Влияет ли комплексный подход в обучении детей с ЗПР на всестороннее развитие личности
Диспут.
Происходит ли в последнее время обновления системы образования? При сближении, каких учреждений это происходит?
В последние годы происходит обновление системы образования, сближения специальных и общеобразовательных учебных заведений, изменение отношения общества к детям с проблемами развития и закономерно встают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу.
Создание каких условий обучения и воспитания детей с ЗПР является необходимым?
Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с ЗПР предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей.
Какие основные задачи коррекционно- развивающего обучения вы знаете?
· Активизация познавательной деятельности учащихся;
· Повышение уровня их умственного развития;
· Нормализация учебной деятельности;
· Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
· Социально-трудовая адаптация.
Назовите специалистов, которые совместно с учителями проводят коррекционную работу с детьми?
Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.
Какой подход является самым эффективным в обучении детей с ЗПР?
В школе - сад применяется на практике комплексный подход новые педагогические технологии, оказывается психологическая поддержка и социальная помощь всем учащимся по мере необходимости, осуществляется их медицинское сопровождение.
Из каких этапов складывается психолого – педагогическое сопровождение?
Этапы психолого-педагогического сопровождения:
1. Диагностика (подготовительная работа – формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи специалистам при выявлении детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексная диагностика ребенка). На этапе диагностики изучаются индивидуальные особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (на уроке и во внеклассных мероприятиях). Изучением занимается учитель, затем привлекает педагога-психолога (педагог-психолог ведет карту наблюдений). Особенности развития учащегося рассматриваются на школьном консилиуме. Направить или нет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, принимает решение консилиум.
2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Специалист проводит консультирование родителей по вопросу дальнейшего обучения и более подробно разъясняет необходимость специального коррекционного обучения. Организовываются – беседы, анкетирование, День открытых дверей, проведение совместных детско-родительских праздников.
3. Консультирование педагогов. Оказывается методическая помощь педагогам, работающим в классах и группах (подготовка пакета документов необходимых для работы с детьми данной категории, подготовка и представление рекомендаций учителям).
4. Коррекционно-развивающая работа. Этап обеспечения коррекции недостатков развития осуществляется специалистами совместно с учителем как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми. Для работы с детьми с задержкой психического развития составляется индивидуальный или групповой план работы.
5. Психологическое просвещение. Для создания условий преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР организуются и проводятся семинары, круглые столы и консультации для учителей классов коррекции. Постоянно обновляется информационный стенд психолога.
6. Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута. На данном этапе проводится диагностика учащихся. Диагностика включает в себя: анализ усвоения программы по разным предметам (контрольное списывание, диктант, контрольная работа, пересказ текста и т.д.); изучение психо-эмоционального состояния детей в условиях школы – у каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолжительность от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей).
Считаете ли вы, что любая работа должна проводится в системе?
Любая работа должна непременно проводится в системе.
С чего начинается работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии?
Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики.
Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь когда?
Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностических методов (что само по себе, конечно, важно, но с чем может справиться педагог самостоятельно), но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов.
Профессиональная квалификация позволяет специалистам грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать выводы на основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка.
Крайне ли важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в с детьми с ЗПР?
Да. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.
Является ли соблюдение охранительного режима важнейшим условием для комплексного подхода в развитии детей с ЗПР?
Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий. Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.
Считаете ли вы, что про комплексном подходе необходимы разнообразные педагогические технологии? Назовите основные группы технологий.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.
Различают четыре основные группы технологий:
объяснительно-иллюстративные; личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения); развивающие; коррекционные.
Традиционная технология – технология, построенная на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика. Корень этих проблем лежит не в настрое этих детей, а в процедуре, которую задает эта технология. То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия. В такой системе есть несоответствие установок учителя и ученика. Установки учителя ориентированных на социальный заказ, но на безусловное прохождение программ. Желание ученика связаны с удовлетворением его познавательных потребностей, интересов, с развитием способностей, утверждения себя в среде сверстников как яркой индивидуальности. Рассогласованность позиций обучающих и обучающихся преодолевается в основном с помощью дисциплинарных мер. Ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя. Ученики ничего самостоятельно не делают, не думают, а просто сидят, слушают и выполняют элементарные задания учителя. Самым сильным негативным фактором, заложенном в объяснительно-иллюстративных технологиях обучения является выполнение учебных действий в принудительном режиме. Опытный педагог знает, что информация учителя – это еще не знания ученика.
Является ли традиционная технология эффективной в обучении детей с ЗПР?
Какие технологии в обучении детей влияют на всестороннее развитие личности?
Применение развивающих технологий в обучении как средство умственного развития личности не отбрасывает преподнесение информации ученикам, просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве создания собственного творческого продукта. Известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать и совершать умственные действия можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.
Применение компьютерных технологий на занятиях дает пошаговое развитие с учетом уровня развития каждого ребенка. На данном этапе компьютер не может и не должен быть только развлечением, игрушкой. Он должен быть еще и инструментом решения самых трудных для ученика учебных и житейских задач.
При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной) Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи у школьников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.
К личностно-ориентированнным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.
Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.
2) психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.
3) опыт, включающий знания, умения, привычки.
4) направленность личности, выражающее ее потребности, мотивы, интересы.
При работе с учащимися с ЗПР применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Как правило, учащиеся имеют разный уровень развития. Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированные на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются и это приводит к развитию у учеников неуверенности, а у учителя к неудовлетворенности результатами своей работы. Используя в работе с учащимися дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития, возможно добиться определенных результатов. Для осуществления дифференцированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его развития.
Так влияет ли комплексный подход к личности на возможности всестороннего развития учащихся с ЗПР?
Таким образом, идея специального комплексного подхода к личности в организованном учебно-воспитательном процессе, в создании возможности всестороннего развития учащихся, предполагает овладение знаниями основ наук, формирование речи, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие социально ценных и нравственных качеств личности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ховрина С. А. Влияет ли комплексный подход в обучении детей с ЗПР на всестороннее развитие личности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/proekty/file/40211-disput-vliyaet-li-kompleksnyj-podkhod-v-obuchenii-detej-s-zpr-na-vsestoronnee-razvitie-lichnosti (дата обращения: 21.11.2024)- Изготовление фликера
- Формирование УУД на уроках физкультуры
- Неодушевлённые и одушевлённые предметы
- Музыкальные профессии
- Маркетинг в образовании
- Что я знаю о родном городе
- План воспитательно - реабилитационной работы в ГУ ТО СРЦН на каждый день
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4112 пользователей.
Отзывы