Влияние речедвигательных упражнений на развитие речи детей
Выступление учителя-логопеда для педагогов ДОУ.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Данные последних лет свидетельствуют, что у детей выявляется общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом. У таких детей страдает произношение не только согласных раннего и позднего генеза, но также нарушены и гласные звуки. Своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности, во-первых, в овладении навыками чтения и письма, во-вторых, в социальной адаптации ребенка.
Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребенка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И все это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.
I. Считаю, что важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф, Фомичева и др.)
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Совместно с воспитателями работу по формированию осуществляем по двум направлениям:
формирование кинестетической основы движения;
формирование кинетической основы движения.
Двигательно – кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, учитель – логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом, создается новое ощущение – приподнимание верхней губы.
Использование слухо – зрительно – кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухо – зрительного образа звука учитель – логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят ладошку и язык «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.
Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики на индивидуально – подгрупповых занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, на логопедических разминках помогает:
-формировать кинетико – кинестетическую основу движений;
-развивать артикуляционную моторику для постановки звуков;
-воспитывать уверенность ребенка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;
-поддерживать интерес ребенка к трудоемкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.
II. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем лучше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученных, таких как, И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий подходящих слов для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Ученные пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено.
Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются средством повышения работоспособности головного мозга.
Различные игры и упражнения, направленные на коррекцию речевых нарушений.
1.Упражнения с пальчиками.
Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков
воспитывается специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.
Пальчиковые упражнения включают в себя:
упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т. д.);
упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т. д.);
упражнения без предметов.
2. Упражнения с мячом.
Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом
популярны и считаются самыми распространенными из игр.
Виды игр с мячом:
игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи;
игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов;
игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих понятий, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа существительных, употребление предлогов).
III. Логопедическая ритмика – это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Соответственно, в системе логритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления:
- воздействие на неречевые и
- на речевые процессы.
Логопедическая ритмика позволяет решить следующие задачи:
укрепить костно-мышечный аппарат;
изменить общую реактивность организма;
разрушить патологические динамические стереотипы;
способствует формированию двигательных кинестезий;
способствует формированию пространственно – временных представлений;
развивает способность произвольно передвигаться в пространстве.
Логопедическая ритмика имеет большое значение для:
развития темпа и ритма речевого дыхания;
развития орального праксиса;
укрепления мимической мускулатуры;
формирования фонематической системы;
развитие темпо – ритмических и мелодико - интонационных характеристик речи;
умения сочетать движения и речь, подчинять их единому ритму.
Структура логоритмического занятия.
Вводная часть: ритмическая разминка.
Основная часть:
-упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
-упражнения на развитие общей моторики;
-упражнения на развитие мелкой моторики;
-упражнения на развитие мимических мышц;
-упражнения на развитие дыхания;
-упражнения на развитие чувства темпа и ритма;
-упражнения на развитие координации речи с движением;
-пение.
3. Заключительная часть: игра.
Каждое занятие посвящено одной теме или сюжету, все его части взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Головачева О. В. Влияние речедвигательных упражнений на развитие речи детей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/116334-vliyanie-rechedvigatelnykh-uprazhnenij-na-razvitie-rechi-detej (дата обращения: 15.11.2024)- Методика работы с картами В.Я. Проппа
- Мой ребёнок не читает
- Использование современных фитнес-технологий в ДОУ
- Игра большой интенсивности
- Грибочки для ежика
- Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД»
- Подвижные игры
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4277 пользователей.
Отзывы