Развитие речи детей в подготовительной группе
Консультация для родителей
«Развитие речи детей в подготовительной группе»
Время до начала школьного обучения пролетает незаметно. Когда дети поступают в 1 класс, их ждет собеседование и тестирование с участием школьного психолога и учителей. При этом специалисты обращают особое внимание на уровень речевых навыков малыша: как он рассуждает, объясняет свои мысли и аргументирует, как формирует предложения и согласовывает в них слова, а также насколько разнообразен и богат его словарный запас. К моменту поступления в школу речь ребенка должна быть грамотной, понятной, выразительной, осмысленной и богатой — это своего рода идеал.
Однако реальность зачастую выглядит иначе. В нашем современном мире дети всё меньше времени проводят в обществе своих родителей и все больше времени за компьютерами, у телевизоров или с игрушками. Эти изменения отрицательно сказываются на их речевом развитии. Дети редко слушают сказки и истории, рассказанные мамами и папами, а развивающие речевые занятия в домашних условиях становятся настоящей редкостью. В результате к моменту поступления в школу возникают серьезные проблемы с речью.
Важно, чтобы родители осознали, что активное участие в речевом развитии ребенка — это не просто полезная привычка, а необходимость. Привлечение детей к чтению, обсуждение прочитанного, создание мелких рассказов и игр со словами помогут создать и укрепить языковую базу. Все это станет основой успешного обучения и коммуникации в будущем, так как хорошо развитая речь открывает двери к новым знаниям и возможностям. Давайте рассмотрим, с какими трудностями могут столкнуться дети перед поступлением в школу:
- Односложная речь: Дети часто обходятся простыми, короткими фразами, что ограничивает их выразительность;
- Простые предложения: Речь состоит преимущественно из примитивных предложений, что не способствует развитию связного и глубокого мышления;
- Бедный словарный запас: У детей может быть недостаточно разнообразный словарный запас, что затрудняет их общение;
- Слова-паразиты: Частое использование вводных слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки, делает речь менее ясной;
- Нелитературная лексика: Из-за просмотра телепередач для взрослых дети могут перенимать неуместные слова и выражения, что ухудшает качество общения;
- Сложности в составлении рассказов: Невозможность создать сюжет или описательный рассказ на предложенную тему, а также пересказ текста может стать серьезной проблемой;
- Логические объяснения: Дети могут не уметь логически аргументировать свои мысли и идеи;
- Не выразительная речь: Отсутствие интонации и выразительности при общении. Дети зачастую не используют различные интонационные оттенки, такие как грусть, восторг или скорость речи, что делает их общение менее насыщенным;
- Проблемы с дикцией: Невозможность правильно произносить звуки затрудняет письмо и может негативно сказаться на их письменной речи в будущем.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
1. Акцент на рассказывание: Важное место занимает составление творческих рассказов, создание рассказов по изображениям или сериям картин, а также пересказы прочитанных текстов.
2. Разучивание стихов: Это занятие способствует развитию выразительности и тренировке памяти. Участвуя в «Конкурсе чтецов», дети учатся не стесняться во время выступлений в школе.
3. Улучшение звукопроизношения: Для этого мы используем скороговорки и чистоговорки, которые помогают детям правильно произносить звуки.
4. Загадки и их разгадки: Дети обожают отгадывать и загадывать загадки. Это занятие развивает умение делать выводы, анализировать и мыслить. Важной частью этого процесса является обсуждение: нужно спрашивать детей, как они догадались до ответа и почему.
5. Учеба через игру: Исследования показывают, что обучение через игру происходит гораздо быстрее. Дети хотят ощущать себя сильными, умными и смелыми, стремятся к творчеству и действию, а взрослые для них выступают не только в качестве наставников, но и товарищей. Однако зачастую взрослые не умеют организовывать игры или подбирать подходящие занятия для детей, учитывая их возрастные и психологические особенности. Игры родителям на заметку:
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель — друг — враг;
Грусть — радость — печаль;
Еда — очистки — пища;
Труд — завод — работа;
Танец — пляска — песня;
Бежать — мчаться — идти;
Думать — хотеть — размышлять;
Шагать — сидеть — ступать;
Слушать — глядеть — смотреть;
Трусливый — тихий — пугливый;
Старый — мудрый — умный;
Бестолковый — маленький — глупый;
Смешной — большой — огромный.
«Два приятеля»
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький, смелый — (храбрый, прекрасный — (красивый) и т. д.
«Семейная олимпиада»
Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой? «, «какая? «, «какое? «, «какие? «. Например: трава (какая она) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое) .
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая) .
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая) .
Ведро синее, а ведерко … (синенькое) .
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое) .
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький) .
Дом низкий, а домик … (низенький) .
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая) .
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку) .
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой) .
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге) .
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам) .
Что можно и нужно делать дома для поддержки речевого развития ребенка:
1. Следите за своей речью: Когда общаетесь с ребенком, обращайте внимание на четкость и внятность своей речи. Разговаривайте спокойным и доброжелательным тоном. Учтите, что ребенок учится говорить, подражая вам, поэтому важно использовать правильные слова и грамматические конструкции.
2. Регулярное общение: Общайтесь с ребенком как можно чаще. Если вы заметили, что у него возникают трудности с речью, не стесняйтесь обратиться за консультацией к специалистам, таким как логопед, психолог или невропатолог.
3. Относитесь к медицинским рекомендациям спокойно: Если ребенка направляют к психиатру, не пугайтесь. Психиатры – это профессионалы, способные помочь в решении различных проблем. Важно быть открытыми к возможной помощи.
4. Чтение вслух: Регулярно читайте ребенку, особенно перед сном. Это помогает расширить его словарный запас, знакомит с новыми выражениями и развивает слух. При чтении старайтесь произносить слова четко и выразительно, обсуждая содержание книги или рассказа с ребенком.
5. Позитивные фразы: Обратите внимание на то, как часто вы говорите ребенку поддерживающие и любовные фразы, такие как:
- «Ты самый любимый!»
- «Ты способен на многое!»
- «Как бы мы без тебя обошлись!»
- «Иди ко мне!»
- «Садись с нами!»
- «Я помогу тебе!»
- «Я радуюсь твоим успехам!»
- «Расскажи мне, что с тобой происходит!»
Любите своих детей и оказывайте им поддержку. Ваша забота и внимание — это самое ценное, что вы можете дать им!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Горелова М. Н. Развитие речи детей в подготовительной группе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/126891-razvitie-rechi-detej-v-podgotovitelnoj-gruppe (дата обращения: 30.03.2025)- Обеспечение безопасности детей
- Наблюдение за майским жуком
- Ваши разные дети
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
- Никто не забыт, ничто не забыто
- В здоровом теле - здоровый дух
- Воспитание нравственности у старших дошкольников