Методические рекомендации по созданию учебно-исследовательской работы
Методические рекомендации по написанию учебно-исследовательской работы
Важное место в реализации приоритетных направлений образования в современном информационном обществе занимает исследовательская деятельность, цель которой — приобщение обучающихся к научной работе, творческое развитие личности, пробуждение инициативы, стремления к самостоятельному поиску, выявление профессиональных предпочтений, формирование умений публичного выступления, лидерских качеств. Привлечение обучающихся к исследовательской деятельности никоим образом не связано с тем, чтобы настраивать их на обязательное открытие чего-либо совершенно нового в области человеческих знаний. Главная задача состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к исследовательской деятельности, потребность в мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления. Руководитель научно-исследовательской работы обучающегося, — это прежде всего старший товарищ, который является одновременно консультантом, советчиком, помощником в самостоятельной исследовательской деятельности своего ученика. Именно такой подход к организации исследовательской деятельности дает положительные результаты, формирует мотивацию участия в активной творческой деятельности, способствует пониманию учащимися необходимости развития своих способностей для дальнейшего личностного развития, успешного профессионального становления.
Начальным этапом работы является выбор темы. Выбор темы работы — очень важный момент, поскольку тема предопределяет весь дальнейший ход работы. Тема работы не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. В то же время, чем меньше слов в названии темы, тем она шире, охватывает более широкое поле деятельности (Фразеологизмы в русском языке). И наоборот, — чем больше слов в названии, тем тема уже, охватывает более узкую область (Фразеологизмы с компонентом цветообозначения в русском языке).
Требования к теме научно-исследовательской работы:
- актуальность и новизна (соответствие современному состоянию определенной науки);
- научность (корректность употребления терминов, понятий, формулировок);
- проблемность (тема должна иметь исследовательско-поисковый характер);
-точность (соответствие объективно существующим в науке фактам);
- оригинальность (тема не должна быть шаблонной).
Структура исследовательской работы:
1) титульный лист;
2) оглавление (включает следующие компоненты: введение, название глав и параграфов, заключение, список используемых источников, названия приложений и соответствующие номера страниц);
3) введение (обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и новизна, формулируются цель и задачи исследования, определяются предмет и объект исследования, методы исследования, гипотеза (при необходимости).
Актуальность. При определении актуальности необходимо учитывать, что это не что иное, как выявление степени разработанности темы, определение места исследования среди подобных в этой области. Другими словами, необходимо показать, что уже сделано в этой области другими и что предстоит выполнить автору данной работы. Установление новизны предусматривает показ отличия полученных результатов от уже известных.
Цель исследования — основное направление исследовательской деятельности. Это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над исследованием. Формулирование цели позволяет ответить на вопрос «Зачем проводится исследование?».
Задачи — это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели. Задачи исследования конкретизируют цель, определяют основное содержание работы. Задачи трансформируются в названия разделов (подразделов). При формулировании задач обычно употребляются следующие глаголы: определить, раскрыть, создать, выявить, разработать, установить, обосновать и др.
Типичными ошибками в формулировании задач являются следующие: задача формулируется более широко, чем цель; задача формулируется почти так же, как и цель; задачи располагаются непоследовательно; большое количество задач.);
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Методы исследования. Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.
Гипотеза исследования. Гипотеза-это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если..., то...» или «Чем..., тем...»). Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается. Гипотез может быть несколько, а может и не быть совсем.
4) основная часть;
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную автором. Основная часть делится на разделы и подразделы, в которых осуществляется аналитический обзор литературы по теме, дается анализ определенных научных явлений в аспекте проблемы исследования. Чаще всего научно-исследовательская работа состоит из двух разделов. Первый раздел содержит, как правило, теоретический материал, а во втором анализируется практический материал в аспекте проблемы исследования. Иногда же, если проблема исследования делится на относительно самостоятельные части (подпроблемы, частные проблемы), тогда количество разделов может быть больше. Названия подразделов должны быть созвучны отдельным задачам исследования. Но, естественно, могут быть и другие, самые разные варианты структуры работы. Необходимо помнить, что каждый раздел (подраздел) работы необходимо заканчивать краткими выводами.
5) заключение;
В данном разделе сжато излагается сущность результатов работы, обобщаются полученные данные в виде выводов, тезисов. Выводы должны быть сформулированы в содержательном плане, т.е. не просто называются результаты исследования, а и сжато раскрывается их сущность. Для уточнения логики построения всей работы полезен следующий прием: сопоставьте задачи исследования с названиями разделов (подразделов) работы и с выводами в заключении. Если количество и содержание задач и выводов согласуются между собой и соответствуют названиям разделов (подразделов), значит логическая структура вашей работы выдержана. Такой прием позволяет определить все логические огрехи исследования и его выводов, исправление которых позволит придать работе логическую цельность и стройность.
6) список использованных источников;
Автор исследовательской работы обязан ссылаться на источники и материалы, которыми он пользуется в процессе собственного исследования. Список использованных источников (книги, монографии, газетные или журнальные статьи, статьи в сборниках материалов конференций или научных трудов, адреса сайтов и др.) составляется в алфавитном порядке фамилий авторов. Интернет источники указываются после основной литературы. Важно не забыть, в тексте работы обозначать сноски квадратными скобками с указанием в них порядкового номера источника, например: [4], где 4 — номер источника в списке литературы. Оформляется список использованных источников в соответствии с правилами библиографического описания (см. положение).
7) приложение (при необходимости).
В раздел «Приложения» включается вспомогательный материал. Он формируется в случае необходимости более полного раскрытия содержания и результатов исследований (в тексте работы обязательно должны быть ссылки на приложения). Число приложений определяется автором работы. В этот раздел могут включаться: промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты; схемы, таблицы и иллюстрации вспомогательного характера; копии архивных документов; фотографии, графики, карты, анкеты и т.д.; словари языковых явлений, исследуемых в работе; рекомендации по практическому использованию полученных результатов и другое. Приложение, как правило, размещается после основного содержания и продолжает нумерацию страниц всей работы. При необходимости приложение может оформляться как самостоятельная часть и иметь форму буклета, части книги, брошюры и т.д. (в таком случае приложение имеет самостоятельную нумерацию).
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Агаева Н. Я. Методические рекомендации по созданию учебно-исследовательской работы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/proekty/file/44348-metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu-uchebno-issledovatelskoj-raboty (дата обращения: 15.11.2024)- Прованские травы
- Музей в моём городе
- Методы терапии пульпы молочных и постоянных зубов у детей
- Удивительные бабочки. Украшение из глиттерного фоамирана
- Горные лыжи – это полезно и интересно
- Пожарная безопасность
- А ну-ка, мальчики!
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1936 пользователей.
Отзывы