конспект урока Работа по созданию позитивного социально-психологического климата в классе
. Работа по созданию позитивного социально-психологического климата в классе
Практическое занятие (2 часа)
Цель: совершенствование методов, приемов и способов формирования благоприятного социально-психологического климата в малой группе (классе/группе).
Задание 1. Познакомиться с методиками оценки СПК в классе, группе (для примера: карта субъективных оценок СПК классного коллектива; определение индекса групповой сплоченности Сишора).
- Познакомьтесь с методиками диагностики психологического климата (социально-психологического климата) в малой группе (классе/группе).
- Вспомните одного из своих учеников и ответьте на предложенные вопросы предложенных методик от его имени, обработайте полученный результат (см. файл_ Методики).
Для сведения: данные методики рассчитаны на проведение диагностических процедур со всеми обучающимися в группе и получение итоговых результатов по группе, но Вы заполняете только на 1 обучающегося (для ознакомления с методикой).
План оформления ответа:
ФИО _Морозова Анастасия Григорьевна__________________
Должность__Социальный педагог_________________
Образовательная организация____МАОУ «СОШ №31»________________
- Ответы на вопросы методики 1 «Карта субъективных оценок СПК классного коллектива», обработка данных, выводы.
№ | Ответ | № | Ответ | № | Ответ | № | Ответ |
1 | 3 | 6 | 4 | 11 | 4 | 16 | 3 |
2 | 3 | 7 | 2 | 12 | 4 | 17 | 3 |
3 | 3 | 8 | 2 | 13 | 3 | 18 | 2 |
4 | 2 | 9 | 4 | 14 | 3 | 19 | 4 |
5 | 2 | 10 | 2 | 15 | 3 | 20 | 3 |
Обработка данных:
Сумма ответов = __59__________
Средний балл = сумма / 20 = __2,1____
Степень благоприятности - ситуативно-отрицательный климат или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик;
Выводы: результаты проведенной методики неутешительные. Необходимо вплотную заняться улучшением психологического климата в классном коллективе. Следует организовывать общие коллективные дела, совместные переживания (коллективные поздравления с днем рождения; выражение искреннего сочувствия в дни неудачи, болезни). Требуется выделить большее количество времени на проведение классных часов, направленных на сплочение классного коллектива.
- Ответы на вопросы методики 2 «Определение индекса групповой сплоченности Сишора», обработка данных, выводы.
№ п/п | а | б | в | г | д | е |
1 | + (4) | |||||
2 | + (4) | |||||
3 | + (2) | |||||
4 | + (2) | |||||
5 | + (2) |
При заполнении таблицы поставьте знак «+» в ячейке, соответствующей выбранному в методике ответу на каждый вопрос.
Обработка данных:
Переведите полученный ответ (в ячейке таблицы) в балл, указав его рядом.
Сосчитайте сумму всех баллов ___14___________
Определите уровень групповой сплоченности с точки зрения одного человека _выше среднего____
В случае ответов нескольких человек можно найти среднее значение (в данном случае итоговый индекс групповой сплоченности не определяется)
Выводы: Средний балл класса получился 14, что говорит о достаточно неплохих взаимоотношениях в коллективе и хорошем уровне сплоченности. Рассматривая же по отдельности можно выявить несколько очень низких результатов, что позволяет понять , почему взаимоотношения в коллективе все-таки не идеальны. Также есть ряд достаточно высоких результатов. Таким образом можно сделать вывод, что взаимоотношения в классе в целом хорошие.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Литература:
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Издательство Института Психотерапии. 2005. - 490 с. (C. 179-180)
Задание 2. Конфликты в классе.
1. Приведите пример конфликтной ситуации в классе. Девочка из класса пристает к мальчику. Он ее в ответ ударяет.
2. Проанализируйте ее с использованием «Карты конфликта».
Кто? (стороны конфликта) | Чувства | Средства выражения чувств | Опасения |
Ксения (11 лет) | Симпатия к мальчику Александру | Пытается иметь тактильный контакт (желание дотронуться), забиает личные вещи на время, прячет их (например пенал, тетрадь) | Приставания не прекратятся. Возможен конфликт между родителями детей. |
Александр (11 лет) | Высказывает чувства недовольства тем, что девочка слишком много уделяет ему внимания, птем приставания, забирания личных вещей. | После проявленной активности девочки, не выдержал и ударил Ксению книгой по руке. | Может в следующий раз более жестоко поступить с девочкой. Возможен конфликт между родителями детей. |
- Определите реализованную стратегию поведения участников конфликта. Сделайте выводы об эффективности используемых средств общения.
У Ксении – навязчивость в поведении, у Александра – агрессивная реакция – применение силы к девочке. Ксения пожаловалась дома маме, как поступил мальчик из класса, не рассказав о ситуации классному руководителю, так как классного руководителя на момент конфликта не было в школе. А мальчик ничего не рассказал ни родителю, ни классному руководителю. О произошедшем классный руководитель узнала от звонка родителя – мамы Ксении вечером.
- Определите возможные пути работы классного руководителя с данной конфликтной ситуацией.
Должен состояться разговор с каждым из участником конфликта, а также беседа с несколькими свидетелями из класса. Это нужно, чтобы полностью прояснить картину произошедшего. После идет разговор с каждым из родителей детей – представление реальных событий, объяснение, что в этой ситуации виноваты оба. Идет работа, чтобы каждый из детей осознал свою вину, раскаялся и извинился.Каждый из родителей также как и классный руководитель должен поговорить с ребенком и объяснить, как реагировать в подобных ситуациях. Можно привлечь к работе и школьного психолога, для прорабатывания поведения при конфликте через «Службу примерения».
Результат работы по заданиям 1 и 2 оформите в файле Word и прикрепите в дистанте.
Форма работы: индивидуальная, в микрогруппах.
Рекомендуемая литература:
- Организация благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе. Методические рекомендации для классных руководителей общеобразовательных организаций / сост. Т. С. Масалова, М. А. Павлюкова,. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2018. - 48 с.
- Фопель, Клаус В. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: ч. 1-4 / Клаус Фопель; [пер. с нем. Д. Дмитриева, О. Ковалевской, Е. Патяевой]. – М.: Генезис, 2006. - 542 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Морозова А. Г. Работа по созданию позитивного социально-психологического климата в классе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/101023-rabota-po-sozdaniyu-pozitivnogo-sotsialno-psikhologicheskogo-klimata-v-klasse (дата обращения: 14.11.2024)- Интеллектуальная игра «Русский гений», посвященная Михаилу Васильевичу Ломоносову
- О важности книг и любви к чтению
- Pas assembe
- Профилактика девиантного поведения младших школьников
- Направления воспитания
- Сценка про ЕГЭ
- Реализация личностно - ориентированного подхода в обучении в процессе самоподготовки
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8027 пользователей.
Отзывы