"Экспериментирование в детском саду"
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментально- исследовательскую деятельность.
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.
Цель экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи :
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние воды);
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ
при соединении, «реакция» и их влияние на свойства других предметов);
- развитие представлений о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха;
- развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счете).
2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов (оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);
3.Развитие умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность.
Формы и методы:
Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы; “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это Положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывав у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Затем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
- целевые прогулки экскурсии
Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т.д.)
Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой...
Методы: - Словесный (беседа)
- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт (« Радуга в комнате», различные брошюры и книги),
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
- практический (опыты)
Опыт используется как способ решения познавательной задачи
Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий.....убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:/дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.
В связи с важностью экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду к развитию личности ребенка в группе создана предметно - развивающая среда, которую строим на принципе доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия
В нашем экспериментальном уголке имеется основное оборудование:
- увеличительное стекло, весы (безмен), песочные часы, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы;
- природные материал: камешки, глина, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, семена и т.д.
- бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т.д.
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие.
прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла и т.д
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
На занятие «Воздух - невидимка» дети самостоятельно находили разными способами воздух (набирали воздух в полиэтиленовые пакеты, надували шарики, наблюдали пузырьки воздуха в воде, пускали мыльные пузыри...)
На занятии «Волшебница вода» мы с детьми проводили эксперимент по изменению окраски, вкуса, запаха воды, замораживали воду в разных формах и делали соответствующие выводы.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Башушкова Е. В. "Экспериментирование в детском саду" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/123503-eksperimentirovanie-v-detskom-sadu (дата обращения: 14.11.2024)- Овощи
- Здравствуй, осень
- Комнатные растения
- Коммуникативные игры для дошкольников
- С юбилеем, родной Зерноград
- Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя
- Круг детского чтения