конспект урока Словообразование
«Разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. »
Тема: Словообразование. (6 класс)
Тип урока: ОНЗ
Цели:
- Познакомить обучающихся с основными способами образования слов.
- Развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора.
- Воспитывать культуру учебной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять цель урока, уметь формулировать цель урока; уметь выстраивать последовательность действий на уроке; оценивать правильность собственных действия на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; определять характер сделанных ошибок; (Регулятивные УУД).
- Уметь излагать свои мысли в устной форме; формулировать собственное мнение и позицию; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре. (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
-знать что такое словообразование.
- уметь определять способы образования слов.
-уметь делать морфемный разбор.
-уметь делать словообразовательный разбор.
Основные понятия:
Приставки (приставочный способ), суффиксы (суффиксальный способ), (бессуффиксный способ), (приставочно- суффиксальный), словообразовательная цепочка, способ словообразования – сложение, переход од одной части речи в другую.
Межпредметные связи
Литература
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник. «Дидактический материал (упражнения)».
Проектор, экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы.
Электронная физкультминутка (источник http://www.pedsovet.org/ )
Организация пространства
Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
Интернет-ресурсы
http://rusedu.ru/, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://www.proshkolu.ru/
http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html, blestki.com, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola-
http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).
2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
- Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть на уроке русского языка
- Давайте вспомним , какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- А как называются части слова? (Морфемы).
- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
- Вы хотите расширить свои знания о словообразовании? (Да.)
- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы быть грамотными, образованными, чтобы уметь владеть русским языком)
- Какие шаги нам необходимо выполнить при освоении нового знания? (Выяснить, что мы знаем и не знаем).
-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
- Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1 ) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.
3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).
4) Организация обобщения актуализированных способов действий.
5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» -«хочу»).
7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
- С чего начнем наше познание нового? (С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).
Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).
-Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: пробежать, подберезовик, полет.
(Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).
- Учащиеся первых двух парт первого ряда по цепочке решают лингвистическую задачу.
Карточка – игра «Составьте слово»: Возьмите у прилагательного пожелтелый приставку, у глагола плавать – корень, у существительного лесок - суффикс.
-Какое слово у вас получилось? (Поплавок).
-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы»? (Материал усвоен на достаточном уровне)
-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно», если «неверно», разбирает ошибки)
- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемный разбор»? (материал усвоен на достаточном уровне)
- Каким способом образовались эти слова?
- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
- Все способы словообразования вам знакомы? (Нет! Мы не знакомы с способами словообразования).
- Попробуйте объяснить как образовалось слово прочитать. (к корню -чит- добавили приставку про- )
- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о способах словообразовании)
III. Этап выявления места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
1) Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.
2) Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)
3) На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
- Как можно образовать новое слово? ( При помощи приставки, суффикса и окончания ).
-Какова же проблема? (словообразование).
- Этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство)
Организация построения проекта выхода из затруднения:
1)Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Уточнение и согласование темы урока.
3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).
4) Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы словообразования).
- Как сформулируем тему нашего урока? (Словообразование).
- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить значение или правописание слова? ( мы используем метод наблюдения и анализа).
- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения и анализа? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).
- Реализация построения проекта.
1) Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организация фиксации нового способа действия в речи.
3) Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).
4) Организация фиксации преодоления затруднения.
5) Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
- Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Ветер – Ветреный – Безветренный
Свет – Светать – Рассветать
Лед колет - ледокол
- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? ( При помощи суффиксов, приставок образовались новые слова).
-Еще какие наблюдения вы провели? (При помощи сложения двух основ слов)
- Как мы можем назвать способы образования слов? (Приставочный, суффиксальный, способ сложения)
- А если возьмем, например, слово бег? (бессуффиксный)
- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске: Эталон «Словообразование».
(Сделаем справочную таблицу).
Основные способы образования слов в русском языке
- Приставочный
лететь – пролететь
- Суффиксальный
Лес - лесок
- Приставочно-суффиксальный
осина - подосиновик
- Бессуффиксный
Переходить - переход
- Сложение
Лес + степь – лесостепь
Физическая культура – физкультура
Юный корреспондент – юнкор
Высшее учебное заведение – вуз [вус]
- Переход слов одной части речи в другую
Прил. Сущ.: Столовая комната - дежурный
- Теперь мы можем объяснить способы образования слов.
-Как преодолеть затруднение в определении способов словообразования? (Обратиться к эталону).
-Прочитайте на доске примеры: расположить, безветренный, росточек, речник, наездник, оживить, вездеход. Что вы сделаете, чтобы определить способы словообразования? (Воспользуемся эталоном).
(В словах расположить, безветренный – использовали приставочный способ; в словах росточек, речник – применили суффиксальный способ; в словах наездник, оживить – приставочно-суффиксальный; слово вездеход – образовалось путем сложения двух основ)
- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить способы образования слов).
- Первичное закрепление во внешней речи.
1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
– фронтально:
– в парах или группах.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласен. Выполним упражнение № 172 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца
1вариант. Выход (приставочный способ).
2 вариант. Опилки (приставочно-суффиксальный).
- Продолжаем самостоятельно
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1) Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).
3) Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.
(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).
- Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
- Задание для всех: Распределите слова по способам их образования, выделите словообразовательные морфемы.
Подлокотник, камешек, генерал-лейтенант, изготовитель, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, морковка, самолет, кладовая, подледный, нетрудный, поиск, Белгород, рядовой.
Дидактических материалов к учебнику. Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 66). На работу 9 минут.
- 9 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон: «Словообразование».
Слова образованные
Приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный;
Суффиксальным способом: камешек, вездеходный, переводчик, морковка;
Приставочно-суффиксальным: подлокотник, прошляпить, подледный;
Бессуффиксным способом: расход, поиск;
Сложением основ: самолет, Белгород;
Сложением слов: кресло-качалка, генерал-лейтенант;
Переходом од одной части речи в другую: гостиная, кладовая, рядовой.
- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
1) Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить способы словообразования).
- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).
- Тогда работаем над следующим заданием.
Включается проектор. Обучающиеся смотрят на слайды.
Постройте словообразовательную цепочку (нужно написать недостающие слова)
Видеть - - - невидимка
Греть - - обогревать - - обогревательный
Свет - - рассветать
Вода - - - водить
Обучающиеся пишут свои варианты.
Далее включается слайд с ответами:
Видеть – видимый – невидимый - невидимка
Греть – обогреть - обогревать – обогреватель - обогревательный
Свет – светать - рассветать
-Проведите самопроверку по эталону.
-Кто ошибся в составление цепочки Вода - - - водить? Можно ли образовать от слова вода слово водить нашим правилом? (Нет, потому что эти слова не однокоренные).
- Об этом мы узнаем на следующем уроке.
- IX. Рефлексия учебной деятельности.
1) Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.
2) Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организация обсуждения и записи домашнего задания.
- Чему был посвящен урок? (Словообразованию).
- Какие способы словообразования существуют? (Приставочный, Суффиксальный, Приставочно-суффиксальный, Бессуффиксный, Сложение основ, Сложением слов, Переход од одной части речи в другую).
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяем способы образования слов).
- Что помогло нам их преодолеть? (Эталон «Словообразование», справочная таблица).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
Научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился определять способы словообразования, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить способы словообразования. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! !
Научился определять способы словообразования и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
- Кто научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 174.
2 Кто научился определять способы словообразования, но не уверен, что самостоятельно сможет определять способы словообразования, пусть выполнит упр. 173.
- Кто научился определять способы словообразования и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и подберите 3-4 слова по каждому способу словообразования и составьте с ними 5 предложений.
- Задания для умников и умниц:
По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Выполните Лингвистическую задачу:
- В каком ряду есть только формы слова?
1) Телефон, телефонный, телефоном;
2) Весенний, весеннему, весеннего;
3) Конь, коней, конница;
4) Плавать, поплавать, плыть;
В работе можно использовать этимологический словарь.
(ответ 2)
-Оценка учебной деятельности класса.
-Спасибо, я вами доволен.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Пряничников Е. С. Словообразование // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/6-klass/file/62034-slovoobrazovanie (дата обращения: 15.11.2024)- Разряды наречий по значению
- Фразеологизмы
- Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже
- Улица моего детства
- Описание природы. Зима
- Порядковые числительные
- ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1086 пользователей.
Отзывы