конспект урока Консультативная работа учителя - дефектолога по вопросам создания предметно - развивающей среды для родителей детей раннего возраста с ОВЗ в ГКУЗ ВО ВДРС
С 2014 года на базе ГКУЗ ВО «ВДРС» успешно функционирует и оказывает помощь отделение восстановительного лечения детям с поражением ЦНС и нарушением психики. Здесь получают комплексную медико-педагогическую помощь малыши от рождения до 4х лет. Большую роль в этом процессе имеет служба сопровождения семьи. Почему? Потому что семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ – это реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания! Именно родителями создаются внутрисемейные условия, которые обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками.
Однако не все родители, оказавшись в трудной жизненной ситуации, знают, как в своем доме создать внутрисемейную атмосферу, которая бы обеспечивала оптимальное развитие ребенка с ОВЗ.
Специалисты нашего учреждения проводят консультирование родителей таких детей. Одним из ведущих специалистов является учитель-дефектолог. Его работа является важным звеном комплексного медико-педагогического воздействия на ребенка.
За время прохождения реабилитации в нашем учреждении учитель-дефектолог проводит консультации для родителей дважды. На первой встрече специалист сообщает о результатах проведенного диагностического обследования ребенка, о намеченных планах по работе на ближайшее время. Также во время беседы слушаем, на что жалуются родители детей, какие у них запросы к специалистам, что надеются исправить, корригировать или развить во время нахождения малыша в нашем учреждении.
Во время второй встречи мы обсуждаем динамику развития ребенка, каких результатов удалось добиться за время прохождения его реабилитации в отделении восстановительного лечения, что увидели нового, произошли ли какие либо изменения в нервно-психическом развитии, и с чем они связаны. Мы даем рекомендации по дальнейшей работе с ребенком, обсуждаем, какая предметно-развивающая среда должна быть создана дома, чтобы закрепить и улучшить полученные результаты. Учитывая уровень развития, активности, интересы, склонности ребенка, родители должны вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство дома, где растет малыш.
Построение предметно-пространственной среды будет зависеть от того, какие нарушения имеются у ребенка.
Для малыша с нарушениями развития речи должна быть создана особая предметно-развивающая среда. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, сказок, карточек с изображением правильной артикуляции звуков, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, предметы для развития целенаправленной воздушной струи.
Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходимо создавать такую предметно-пространственную среду, которая была бы насыщена различными сенсорными раздражителями, а также условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с различными сенсорными поверхностями. Должна быть подобрана специальная наглядность соответствующего размера, пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (для раннего возраста).
Если в семье растет малыш с ЗПР, то мы рекомендуем подобрать различные материалы по каждой лексической теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации), составить и наглядно отобразить схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания, модели сказок.
Если у ребенка имеются нарушения интеллекта, то необходимо оснастить дидактический уголок предметами для развития перцептивных действий, предметами для развития сенсорной сферы, реальными предметами для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, а так же подобрать простой иллюстративный материал по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь, поэтому необходимо обогатить пространственную среду наглядным материалом: игрушками, картинками, табличками для изучения пространственных понятий, отобразить схемы составления описательных рассказов, предложений, схемы последовательности действий.
Если мы консультируем родителей ребенка с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то рекомендуем учитывать такие психологические особенности как низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.
Необходимо освободить в комнате малоизрезанное пространство, по возможности приобрести сухой бассейн, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки, минифланелеграфы с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки.
Специалисты нашего учреждения идут в ногу со временем, стараются применять в работе что-то новое, интересное, внедряют современное компьютерное оборудование. Известно, дети нового поколения практически с самого рождения погружаются в мир гаджетов. Родители обычно сами дают детям и довольно рано – с шести – восьми месяцев. Побуждения, разумеется, благие: хочется, чтобы малыш как можно раньше освоил счет, алфавит, иностранный язык. Но мало кто из родителей задумывается, действительно ли игры и программы полезны для развития их малыша, соответствует ли информация возрасту, не наносится ли ущерб двигательной активности…
С целью просвещения родителей по вопросам использования компьютерных технологий мы затрагиваем и эту тему во время консультирования. Наиболее показательным является демонстрация использования сенсорного компьютера Gras Up7, который находится в кабинете дефектологии, и работает как большой планшет.
Он позволяет сделать занятия с детьми более интересными, наглядными и увлекательными.
Способов применения интерактивной доски при работе с детьми множество, и может ограничиваться только нашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, или как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала.
Очень удобен, полезен и доступен для использования как специалистов, так и родителей комплекс компьютерных игр для детей раннего возраста «Логомер – 2», разработанный компанией Мерсибо.
Эта специальная программа содержит набор полиграфических и интерактивных материалов, которые помогают и в диагностике, и в проведении занятий. Разработчики позаботились о том, чтобы ребенок слышал грамотную речь. Игры разработаны в соответствии с государственными стандартами нового поколения. Дети с удовольствием занимаются и воспринимают игры как стимул.
Полезно использовать эти игры родителям, дети которых имеют проблемы с развитием речи. Они могут выбрать уровень сложности, с которым справится их ребенок.
Веселые герои игр помогут малышам и их родителям укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развить свое слуховое внимание и расширить словарный запас, упражнения с микрофоном закрепят навык длительного устойчивого выдоха. Все предложенные игры подходят для развития связной речи. Главное, чтобы родители активно беседовали, задавали вопросы, обсуждали сюжеты, поощряли за правильный ответ. Предложенные игры позволяют проверить согласованность движений и дают возможность родителям поработать над развитием моторики в игровой форме, подражая движениям забавных героев. Таким образом, использование специалистами и родителями комплексами «Логомер – 2» способствует повышению качества образовательного процесса и способствует развитию речи детей.
Еще одно перспективное и более доступное средство в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии – это использование презентаций и компьютерных программ. Специалисты и родители могут самостоятельно создавать или скачивать их из интернета.
Это компьютерные программы, созданные в Power Point, в Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW и др. С их помощью можно создать презентацию на любую необходимую тему, яркие иллюстрации к занятиям или целые серии разнообразных занятий.
При этом задача специалиста во время консультирования – донести до взрослого ряд основных правил, которые необходимо учитывать при работе с детьми раннего возраста. Знание мамой этих правил поможет снизить негативные воздействия компьютера на ребенка до минимума, и использование информационных и компьютерных технологий будет безопасным и эффективным.
Для лучшего усвоения родителями полученной информации и наглядном ее подкреплении мы вручаем им буклеты. Они содержат основные рекомендации по организации предметно-развивающей среды, подбору и использованию игрушек и инвентаря. Такая форма очень удобна и полезна тем, что буклет можно унести с собой и внимательно, не спеша прочитав информацию, воспользоваться рекомендациями и советами!
Подводя итог, можно сказать, что предметная среда, окружающая ребенка, должна быть разнообразной, развивающей, но не перегруженной. Она становится обучающей только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир, научить изучать его.
Задача отделения восстановительного лечения – через совместную слаженную работу специалистов и родителей достигнуть положительных результатов. Родители, следуя рекомендациям специалистов, могут создавать такую обстановку, которая бы помогла детям преодолевать недостатки и отклонения в психо-физическом развитии.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Балашова А. А. Консультативная работа учителя - дефектолога по вопросам создания предметно - развивающей среды для родителей детей раннего возраста с ОВЗ в ГКУЗ ВО ВДРС // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/112377-konsultativnaya-rabota-uchitelya-defektologa-po-voprosam-sozdaniya-predmetno-razvivayushchej-sredy-dlya-roditelej-detej-rannego-vozrasta-s-ovz-v-gkuz-vo-vdrs (дата обращения: 15.11.2024)- Применение перспективных технологий и методов в практике современного образования
- Мониторинг по математике в 6 классе за 1 семестр
- Знакомство с хищниками Приморского края
- Психологические особенности раннего аутизма и его коррекция
- Организация работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕНТ по истории Казахстана
- Сварка пластин в нижнем положении сварного шва
- Физминутки на уроках в начальной школе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3798 пользователей.
Отзывы