагает овладение знаниями основ наук, формирование речи, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие социально ценных и нравственных качеств личности.

Раздел: Образовательные проекты
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать проект (25.07 kB)
Автор:
Дошкольная организация №14 "Конжык", г.Актобе, Республика Казахстан
Дата публикации: 14.02.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ховрина С. А. Влияет ли комплексный подход в обучении детей с ЗПР на всестороннее развитие личности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/proekty/file/40211-disput-vliyaet-li-kompleksnyj-podkhod-v-obuchenii-detej-s-zpr-na-vsestoronnee-razvitie-lichnosti (дата обращения: 19.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию