Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Методическая разработка: Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи

Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками
с тяжелыми нарушениями речи.

     Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психическо­го развития ребенка (Р.Е. Левина). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целе­направленное поведение форми­руются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.).

     Поэтому учитель-логопед в своей рабо­те использует самые разнообраз­ные методы и средства развития интеллектуальных и речевых воз­можностей ребенка. Одним из та­ких средств является развиваю­щий массаж.

     Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Его благоприятное воздействие на организм челове­ка (как местное, так и общее) от­мечают многие авторы (А.А. Би­рюков, В.И. Васичкин и др.). При систематическом проведении мас­сажа улучшается функция рецеп­торов проводящих путей, усили­ваются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и со­судами.' В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головно­го мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирую­щая роль в работе всех систем и органов.

     Массаж позволяет активизиро­вать межполушарное взаимодей­ствие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования В. М. Бехерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.К. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

     М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать их южно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод — массаж, «который заключается в поглажи­вании в направлении от кончи­ков пальцев к запястью.

Нами были подобраны упраж­нения для детей дошкольного воз­раста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интел­лектуальных способностей ребен­ка. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным комплексам были придуманы сти­хотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения,

чтобы у ребенка возникал конк­ретный образ. Вначале дети вы­полняли упражнения молча, по показу логопеда, затем по мере формирования правильного произ­ношения, тоже проговаривали текст. Позже они уже могли про­износить тексты самостоятельно.

Виды развивающего массажа.

Самомассаж лица.

     Ф.Р. Ауглин (Швейцария) раз­работал и применил на практике специальный массаж, направлен­ный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интел­лектом), а значит — и на разви­тие речи.

     Ф.Р. Ауглин считает, что по­ложительные результаты дости­гаются вследствие влияния вне­шних импульсов на кору головно­го мозга. В течение восьми месяцев дети от 7 до 15 лет из г. Люцерна делали массаж под наблюдением ученых. Уже после трех недель специальных и весьма простых упражнений взрослые замечали у 98% детей повышенную актив­ность мозга. Они начали лучше заниматься в школе, стали вер­ховодить в своем окружении, у них появились разносторонние интересы. На основе дальнейших наблюдений был сделан вывод, что регулярное применение спе­циального массажного комплек­са помогает повысить интеллек­туальные возможности ребенка на 75%.

     Комплекс доктора Ауглина был опробован и творчески развит И.А. Блыскиной (Санкт-Петер­бург) на другой возрастной груп­пе детей — от 4 до 7 лет. Именно ее рекомендации были взяты нами за основу и включены в програм­му массажных мероприятий для детей 6—7-летнего возраста. Сна­чала дети обучались самомассажу, он включался в логопедическое фронтальное занятие. Игровая форма работы привлекала ребят, они выполняли упражнения с большим удовольствием, быстро запоминали их и с радостью пе­ревоплощались в плюшевых мед­вежат (приложение 1).

Самомассаж кистей и пальцев рук.

     Этот массажный комплекс был разработан В.Б. Галкиной, Н.Ю. Хомутовой на основе ре­комендаций А.А. Бирюкова. Он состоит из трех типов упражне­ний.

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  • Самомассаж ладоней.
  • Самомассаж пальцев рук.

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления.

     Комплекс упражнений для су­ставов пальцев с элементами со­противления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимна­стику, проводимую на логопеди­ческих занятиях. Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц ки­стей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следователь­но и мышление (приложение 2).

Плантарный массаж.

     Стопы ног — это еще один эк­ран состояния систем и органов человека. Массаж стоп иначе на­зывается плантарным, или ин­дийским. Его, после предвари­тельного обучения, проводят ро­дители дома.

     На подошве масса кожных ре­цепторов, там находятся около 72 тыс. нервных окончаний, че­рез которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проек­ции на высшие нервные (вегета­тивные) центры.

     Согласно учению йоги, ноги — это распределительный щит орга­низма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответ­ствующую зону. При массаже, на­правленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, ос­нования черепа (приложение 3).

Аурикулярный массаж.

     Массаж ушных раковин — аурикулярный — показан детям с самого раннего возраста. Он по­могает лучше работать и разви­ваться всем системам организма усиливает концентрацию внима­ния, улучшает интеллектуальные возможности.

     Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие проти­вопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежед­невно и всю жизнь.

     Воздействуя на известные се­годня 170 точек ушной ракови­ны, можно активизировать рабо­ту всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образу­ют около 18 зон, каждая из кото­рых «контролирует» определен­ный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти (приложение 4).

План массажных мероприятий:

Груп-

па

Период проведе-

ния

Виды массажа

Исполнитель

Форма занятия

Количество сеансов в неделю

старшая

Сентябрь – ноябрь

·   Самомассаж лица

·   Плантарный

Ребенок

Родители

Фронтальное.

Логопедическое.

Индивидуальное

3

2-3

Декабрь – февраль

·   Самомассаж кистей рук

·   Плантарный

Ребенок

Родители

Фронтальное.

Логопедическое.

Индивидуальное

2-3

2-3

Март –

май

·   Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления.

·   Плантарный

Ребенок

Родители

Фронтальное.

Логопедическое.

Индивидуальное

2-3

2-3

подготовительная

Сентябрь - ноябрь

·   Самомассаж ушных раковин (аурикулярный)

·   Плантарный

Ребенок

Родители

Фронтальное.

Логопедическое.

Индивидуальное

2-3

2-3

Декабрь – февраль

·   Самомассаж кистей рук

·   Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления.

·   Плантарный

Ребенок

Ребенок

Родители

Фронтальное.

Логопедическое.

Индивидуальное

2-3

2-3

Март –

май

·   Самомассаж лица

·     Плантарный

Ребенок

Родители

Фронтальное.

Логопедическое.

Индивидуальное

2-3

2-3

Приложение I

Самомассаж лица «Озорные мишки»

  • Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), от­тягивать ее вперед, а затем на­зад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.
 

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

 

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперед я ушки,

 А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

 

  • Указательным и средним паль­цами рук одновременно интен­сивно «рисовать» круги на ще­ках. Делать 1 мин.
 

 

А теперь по кругу щечки

 Дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьем.

 

 

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек

 Нужно делать всем!

 

  • Теми же двумя пальцами «ри­совать» круги на подбородке, считая до 30. Потом — круги на лбу, также считая до 30. Де­лать по 1 разу.
 

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу             

Четко, быстро говорить,

 Звуки все произносить.

 

Раз, два, три — скажу, четыре,

 Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

 

 

Чтобы думали получше

Озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

 

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

 Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

 

  • Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не за­крывая глаз. Делать 1 мин.
 

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

 Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

 

Раз, два, три — скажу, четыре,

 Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

 

 

  • Массаж носа. Подушечками ука­зательных пальцев обеих рук на­жимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.
 

Точка 1

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три — скажу, четыре

 

Точка 2

Пять, и шесть, и семь. Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем!

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

 

Точка 3

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

 

Точка 4

Нужно делать всем.

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

 

  • Открыть рот и нижней челю­стью делать резкие движения слева направо и наоборот. Де­лать по 10 раз.
 

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой...

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой...

 

 

  • Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

Приложение 2

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления

Каждое упражнение выполня­ется по 5 раз.

  • Руку сжать в кулак. Резко раз­жать.

Крепко пальчики сожмем.

После резко разожмем.

 

  • Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять лок­ти. Потрясти руками и повто­рить упражнение снова.

Потерялись мы в лесу,

 Громко крикнем все: «Ау!»

 

  • Двигать большим пальцем к себе и от себя.

Зажигалку зажигаю,

Искры кремнем выбиваю!

  • Сцепить пальцы рук и больши­ми пальцами изобразить мель­ницу.

Закружилась мельница.

Быстро мука мелется.

  • Опереться руками о стену. На­жать сильнее — расслабить кисти.

Сильным я родился!

 А ну, стена, подвинься!

 

  • Вытянуть руки вперед. Под­нять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

Вот все пальцы на виду.

Бух1 – теперь их не найду.

 

  • Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергич­но встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу.

                                                                                                     

Приложение 3

Техника плантарного массажа

 

     При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кла­дутся небольшие валики.

     Вначале массируется вся сто­па (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подо­шву от пятки к пальцам и обрат­но. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков дву­мя ладонями. Потом вновь погла­живают всю стопу и проводят вра­щательные движения пальцев и голеностопного сустава.

     Массаж большого пальца тре­бует более длительного воздей­ствия (до 2 мин).

     Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь.

Приложение 4

 Аурикулярный массаж

 

Целенаправленное влияние на зоны внимания

Рекомендуется массировать по порядку 4 зоны (см. рисунок)

 

Рис. Зоны ушной раковины

1 — противокозелок;

2 — треугольная ямка;

3 — зона перехода ножки завитка в восходящую часть;

4 — самая глубокая часть раковины (воронка).

 

 

 

Самомассаж «Игра с ушками»

 

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем с вами мы играть.

 Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнем

И опять считать начнем.

 

Раз, два, три, четыре, пять —

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять —

Продолжаем мы играть.

 

Из ушка к верхушке Дорожка идет,

 По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

 Погладим ее мы,

Чтоб гладкой была...

 И дальше продолжилась

Наша игра.

 

Снизу в ушке ямка есть,

 Нужно ямку растереть.

 Раз, два, три, четыре, пять —

 Продолжаем мы считать.

 

Ушкам отдыхать пора.

 Вот и кончилась игра.

 

  • Поглаживание ушных раковин.

Список использованной литературы

  • Бирюков А.А. Массаж в борьбе с недугами. М., 1991.
  • Бирюков А.А. Массаж — спутник здоровья: Кн. для учащихся М., 1992.
  • Бирюков АА. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
  • Васичкин ВИ. Справочник по мас­сажу. 3-е изд. СПб., 1996.
  • Галкина ВЛ., Хомутоеа Н.Ю. Ис­пользование физических упражнений по развитию мелкой моторики паль­цев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. №
  • Дубровский ВН., Дубровская НМ. Практическое пособие по массажу. Чебоксары. 1995.
  • Дубровский ВН. Энциклопедия массажа. М., 1998.
  • Здоровье своими руками. Минск, 1996.
  • Исцеляющее касание / Сост. Т. Кон­дратьева. СПб., 1996.
  • Кольцова НМ. Двигательная ак­тивность и развитие функции мозга ребенка. М., 1973.
  • Сиротюк АЛ. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практиче­ское руководство для учителей и ро­дителей. М., 2000.
  • Цвынтарный В.В. Играем пальчи­ками и развиваем речь. СПб., 1996.
Раздел: Конспекты уроков по биологии для 5 класса
Автор:
Учитель-логопед МБ ДОУ "Дс кв "Кирпичики"" АГО
Дата публикации: 26.11.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Лаптева О. Ю. Методическая разработка: Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/125459-metodicheskaya-razrabotka-razvivayushchij-massazh-v-logopedicheskoj-rabote-s-doshkolnikami-s-tyazhjolymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 23.04.2025)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию