Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем предметам.

Главной задачей дошкольного детства является всестороннее развитие личности ребенка, и от использования конкретных форм деятельности во многом зависит успешность данного процесса. Развитие речи тесно связано с сенсорными способностями ребенка, которые обусловливают значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать предметную среду.

Проблема развития речи детей остается одной из актуальных в педагогической теории и практике. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая и специальная (коррекционная) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия, создаются эффективные программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной из которых является ЛЕГО-технология.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Работая с детьми с ОНР и, сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Для развития речи детей мы используем различные методы, приемы, технологии – беседы, рассказы, наблюдения, рассматривание, мнемотехника и др. В нашей коррекционной работе с детьми большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Помимо традиционных методик обучения, в коррекционной работе нами было решено использовать конструктор ЛЕГО.

Конструктор ЛЕГО позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Методика обучения LEGO-игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым. На сегодняшний день LEGO технология – одна из самых известных и распространенных педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно–игровую среду обучения и развития ребенка. Логопеды и педагоги отмечают, что внедрение в практическую работу с детьми наборов LEGO позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психо-коррекции, обучении и воспитании. В качестве базовых способов организации работы с применением LEGO-технологий принято выделять конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предваряющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию, интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал, готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания.

При работе над составлением описательного рассказа тщательная детализация построения способствует более полному и глубокому формированию образа объекта изучения.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

  • С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не боясь испортить.
  • Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
  • При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает «ситуацию успеха».
  • В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
  • Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
  • Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  • Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
  • Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола.

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует: развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем; формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов); формированию и развитию правильного длительного выдоха; постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова); формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь; овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных); формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма; развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления); тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:

1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.

2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.

3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.

4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.

5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.

Основные принципы использования LEGO-технологий:

  • доступность и наглядность материала;
  • систематичность и последовательность обучения и воспитания;
  • работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей.
  • личностно ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)

В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, опираясь на использование интегрированных принципов, она объединяет в себе как элементы игры, так и элементы непосредственного экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Следует подчеркнуть, что работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Все это помогает лучшему усвоению не только коррекционного, но и основного материала, предполагаемого в рамках основной образовательной программы.

Этапы развития способностей к конструированию:

1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.

2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.

3. Самостоятельно конструировать.

4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

6. Определять назначение получившегося изделия.

Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает: мышление:  (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать); концентрацию внимания; мелкую моторику; умение следовать образцу; пространственное воображение; способность видеть разные способы создания образов и построек; добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

Таким образом, использование LEGO-технологии в коррекционном образовательном процессе с детьми с ОНР позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчестваю; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Работа по развитию речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания.

Список информационных источников

1.     Карпова Н.Л. "Основы личностно-направленной логопсихотерапии",

М., 1997 г.

2.     Комарова Л.Г. Строим из LEGO - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

3.     Лендрет Г.Л. "Игровая терапия: искусство отношений", М., 1994 г.

4.     Конструируем: играем и учимся Lego Dacta - материалы развивающего обучения дошкольников. ИНТ. М.,1997.

5.     Лусс .Т. В. Леготерапия /Сост. И.М. Минаев.-М. «Сопричастность». - М. 2002. - С. 316-318.

 

6.     Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО - М., «Владос», 2003.

7.      Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование - М.. 1999

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
МБДОУ №85 "Малиновка", воспитатель
Соавтор: Чемакина Наталья Николаевна
МБДОУ №85 "Малиновка", воспитатель
Дата публикации: 23.10.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Дорофеева О. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/124769-ispolzovanie-lego-konstruirovaniya-v-korrektsionnoj-rabote-s-detmi-s-onr (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию