конспект урока Формирование образовательной среды начальной школы в свете ФГОС
«Формирование образовательной среды начальной школы в свете ФГОС»
«Мы – ученики своих учеников» - эти слова принадлежат известному педагогу Шавле Амонашвили.
Миссия ФГОС – педагог как диагност и рефлексирующий соучастник.
В чём же состоит отличие «старой» школы от «новой»:
1. До введения ФГОС мы, учителя, давали базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счёт) | 1. После введения ФГОС мы должны научить умению работать с большим объёмом информации. |
2. Стремились к созданию целостной «картины мира» у учащихся | 2. Привить учащимся коммуникативные навыки |
3. Готовили к выбору профессии | 3. Развивать креативность (способность к творчеству) и способность переобучаться |
«Старая» школа давала ЗУНы – знания, умения и навыки
| «Новая школа» |
Развитие личности происходило на основе усвоения максимально возможного объёма информации | Призвана развивать личность на основе усвоения универсальных учебных действий. Знания важны, но они вторичны. Главное - формировать умения. |
Сравнение репродуктивных и деятельностных способов обучения:
Если раньше традиционный урок строился по известному всем плану: | После введения ФГОС мы проводим проблемно-диалогические уроки, этапы которых существенно отличаются от этапов традиционного урока. |
1. Организационный момент | 1.Вместо организационного момента проводим мотивацию к учебной деятельности, которая настраивает учащихся на серьёзную творческую работу с максимальной отдачей . |
2. Проверка домашнего задания.
| 2.Актуализация учащимися своих знаний (известные знания – знаю, что доказывать, как доказывать). |
3. Сообщение темы урока учителем.
| 3.Тема урока по новым стандартам не сообщается - создаётся проблемная ситуация учителем, а формулирование проблемы - учениками. Чтобы создать проблему – ставим цель. |
4. Объяснение темы урока учителем | 4.Следующий этап – поиск решения проблемы. |
5. Закрепление знаний. | 5.Выражение решения (разными способами) – словесными, графическими, при помощи знаков, символов, моделей с проверкой по эталону. |
6. Проверка этих знаний учителем. | 7. Применение знаний учащимися в игровой, учебной – в практической деятельности. В проведении современного урока используется технология взаимного сотрудничества. Это работа в парах или в группах. |
Групповая форма работы – альтернатива традиционным методам обучения. Она активизирует познавательную деятельность школьника, прививает культуру общения, развивает индивидуальные особенности учащихся.
Основные формы обучения используются в сочетании:
- Фронтальная.
- Работа в парах.
- Групповая.
- Индивидуальная.
ФГОС предполагает системно-деятельностный подход и компетентность.
Деятельностный подход – знания от способов деятельности и сами способы деятельности.
Компетентностный подход – умение применять знания, умения и навыки на практике.
Отличия работы по ФГОС:
- У учителя нет готовых знаний (учитель «не знает ничего». Учитель - координатор.
- Метод не объяснительный, а деятельностный.
- Деятельностный метод + предметная деятельность.
- Школьник, обучающийся по новым стандартам, должен уметь ставить цель самостоятельно, проверять знания, прогнозировать, уметь договориться, учится для себя. Учителю необходимо забыть слово «должен» и «научить». Есть слово «ОРГАНИЗОВАТЬ». Учитель использует на уроке слова «докажи», «получи», «сравни», «проверь».
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. Современные дети – это дети экранной информации. В большинстве своём – визуалы. Попадая в оборудованный класс, они чувствуют себя комфортно, т. к. дома почти у каждого ребёнка в наше время есть компьютер. Современные дети легко осваивают современные технологии.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются компьютерные технологии; Можно дать задание на листочке, можно – на интерактивной доске. С большим интересом будет выполнено задание на интерактивной доске.
Более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
Формируется их информационная культура;
Расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Внедрение ИКТ на уроках в начальной школе позволяют реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объём самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Уместно сказать о преемственности обучения. Важно, чтобы при переходе в 5 класс учащиеся попадали в руки учителей, владеющих компьютерными технологиями в такой же степени, как учитель начальных классов, иначе может произойти снижение интереса к обучающему процессу. Наличие широкого кругозора учителя является проявлением общей культуры личности.
Чтобы выполнить требования стандарта и цель стандарта, нужно знать методику + требования программы + психологию + педагогику + использовать современное оборудование на уроке.
Итак, первые проявления результатов введения стандартов:
Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.
Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалась стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения.
Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.
Счастье – когда с радостью идёшь на работу и с радостью возвращаешься домой. Желаю всем простого человеческого счастья!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Снисарь Л. В. Формирование образовательной среды начальной школы в свете ФГОС // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/60977-formirovanie-obrazovatelnoj-sredy-nachalnoj-shkoly-v-svete-fgos (дата обращения: 21.11.2024)- Автоматизация звука [с] в слогах и словах
- Развитие личностного потенциала ребёнка в рамках совместной образовательной деятельности школы и Отделения Дополнительного Образования
- Сестра милосердия
- Пешеходом быть наука
- Финансовая грамотность
- Физминутка для глаз "Танец бабочки"
- Побудова прямої спідниці