Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Работа по созданию позитивного социально-психологического климата в классе

. Работа по созданию позитивного социально-психологического климата в классе

Практическое занятие (2 часа)

Цель: совершенствование методов, приемов и способов формирования благоприятного социально-психологического климата в малой группе (классе/группе).

Задание 1. Познакомиться с методиками оценки СПК в классе, группе (для примера: карта субъективных оценок СПК классного коллектива; определение индекса групповой сплоченности Сишора).

  1. Познакомьтесь с методиками диагностики психологического климата (социально-психологического климата) в малой группе (классе/группе).
  2. Вспомните одного из своих учеников и ответьте на предложенные вопросы предложенных методик от его имени, обработайте полученный результат (см. файл_ Методики).

Для сведения: данные методики рассчитаны на проведение диагностических процедур со всеми обучающимися в группе и получение итоговых результатов по группе, но Вы заполняете только на 1 обучающегося (для ознакомления с методикой).

 

План оформления ответа:

ФИО _Морозова Анастасия Григорьевна__________________

Должность__Социальный педагог_________________

Образовательная организация____МАОУ «СОШ №31»________________

  1. Ответы на вопросы методики 1 «Карта субъективных оценок СПК классного коллектива», обработка данных, выводы.

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

1

3

6

4

11

4

16

3

2

3

7

2

12

4

17

3

3

3

8

2

13

3

18

2

4

2

9

4

14

3

19

4

5

2

10

2

15

3

20

3

Обработка данных:

Сумма ответов = __59__________

Средний балл = сумма / 20 = __2,1____

Степень благоприятности  - ситуативно-отрицательный климат или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик;

Выводы: результаты проведенной методики неутешительные. Необходимо вплотную заняться улучшением психологического климата в классном коллективе. Следует организовывать общие коллективные дела, совместные переживания (коллективные поздравления с днем рождения; выражение искреннего сочувствия в дни неудачи, болезни). Требуется выделить большее количество времени на проведение классных часов, направленных на сплочение классного коллектива.

  1. Ответы на вопросы методики 2 «Определение индекса групповой сплоченности Сишора», обработка данных, выводы.

№ п/п

а

б

в

г

д

е

1

 

+ (4)

       

2

     

+ (4)

   

3

 

+ (2)

       

4

 

+ (2)

       

5

 

+ (2)

       

При заполнении таблицы поставьте знак «+» в ячейке, соответствующей выбранному в методике ответу на каждый вопрос.

Обработка данных:

Переведите полученный ответ (в ячейке таблицы) в балл, указав его рядом.

Сосчитайте сумму всех баллов ___14___________

Определите уровень групповой сплоченности с точки зрения одного человека _выше среднего____

В случае ответов нескольких человек можно найти среднее значение (в данном случае итоговый индекс групповой сплоченности не определяется)

Выводы: Средний балл класса получился 14, что говорит о достаточно неплохих взаимоотношениях в коллективе и хорошем уровне сплоченности. Рассматривая же по отдельности можно выявить  несколько очень низких результатов, что позволяет  понять , почему взаимоотношения в коллективе все-таки не идеальны. Также есть  ряд достаточно высоких результатов. Таким образом можно сделать вывод, что взаимоотношения в классе в целом хорошие.

 _______________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Издательство Института Психотерапии. 2005. - 490 с. (C. 179-180)

Задание 2. Конфликты в классе.

1. Приведите пример конфликтной ситуации в классе. Девочка из класса пристает к мальчику. Он ее в ответ ударяет.

2. Проанализируйте ее с использованием «Карты конфликта».

Кто? (стороны конфликта)

Чувства

Средства выражения чувств

Опасения

Ксения (11 лет)

Симпатия к мальчику Александру

Пытается иметь тактильный контакт (желание дотронуться), забиает личные вещи на время, прячет их (например пенал, тетрадь)

Приставания не прекратятся. Возможен конфликт между родителями детей.

Александр (11 лет)

Высказывает чувства недовольства тем, что девочка слишком много уделяет ему внимания, птем приставания, забирания личных вещей.

После проявленной активности девочки, не выдержал и ударил Ксению книгой по руке.

Может в следующий раз более жестоко поступить с девочкой. Возможен конфликт между родителями детей.

  1. Определите реализованную стратегию поведения участников конфликта. Сделайте выводы об эффективности используемых средств общения.

У Ксении – навязчивость в поведении, у Александра – агрессивная реакция – применение силы к девочке. Ксения пожаловалась дома маме, как поступил мальчик из класса, не рассказав о ситуации классному руководителю, так как классного руководителя на момент конфликта не было в школе. А мальчик ничего не рассказал ни родителю, ни классному руководителю. О произошедшем классный руководитель узнала от звонка родителя – мамы Ксении вечером.

  1. Определите возможные пути работы классного руководителя с данной конфликтной ситуацией.

Должен состояться разговор с каждым из участником конфликта, а также беседа с несколькими свидетелями из класса. Это нужно, чтобы полностью прояснить картину произошедшего. После идет разговор с каждым из родителей детей – представление реальных событий, объяснение, что в этой ситуации виноваты оба. Идет работа, чтобы каждый из детей осознал свою вину, раскаялся и извинился.Каждый из родителей также как и классный руководитель должен поговорить с ребенком и объяснить, как реагировать в подобных ситуациях. Можно привлечь к работе и школьного психолога, для прорабатывания поведения при конфликте через «Службу примерения».

Результат работы по заданиям 1 и 2 оформите в файле Word и прикрепите в дистанте.

Форма работы: индивидуальная, в микрогруппах.

Рекомендуемая литература:

- Организация благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе. Методические рекомендации для классных руководителей общеобразовательных организаций / сост. Т. С. Масалова, М. А. Павлюкова,. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2018. - 48 с.

- Фопель, Клаус В. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: ч. 1-4 / Клаус Фопель; [пер. с нем. Д. Дмитриева, О. Ковалевской, Е. Патяевой]. – М.: Генезис, 2006. - 542 с. 

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
социальный педагог, МАОУ "СОШ №31"
Дата публикации: 10.01.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Морозова А. Г. Работа по созданию позитивного социально-психологического климата в классе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/101023-rabota-po-sozdaniyu-pozitivnogo-sotsialno-psikhologicheskogo-klimata-v-klasse (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию