конспект урока Мастер – класс «Метод интеллект – карт как средство повышения мотивации учащихся»
Мастер – класс
«Метод интеллект – карт как средство повышения мотивации учащихся»
Мудр тот, кто знает не многое, а нужное.
Эсхил
В нашем современном мире с большим потоком информации не всегда и не всем удается хорошо ориентироваться. Поэтому в учебной деятельности важное место занимают графические способы обработки информации. Сегодня, в рамках своего мастер-класса я расскажу вам о таком способе графической обработки материала как метод интеллект-карт. Автором новой методики является английский психолог Тони Бьюзен. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты". Также можно встретить такие названия, как «ассоциативные карты», ментальные карты и др. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.
Ментальные карты – это ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Т.е. это графическое выражение процесса мышления.
РИСУЮ – АССОЦИИРУЮ – ЗАПОМИНАЮ
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления (от слова Radiant – испускающий свет, лучи).
Внешне интеллект-карта напоминает …нейроны головного мозга во взаимосвязи. А на самом деле… - структурно это оно и есть! Получается идеальное соответствие визуального восприятия с основой, заложенной в построении этой информации.
Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Традиционные способы переработки информации трудоѐмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: «Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:
- записывается много ненужной информации;
- теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;
- теряется время на повторное прочтение ненужной информации;
- теряется время на поиск ключевых слов.
Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:
- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
- чѐтко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счѐт еѐ разноцветного и многомерного представления;
- структурный характер карты позволяет без труда дополнять еѐ новой информацией (без вычѐркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);
Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности.
Метод интеллект-карт позволяет:
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);
- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) обучающихся; ускорять процесс обучения.
Мыслительные карты можно составлять традиционным способом (цветные карандаши, фломастеры), с помощью презентации или специальной программы ConceptDraw MINDMAP Professional.
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
- изучение нового материала
- закрепление материала
- обобщение материала
- организация научно-исследовательской работы
- подготовка проекта, презентации
Составление интеллект-карты
1. Выбираем тему, идею, предмет, объект, образ, т.е. то, о чем будет интеллект-карта.
Н-р, ЗИМА
2. Рисуем (пишем) объемный и цветной образ темы в середине листа бумаги
3. Записываем на отдельном листе все то, что приходит в голову в связи с образом темы.
Снег, холод, мороз, декабрь, январь, февраль, Новый год, лыжи, горка, метель, прогулка, куртка, шапка, коньки, лед, сосулька, друзья, прогулки, сугробы, снеговик, холодно, солнце низко, варежки, иней, сугробы, игры на улице…….
4. Наводим «порядок» в словах-ассоциациях (группируем по смыслу). Групп должно быть не более 7
- декабрь, январь, февраль
- мороз, метель, буран, ветер, стужа, лед, сосулька
- холодно, идет снег, солнце низко
- шапка, куртка, шуба, варежки
- хоккей, коньки, лыжи, санки, прогулки, снеговик
- деревья в снегу, дым из трубы, зимний пейзаж
-снег, сугробы
5. Намечаем структуру карты (подбираем ключевые слова и ключевые фразы к сгруппированным словам-ассоциациям)
- декабрь, январь, февраль – месяцы зимы
- мороз, метель, буран, ветер, стужа, лед, сосулька – явления природы
- холодно, идет снег, солнце низко – изменения в природе
- шапка, куртка, шуба, варежки - одежда
- хоккей, коньки, лыжи, санки, прогулки, снеговик - развлечения
- деревья в снегу, дым из трубы, зимний пейзаж – картина природы
-снег, сугробы – признаки зимы
6. К нарисованному образу предмета добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей = количеству ключевых фраз и ключевых слов.
Не более 7 больших ответвлений – 7 разных цветов. Человеческий мозг не может воспринимать и запоминать более 7 главных ветвей. Это основное и главное правило интеллект-карты.
7. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.
8. Оживляем карту рисунками, символами
- В центре выделяем главный образ
- От него буду отходить ветви — идеи и дополнения, здесь вы вольны делать что захотите.
- Рисуйте, раскрашивайте, выделяйте ключевые слова. Добавьте рисунки. Ветви живые, а не шаблонные. Они словно щупальца, проникают в мозг и достают от туда новые идеи.
- Меньше слов, и больше образов. Мозг плохо понимает целые предложения, сократите их до одного слова (словосочетания) или яркого образа.
- Не использовать больше 7 ответвлений, а то запутаетесь, и карта потеряет смысл.
Использование этого метода способствует:
обучению. Избавляет от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении;
концентрации. Внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;
запоминанию. На запоминание ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;
мышлению. Мышление становится более чѐтким и гибким. Творческие способности также активизируются.
Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом еѐ элементов. Свѐрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.
Как гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!».
Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно ученик усвоил информацию, как еѐ структурировал и связал еѐ элементы между собой.
Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Хисамиева Р. Р. Мастер – класс «Метод интеллект – карт как средство повышения мотивации учащихся» // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/10-klass/file/126501-master-klass-metod-intellekt-kart-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-uchashchikhsya (дата обращения: 30.03.2025)- Морфемика и орфография
- Обращение. Речевой этикет и профессиональное общение
- Словообразование. Основные способы образования отдельных частей речи
- Значение русского языка, речи
- Интеллектуальная игра «Битва умов»
- Человек разумный есть человек аргументирующий
- Научный стиль речи