Формирование связной речи детей дошкольного возраста через обучение творческому (фантазийному) рассказыванию
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л.С. Выготский).
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других учёных, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приёмы и последовательность обучения.
Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложна задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразовании).
- Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.
- Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активация словаря детей.
- Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.
- Ещё одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других детей подобный факт мог быть).
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.
Начинать обучение творческому рассказу лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме на 8 марта»).
Приёмы обучения творческому рассказыванию зависят от умения детей, задач обучения и вида рассказа.
В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший приём- рассказывание детей вместе с педагогом по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу педагог «сочиняет» вместе с детьми.
С целью развития творческих умений рекомендуется такой приём, как придумывание детьми продолжения авторского текста. После чтения и пересказывания рассказа педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.
Наиболее лёгким принято считать придумывание продолжения и завершение рассказа.
Педагог даёт образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, познакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.
Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приёмов активного руководства творческим рассказыванием,
облегчающим ребёнку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи. План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребёнок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику и как закончить рассказ.
Продумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - самое трудное задание. Использование этого приёма возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чём можно придумать рассказ, предлагает придумать название будущего рассказа и составить план. Педагог даёт начало рассказа.
Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ёжиком». Необходим определённый уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром мультфильмов, презентаций.
Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективным считается такая последовательность обучения описанию природы: наблюдения; рассматривание
художественных картин и сравнение красоты изображённого с живой действительностью; описание объектов природы по представлению; описывание природы, обобщая свои знания.
Помощь детям оказывает образец педагога.
Интересны описания миниатюры (О.С.
Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне
и лексических упражнений детям предлагают
рассказать о природе весной.
Примеры упражнений: «Как можно сказать о
весне? (Весна - красна, жарка, весна- зелена, тёплая,
солнечная). Какая трава весной? (Зелёная, нежная
трава-мурава, травка шепчет, мягкая травушка-
муравушка, росистая, трава - шёлкова, мягкая, как
«Фантазия является ещё одной творческой способностью нашей психики» Альфред Адлер |
одеяло)».
Дети также сочиняют стихи, загадки,
небылицы, считалки. Они просят давать им слова для
рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные
(нитка - в пруду есть улитка, дом - в реке живёт сом).
Особую роль в умственном и речевом развитии
детей играют загадки. Систематическое знакомство
детей с литературными и народными загадками, анализ
художественных средств загадок, специальные
словарные упражнения создают условия для
самостоятельного сочинения детьми загадок.
Ещё Е.И.Тихеева писала, что живое слово,
образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное
стихотворение, народная песня должны царить
в детском саду и готовить ребёнка к дальнейшему
более глубокому художественному восприятию.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лаптева О. Ю. Формирование связной речи детей дошкольного возраста через обучение творческому (фантазийному) рассказыванию // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/119642-buklet-formirovanie-svyaznoj-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-cherez-obuchenie-tvorcheskomu-fantazijnomu-rasskazyvaniyu (дата обращения: 22.11.2024)- Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 3-4 лет
- Методические рекомендации по формированию интереса к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания
- Актуальные проблемы дошкольного образования
- Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста
- Лечение любовью
- Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социально-значимыми объектами села
- Картотека игр по развитию мелкой моторики у дошкольников
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3759 пользователей.
Отзывы