Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников

В настоящее время большой интерес вызывает проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействие и взаимовлияние. Ученые определили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - IQ – коэффициент интеллекта, определяющий уровень умственных способностей человека [4]. Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир человека, определяет его поведение и взаимодействие с другими людьми. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обеспечивает более высокую адаптивность и эффективность в общении. Не смотря на это, большая часть образовательного процесса направлена на когнитивное развитие учащегося, а эмоциональная жизнь ребенка и умение выстраивать взаимоотношения с другими людьми вынесены за рамки организованного педагогического процесса.

Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре эмоционального интеллекта  выделяют два компонента: внутриличностный (способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими); межличностный (способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими) [3].

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

–   может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

–   может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

– понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

–     может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;

– может контролировать внешнее выражение эмоций;

– может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию [3].

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, возможности к рефлексии и умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Значение эмоций в младшем школьном возрасте очень велико, как и при психической деятельности, так и при становлении личности ребенка. Они обогащают психику, яркость и разнообразие чувств, делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Разнообразие собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее.

Во время обучения ребенка в начальной школе происходит интенсивное развитие детского организма. У младшего школьника при поступлении в школу изменяется образ жизни, появляются новые цели, все это приводит к значительным изменениям эмоциональной жизни ребенка. В отличие от дошкольного возраста у младших школьников появляются новые переживания, возникают новые задачи и цели, рождается новое эмоциональное отношение к сторонам действительности и явлениям происходящих вокруг него. Первое время младшему школьнику с трудом участие в учебной деятельности на уроках, ему трудно дается общение с учителем и коллективом в процессе обучения, так как это требуют большой сдержанности в чувствах. Постепенно младшие школьники учатся контролировать свое поведение, вести себя более сдержанно в процессе выполнения повседневных школьных обязанностей, требований, предъявляемые к детям учителем, а позже и коллективом. Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. Процесс и результат учебной деятельности, потребности в оценке и в хорошем отношении окружающих, для младших школьников является значимым, поэтому на них направлена большая часть эмоциональных реакций, а не на игру и общение со сверстниками как это наблюдалось в дошкольном возрасте.

В школьном возрасте возникают ситуации, которые вызывают высокую ситуативную тревожность у детей, происходят оценочные ситуации, такие как ответ, у доски, решение контрольных работ прохождение экзамена. 85% детей в начальной школе испытывают высокий уровень тревоги по отношению к проверке знаний, это связано со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги это «трудности в обучении». Тревогу во время обучения испытывают многие школьники, как дети с низкими оценками так и те, кто хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, школьной дисциплине. Несоответствие младшего школьника уровню требованиям предъявляемого самому себе и родителями в учебной деятельности способно привести к аффектам в поведении, а при недостатке внимания со стороны учителя, может закрепляться как отрицательные черты характера. Такое поведение характеризуются повышением общей эмоциональной возбудимости, симптомами и синдромами страхов, проявлением агрессии или негативизма [5]. Как правило, дети очень много трудятся для достижения наивысшей отметки, это опасно срывами в особенности при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Согласно проведенным исследованиям П. М. Якобсона, у младших школьников еще не сформированы навыки осознания своих чувств и понимания чувств других людей. Они часто еще не могут правильно, воспринимать мимику лица, выражающую то или иное чувство, не могут верно, интерпретировать выражение тех или других чувств окружающих, что приводит к неадекватной ответной реакции ребенка. Младшие школьники часто напоминают родителей и учителя по стилю общения с людьми, несовершенство в восприятии и понимании чувств влечет за собой внешнее подражание взрослым в выражении чувств [1].

Несмотря на то, что младший школьник эмоционально отзывчив, бурно реагирует на происходящие события, он начинает сдерживать волевым усилием свои нежелательные эмоциональные реакции, старается преодолеть сильное волнение, например, сдержать слезы, побороть свои желания, подчиняясь требованиям учителя. Это приводит к тому, что младший школьник может не понять эмоцию, которую он испытывает или изображать эмоцию, которую он не переживает, то есть наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону [2].

Младшим школьникам свойственна легкая «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей. Учителям хорошо известны такие факты, когда смех отдельных учеников вызывает смех остальных учащихся класса, хотя последние могут и не знать причины смеха. Девочки начинают плакать, глядя на плачущую подругу, не потому, что считают ее несправедливо обиженной, а потому, что видят слезы. Кроме того, младшие школьники очень впечатлительные. События, увиденные в театре, кино, пережитые в семье, имеющие отрицательную окраску приводят к страху, испугу. Данные события могут долго закрепиться в памяти ребенка, и беспокоит его, тем самым отвлекая от учебного процесса.

Школьники младших классов, как показано Т. Б. Пискаревой, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются сказать свои эмоциональные переживания словами. У них лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов [1].

Таким образом, для успешной адаптации в обществе человек должен обладать развитым эмоциональным интеллектом, который представляет собой готовность личности ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности. Можно выделить следующие особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников: легкая отзывчивость на происходящие события; непосредственность и откровенность выражения своих переживаний; большая эмоциональная неустойчивость; слабое осознание своих и чужих эмоции и чувств. Данные особенности необходимо учитывать в образовательном процессе.

Список литературы

1.   Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии, 2012. – № 5. – С. 57-65.

2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. / Е. П. Ильин – СПб.: Питер., 2013. – 783 с.

3.    Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика / Д. В. Люсин. – М.: Психологическая диагностика, 2006. – № 4. – С. 3 - 22.

4.   Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.– СПб.: Речь, 2005. – 688 с.

5. Психологические исследования: электрон. науч. журн., 2009. – № 6(8). URL: http://psystudy.ru.

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
педагог-психолог, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №31"
Дата публикации: 10.02.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Середкина Е. Н. Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/111321-osobennosti-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию