Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Безопасная образовательная среда

Безопасная образовательная среда

Артемьева Анастасия Сергеевна

Курский государственный университет

vorobey.vorobyowa@yandex.ru

В данной статье рассматривается актуальность создания безопасной образовательной среды в современной школе. Так как школьник проводит в учебных заведениях большую часть своего времени, очень важно сформировать благоприятную, безопасную среду.

Ключевые    слова: безопасность, безопасная   образовательная среда, комплексная безопасность образовательного учреждения.

Management of formation of a safe educational environment in modern school.

Artemeva Anastasia Sergeevna

 This article discusses the relevance of creating a safe educational environment in a modern school. Since the schoolboy spends most of his time in educational institutions, it is very important to create a favorable, safe environment.

Keywords: safety, safe educational environment, complex safety of educational institution.

Безопасность -  залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя в ней комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся.

Здоровье учащихся показывает качество образования страны. Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде. В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.

В настоящее время большое внимание стало уделяться критериям здоровья и безопасности, чему способствовало ухудшение здоровья детей, увеличение уровня социальной дезадаптации, ухудшение уровня нравственной воспитанности в обществе.

Безопасность образовательного учреждения: - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Основными направлениями, обеспечивающие безопасность образовательного процесса выступает не только обеспечение индивидуальной безопасности, но и обеспечение коллективной безопасности всех участников образовательного процесса. Для осуществления деятельности в рамках этих направлений необходимо осуществлять профилактику попадания в травматические в физическом и психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения, создание условий для комфортного осуществления образовательного процесса.

Целью данной работы является определение значения безопасности образовательной среды на благополучие учащихся, управление формированием безопасной образовательной среды.

Объектом исследования будет выступать процесс формирования безопасной образовательной среды.

Предметом исследования – адаптация учащихся к различным условиям образовательной среды.

Безопасная образовательная среда включает в себя 2 аспекта (рис.1)

Рис.1 – система обеспечения безопасности учащихся в образовательном учреждении

  1. Социально-психологический климат школы.

Психологическое здоровье является основой жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ своего «Я».
            Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формировании в детстве. Современный учитель должен обращать внимание на базовые факторы, определяющие и обеспечивающие психологическую безопасность образовательного процесса.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе.

  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе;
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатичные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Факторы психологического риска для ребенка:

  • Стрессовая педагогическая тактика - поскольку стресс, испытываемый ребенком из-за гонки, ограничения времени, неудач, неудовлетворенности взрослых (и педагогов, и родителей), длится бесконечно. Система окрика «Опять все тебя ждут!», «Опять ты не выполнил задание!», «Совсем не стараешься» становится типичной и в конечном итоге приводит к сильнейшему стрессу ребенка!
  • Интенсификация учебного процесса - первый, наиболее явный – увеличение количества учебных часов. Фактическая учебная школьная нагрузка. Есть второй вариант интенсификации – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению домашних заданий, и также к перегрузкам и утомлению.
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей
  • Нерациональная организация учебной деятельности - сокращение перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3 урока, концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день, характерная для современной школы нерациональная организация урока.
  • Функциональная неграмотность педагога - еще одним фактором риска для ребенка является сам учитель. Он может знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности.

Рис.2 – Модель психологической безопасности образовательной среды школы

Очевидно, что психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

  1. Ресурсно-техническая безопасность образовательного учреждения

"Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" (ст. 1 Закона РФ "О безопасности").

Пожары, массовые заболевания и отравления учащихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-транспортные происшествия, бытовые несчастные случаи - всё это оборачивается невосполнимыми потерями жизни и здоровья обучающихся и персонала образовательных учреждений, тяжелыми психологическими травмами.

Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.

Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.

Обеспечение безопасности образовательного учреждения - первостепенная обязанность заместителя директора по обеспечению безопасности.

Заместитель директора по обеспечению безопасности отвечает:

- за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;

- за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;

- за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;

Список литературы

1 Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности". Российская газета, N 295, 29.12.2010

2 Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002, c. 271

3 Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб.: СПб АППО, 2013. – с. 280

4 Гаязова Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. с. 27-36

5 Масаева З.В. Основные подходы к изучению психологической безопасности образовательной среды / Материалы II Международной научно-практической конференции «Наука и современность-2010». - Новосибирск, 2010. С. 200-205

6 Петров С.В., Кисляков П.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учебное пособие. М.: Издательство «Русский журнал», 2010, с. 260

Раздел: Контрольно-оценочные средства для СПО
Автор:
магистр Курского государственного университета
Дата публикации: 19.01.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Артемьева А. С. Безопасная образовательная среда // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/kontrolnoocenochnye-sredstva/file/66496-bezopasnaya-obrazovatelnaya-sreda (дата обращения: 23.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию