Стимулирующие выплаты работникам образования
Мы решили разобраться в особенностях формирования стимулирующей части зарплаты работников сферы образования.
Итак, зачем нужны стимулирующие выплаты? Практически во всех положениях о надбавках, которые мы проанализировали (ссылки на некоторые из них приведены в конце статьи), указано, что эти положения вводятся «с целью усиления материальной заинтересованности работников образовательного учреждения (далее — ОУ), развития творческой активности и инициативы работников при реализации поставленных перед коллективом задач, укрепления и развития материально-технической базы, повышения качества и эффективности образовательного процесса, закрепления в учреждении высококвалифицированных кадров в школе». Отличная идея! Правда?
Что и как считают?
Для распределения между работниками стимулирующей части зарплатного фонда применяется балльная система. Стоимость балла определяется объёмами фонда и максимальным количеством баллов, которые могут получить сотрудники данного образовательного учреждения. Основанием для начисления стимулирующих надбавок служат оценочные листы, где содержатся результаты работы педагога и объём вознаграждения.
Обычно надбавка педагогам устанавливается на основе следующих расчётов:
- высчитывается сумма баллов полученных педагогом по всем показателям;
- высчитывается стоимость одного балла (денежная сумма, выделяемая на ОУ, делится на количество баллов, набранных всеми педагогами ОУ);
- количество баллов, набранных педагогом, умножается на стоимость одного балла.
Логично, что стоимость одного балла устанавливается в денежном выражении, а стимулирующие надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от результата труда педагогического работника.
Что оценивается?
Критерии стимулирующих выплат учителям включают показатели успеваемости учеников и результаты внеурочной деятельности. Под последним следует понимать, участвуют ли педагоги в подготовке учащихся к олимпиадам, конференциям, соревнованиям, конкурсам.
Каковы приоритеты этих показателей? На первом месте «дополнительные проекты» — экскурсии, экспедиции и другие крупные классные мероприятия, в том числе — социальные. На втором месте по значимости — организация или участие в исследованиях успеваемости учеников, на третьем — динамика успехов учеников по итогам всевозможных контрольных и проверочных работ. Далее идет работа с родителями, участие учеников в олимпиадах и других творческих мероприятиях, участие педагога в разработке программы обучения, физкультурно-массовая работа, работа с неблагополучными семьями, оформление кабинета, музея (источник: Российская газета).
Стимулирующие начисления библиотекарям производятся с учётом нескольких критериев. К ним относят: эффективность формирования библиотечного фонда, работу по его пополнению и сохранению, оформление подписок и заказов на литературу и периодику, справочно-библиографическая деятельность сотрудника, интенсивность индивидуальной и массовой работы с читателями и уровень профессионализма. Помимо этого, библиотекари могут рассчитывать на премии и надбавки по факту наличия наград, званий и учёных степеней.
Воспитатели и педагоги дошкольных образовательных учреждений, как правило, получают 60% от объёмов премиального фонда учреждения. Остальные 40% распределяются между остальными работниками ДОУ. При назначении стимулирующих выплат учитывается уровень проведения факультативных и кружковых занятий, эффективность внедрения программ образования и воспитания, успешное взаимодействие с дополнительными участниками воспитательного процесса.
Показатели эффективности руководителя образовательной организации (школы или ДОУ). Требований для начисления таких выплат к директорам школ и детских садов больше и они на порядок выше и регламентируются рекомендациями Минобрнауки. Оцениваются следующие параметры: отсутствие жалоб от родителей; активная работа родительской общественности в школе; высокое качество дополнительного образования в школе; наличие программ по работе с одаренными детьми; работа по привлечению в школу молодых педагогов; предпрофильная подготовка;профильное обучение; количество выбывших из школы учеников; итоги ЕГЭ.
Порядок установления стимулирующих выплат
Условия и порядок назначения премий, надбавок и вознаграждений работниками устанавливаются особым положением, действующим в конкретном учреждении. Составление такого документа производится с учётом требований, указанных в ТК РФ. В Приказе Минздравсоцразвития от 29 декабря 2007 г. № 818 сказано: «Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами...».
Таким образом, регулярные начисления устанавливаются приказом руководителя, имеющим определённый срок действия. Установлением иных выплат работникам и определением их объёма может заниматься профсоюзный комитет или уполномоченная комиссия. Обратите внимание, в большинстве школьных положений об оплате труда прописано: «Приняты на совместном заседании попечительского совета и педагогического совета школы». Если администрация решила обойтись без этапа обсуждения и согласования этих правил с трудовым коллективом, то положение не считается законным, а это значит, что учитель может поднять на педсовете или на заседании органа школьного самоуправления вопрос об обоснованности критериев в целом и о справедливости оценки его работы, в частности.
А могут уменьшать размер надбавок?
Да, в локальных положениях о стимулирующих надбавках зачастую указывают, что размер надбавок уменьшается или снимается полностью за: нарушение трудовой дисциплины; невыполнение должностных обязанностей согласно должностной инструкции; ухудшение качества оказываемых услуг; нарушение правил внутреннего трудового распорядка; нарушение санитарно-гигиенического режима и техники безопасности; наличие обоснованных устных или письменных жалоб; не обеспечение сохранности здания и имущества.
Приведем примеры различных положений о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников. Вы можете использовать их для корректировки положения Вашего образовательного учреждения.
Как видно из этих примеров, стимулирующая часть зарплаты может быть повышена за счет регулярного обновления портфолио собственных достижений. Напоминаем, что нашем сайте Вы можете разместить свои разработки и получить свидетельство о публикации сразу. Если необходимо разнообразить портфолио, то вы можете получить свидетельство о публикации в СМИ «Учебные презентации».
Желаем Вам БОЛЬШИХ зарплат!
Нам важно Ваше мнение!
Будем рады видеть в комментариях сообщения на заявленную тему. Нам очень важно узнать о том, как реализована система начисления стимулирующих надбавок в Вашем ОУ. Это позволит нам предлагать новые технологические решения для работников сферы образования.
Спасибо!