конспект урока Работа над предложением в 3 классе
Работа над предложением в 3 классе начальной школы.
Работа над правильным построением предложением в начальной школе имеет большое значение, т.к одной из ошибок устной и письменной речи детей является неверное расположение слов в предложении. Поэтому нужно научить детей располагать слова в предложении так, чтобы речь была ясной, логичной, чтобы ее легко воспринимался. Надо , чтобы дети усвоили определенный порядок слов в предложении. Обычный порядок слов в предложении следующий: подлежащее ставится впереди сказуемого; определение впереди определяемого слова; второстепенные члены , поясняющие сказуемое , ставятся и впереди, и позади сказуемого.
Приступать к работе следует тогда, когда когда уже пройден раздел о предложении и усвоен следующий материал: состав предложения (распространенное и нераспространенное), главные члены предложения, второстепенные члены предложения, связь слов в предложении.
Порядок слов в нераспространенном предложении.
I. Порядок слов в предложении.
Солнце печет.
Липа цветет.
День прибывает.
Сначала проводится смысловой разбор: какое время года описывается. Можно предложить придумать заголовок стишку.
Затем проводится синтаксический разбор:
1) сколько предложений дано;
2) определение предложения по составу;
3) определение места подлежащего и сказуемого в предложении.
II. Порядок слов в распространенном предложении.
На доске ( слайде) заранее написан текст:
Летнее солнце жарко печет.
Пчелы собирают мед с душистых цветов липы.
Белый пар по лугам расстилается.
Синтаксический разбор каждого предложения:
1) определение места подлежащего и сказуемого;
2) установление связи слов в предложении;
3) установление порядка слов, поясняющих подлежащее и сказуемое.
Затем , на основании разбора предложений, делается вывод.
В нашей обычной речи подлежащее стоит впереди сказуемого. Второстепенные члены предложения, поясняющие подлежащее, стоят впереди подлежащего, а поясняющие сказуемое, стоят и впереди, и после сказуемого.
Свои выводы ученики должны закрепить примерами. Учащиеся придумывают свои предложения, указывают, в каком порядке стоят слова в составленном ими предложении.
После орфографического разбора дети списывают текст с доски.
ПОЗНАКОМИВ ДЕТЕЙ С ПОСТРОЕНИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НАДО ПРОВЕСТИ РЯД УПРАЖНЕНИЙ с целью закрепления навыка правильно логически и грамматически строить предложения.
Для этого намечаются следующие виды работ:
1) работа с деформированным текстом;
2) распространение предложений.
Работа с деформированным текстом
Работу над деформированным текстам ребята проводили во 2 классе. В 3 классе даются предложения из 6-7 слов.
Работа над деформированным текстом важна тем, что дети, составляя предложение из данных вразбивку слов, должны дать себе ясный отчет, из каких членов состоит предложение, как слова связаны друг с другом. Дети должны уметь поставить каждый член предложения на свое место.
Деформируются примерно такой трудности предложения:
1. Широкая, ровная дорога покрылась мелкой травой.
2.Спелая, золотистая пшеница волнуется при ветре.
3.Сорные травы отнимают у хлебных растений пищу и питье.
Распространение предложений.
Ученики, распространяя предложение, видят:
1) что мысль, выраженная нераспространенным предложением, становится при распространении яснее и понятнее;
2)ученики ясно видят связь слов в предложении;
3) распространяя предложение, дети учатся правильно строить предложение, правильно расставлять в нем слова.
Такая работа заставляет учащихся внимательнее относиться к построению своей речи, обогащает словарь детей.
Прежде чем приступить к к распространению предложений, следует проводить работу по подбору признаков и действий, которые можно приписать данным предметам.
Умение распространять предложение поможет учащимся большую помощь при письме сочинений. Распространение предложений начинается с введения второстепенных членов предложения.
Для проведения работы по распространению предложений можно взять: отдельные нераспространенные предложения, рассказ, состоящий из отдельных нераспространенных предложений, работа по картине.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Корнилова Т. Е. Работа над предложением в 3 классе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/3-klass/file/29718-rabota-nad-predlozheniem-v-3-klasse (дата обращения: 22.12.2024)- Разбор имён прилагательных по составу
- Проверяемые парные по звонкости и глухости согласные в корне слова
- Имя существительное
- Знакомство с правописанием мягкого знака в конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих звуков
- Имя существительное
- Учимся писать сложные слова
- Знаки препинания в конце предложения