Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Развитие речи детей в подготовительной группе

Консультация для родителей

«Развитие речи детей в подготовительной группе»

Время до начала школьного обучения пролетает незаметно. Когда дети поступают в 1 класс, их ждет собеседование и тестирование с участием школьного психолога и учителей. При этом специалисты обращают особое внимание на уровень речевых навыков малыша: как он рассуждает, объясняет свои мысли и аргументирует, как формирует предложения и согласовывает в них слова, а также насколько разнообразен и богат его словарный запас. К моменту поступления в школу речь ребенка должна быть грамотной, понятной, выразительной, осмысленной и богатой — это своего рода идеал.

Однако реальность зачастую выглядит иначе. В нашем современном мире дети всё меньше времени проводят в обществе своих родителей и все больше времени за компьютерами, у телевизоров или с игрушками. Эти изменения отрицательно сказываются на их речевом развитии. Дети редко слушают сказки и истории, рассказанные мамами и папами, а развивающие речевые занятия в домашних условиях становятся настоящей редкостью. В результате к моменту поступления в школу возникают серьезные проблемы с речью.

Важно, чтобы родители осознали, что активное участие в речевом развитии ребенка — это не просто полезная привычка, а необходимость. Привлечение детей к чтению, обсуждение прочитанного, создание мелких рассказов и игр со словами помогут создать и укрепить языковую базу. Все это станет основой успешного обучения и коммуникации в будущем, так как хорошо развитая речь открывает двери к новым знаниям и возможностям. Давайте рассмотрим, с какими трудностями могут столкнуться дети перед поступлением в школу:

  • Односложная речь: Дети часто обходятся простыми, короткими фразами, что ограничивает их выразительность;
  • Простые предложения: Речь состоит преимущественно из примитивных предложений, что не способствует развитию связного и глубокого мышления;
  • Бедный словарный запас: У детей может быть недостаточно разнообразный словарный запас, что затрудняет их общение;
  • Слова-паразиты: Частое использование вводных слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки, делает речь менее ясной;
  • Нелитературная лексика: Из-за просмотра телепередач для взрослых дети могут перенимать неуместные слова и выражения, что ухудшает качество общения;
  • Сложности в составлении рассказов: Невозможность создать сюжет или описательный рассказ на предложенную тему, а также пересказ текста может стать серьезной проблемой;
  • Логические объяснения: Дети могут не уметь логически аргументировать свои мысли и идеи;
  • Не выразительная речь: Отсутствие интонации и выразительности при общении. Дети зачастую не используют различные интонационные оттенки, такие как грусть, восторг или скорость речи, что делает их общение менее насыщенным;
  • Проблемы с дикцией: Невозможность правильно произносить звуки затрудняет письмо и может негативно сказаться на их письменной речи в будущем.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
 1. Акцент на рассказывание: Важное место занимает составление творческих рассказов, создание рассказов по изображениям или сериям картин, а также пересказы прочитанных текстов.

2. Разучивание стихов: Это занятие способствует развитию выразительности и тренировке памяти. Участвуя в «Конкурсе чтецов», дети учатся не стесняться во время выступлений в школе.

3. Улучшение звукопроизношения: Для этого мы используем скороговорки и чистоговорки, которые помогают детям правильно произносить звуки.

4. Загадки и их разгадки: Дети обожают отгадывать и загадывать загадки. Это занятие развивает умение делать выводы, анализировать и мыслить. Важной частью этого процесса является обсуждение: нужно спрашивать детей, как они догадались до ответа и почему.

5. Учеба через игру: Исследования показывают, что обучение через игру происходит гораздо быстрее. Дети хотят ощущать себя сильными, умными и смелыми, стремятся к творчеству и действию, а взрослые для них выступают не только в качестве наставников, но и товарищей. Однако зачастую взрослые не умеют организовывать игры или подбирать подходящие занятия для детей, учитывая их возрастные и психологические особенности. Игры родителям на заметку:

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Еда — очистки — пища;

Труд — завод — работа;

Танец — пляска — песня;

Бежать — мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;

Бестолковый — маленький — глупый;

Смешной — большой — огромный.

«Два приятеля»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький, смелый — (храбрый, прекрасный — (красивый) и т. д.

«Семейная олимпиада»

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой? «, «какая? «, «какое? «, «какие? «. Например: трава (какая она) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

«Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое) .

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая) .

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая) .

Ведро синее, а ведерко … (синенькое) .

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое) .

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький) .

Дом низкий, а домик … (низенький) .

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая) .

«Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку) .

Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой) .

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге) .

Поезд едет по (дороге, воде, рельсам) .

Что можно и нужно делать дома для поддержки речевого развития ребенка:

1. Следите за своей речью: Когда общаетесь с ребенком, обращайте внимание на четкость и внятность своей речи. Разговаривайте спокойным и доброжелательным тоном. Учтите, что ребенок учится говорить, подражая вам, поэтому важно использовать правильные слова и грамматические конструкции.

2. Регулярное общение: Общайтесь с ребенком как можно чаще. Если вы заметили, что у него возникают трудности с речью, не стесняйтесь обратиться за консультацией к специалистам, таким как логопед, психолог или невропатолог.

3. Относитесь к медицинским рекомендациям спокойно: Если ребенка направляют к психиатру, не пугайтесь. Психиатры – это профессионалы, способные помочь в решении различных проблем. Важно быть открытыми к возможной помощи.

4. Чтение вслух: Регулярно читайте ребенку, особенно перед сном. Это помогает расширить его словарный запас, знакомит с новыми выражениями и развивает слух. При чтении старайтесь произносить слова четко и выразительно, обсуждая содержание книги или рассказа с ребенком.

5. Позитивные фразы: Обратите внимание на то, как часто вы говорите ребенку поддерживающие и любовные фразы, такие как:

   - «Ты самый любимый!»

   - «Ты способен на многое!»

   - «Как бы мы без тебя обошлись!»

   - «Иди ко мне!»

   - «Садись с нами!»

   - «Я помогу тебе!»

   - «Я радуюсь твоим успехам!»

   - «Расскажи мне, что с тобой происходит!»

Любите своих детей и оказывайте им поддержку. Ваша забота и внимание — это самое ценное, что вы можете дать им!

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель МДОУ "Детский сад №122"
Дата публикации: 26.01.2025
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Горелова М. Н. Развитие речи детей в подготовительной группе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/126891-razvitie-rechi-detej-v-podgotovitelnoj-gruppe (дата обращения: 30.03.2025)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию