Мы решили разобраться в особенностях формирования стимулирующей части зарплаты работников сферы образования.

Стимулирующая надбавка учителю

Итак, зачем нужны стимулирующие выплаты? Практически во всех положениях о надбавках, которые мы проанализировали (ссылки на некоторые из них приведены в конце статьи), указано, что эти положения вводятся «с целью усиления материальной заинтересованности работников образовательного учреждения (далее — ОУ), развития творческой активности и инициативы работников при реализации поставленных перед коллективом задач, укрепления и развития материально-технической базы, повышения качества и эффективности образовательного процесса, закрепления в учреждении высококвалифицированных кадров в школе». Отличная идея! Правда?

Что и как считают?

Для распределения между работниками стимулирующей части зарплатного фонда применяется балльная система. Стоимость балла определяется объёмами фонда и максимальным количеством баллов, которые могут получить сотрудники данного образовательного учреждения. Основанием для начисления стимулирующих надбавок служат оценочные листы, где содержатся результаты работы педагога и объём вознаграждения.

Обычно надбавка педагогам устанавливается на основе следующих расчётов:

  1. высчитывается сумма баллов полученных педагогом по всем показателям;
  2. высчитывается стоимость одного балла (денежная сумма, выделяемая на ОУ, делится на количество баллов, набранных всеми педагогами ОУ);
  3. количество баллов, набранных педагогом, умножается на стоимость одного балла.

Логично, что стоимость одного балла устанавливается в денежном выражении, а стимулирующие надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от результата труда педагогического работника.

Что оценивается?

Стимулирующая надбавка учителю. Критерии оценки

Критерии стимулирующих выплат учителям включают показатели успеваемости учеников и результаты внеурочной деятельности. Под последним следует понимать, участвуют ли педагоги в подготовке учащихся к олимпиадам, конференциям, соревнованиям, конкурсам.

Каковы приоритеты этих показателей? На первом месте «дополнительные проекты» — экскурсии, экспедиции и другие крупные классные мероприятия, в том числе — социальные. На втором месте по значимости — организация или участие в исследованиях успеваемости учеников, на третьем — динамика успехов учеников по итогам всевозможных контрольных и проверочных работ. Далее идет работа с родителями, участие учеников в олимпиадах и других творческих мероприятиях, участие педагога в разработке программы обучения, физкультурно-массовая работа, работа с неблагополучными семьями, оформление кабинета, музея (источник: Российская газета).

Стимулирующие начисления библиотекарям производятся с учётом нескольких критериев. К ним относят: эффективность формирования библиотечного фонда, работу по его пополнению и сохранению, оформление подписок и заказов на литературу и периодику, справочно-библиографическая деятельность сотрудника, интенсивность индивидуальной и массовой работы с читателями и уровень профессионализма. Помимо этого, библиотекари могут рассчитывать на премии и надбавки по факту наличия наград, званий и учёных степеней.

Воспитатели и педагоги дошкольных образовательных учреждений, как правило, получают 60% от объёмов премиального фонда учреждения. Остальные 40% распределяются между остальными работниками ДОУ. При назначении стимулирующих выплат учитывается уровень проведения факультативных и кружковых занятий, эффективность внедрения программ образования и воспитания, успешное взаимодействие с дополнительными участниками воспитательного процесса.

Показатели эффективности руководителя образовательной организации (школы или ДОУ). Требований для начисления таких выплат к директорам школ и детских садов больше и они на порядок выше и регламентируются рекомендациями Минобрнауки. Оцениваются следующие параметры: отсутствие жалоб от родителей; активная работа родительской общественности в школе; высокое качество дополнительного образования в школе; наличие программ по работе с одаренными детьми; работа по привлечению в школу молодых педагогов;  предпрофильная подготовка;профильное обучение; количество выбывших из школы учеников; итоги ЕГЭ.

Порядок установления стимулирующих выплат

Условия и порядок назначения премий, надбавок и вознаграждений работниками устанавливаются особым положением, действующим в конкретном учреждении. Составление такого документа производится с учётом требований, указанных в ТК РФ. В Приказе Минздравсоцразвития от 29 декабря 2007 г. № 818 сказано: «Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами...».

Таким образом, регулярные начисления устанавливаются приказом руководителя, имеющим определённый срок действия. Установлением иных выплат работникам и определением их объёма может заниматься профсоюзный комитет или уполномоченная комиссия. Обратите внимание, в большинстве школьных положений об оплате труда прописано: «Приняты на совместном заседании попечительского совета и педагогического совета школы». Если администрация решила обойтись без этапа обсуждения и согласования этих правил с трудовым коллективом, то положение не считается законным, а это значит, что учитель может поднять на педсовете или на заседании органа школьного самоуправления вопрос об обоснованности критериев в целом и о справедливости оценки его работы, в частности.

А могут уменьшать размер надбавок?

Да, в локальных положениях о стимулирующих надбавках зачастую указывают, что размер надбавок уменьшается или снимается полностью за: нарушение трудовой дисциплины; невыполнение должностных обязанностей согласно должностной инструкции; ухудшение качества оказываемых услуг; нарушение правил внутреннего трудового распорядка; нарушение санитарно-гигиенического режима и техники безопасности; наличие обоснованных устных или письменных жалоб; не обеспечение сохранности здания и имущества.

Стимулирующая надбавка учителю

Приведем примеры различных положений о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников. Вы можете использовать их для корректировки положения Вашего образовательного учреждения.

Пример 1
Пример 2
Пример 3

Как видно из этих примеров, стимулирующая часть зарплаты может быть повышена за счет регулярного обновления портфолио собственных достижений. Напоминаем, что нашем сайте Вы можете разместить свои разработки и получить свидетельство о публикации сразу. Если необходимо разнообразить портфолио, то вы можете получить свидетельство о публикации в СМИ «Учебные презентации».

Желаем Вам БОЛЬШИХ зарплат!

Нам важно Ваше мнение!

Комментарии и мнения

Будем рады видеть в комментариях сообщения на заявленную тему. Нам очень важно узнать о том, как реализована система начисления стимулирующих надбавок в Вашем ОУ. Это позволит нам предлагать новые технологические решения для работников сферы образования.

Спасибо!

Социальные комментарии Cackle