Что такое праксис и оральный праксис?
Что такое праксис и оральный праксис?
Все наши определенные движения называются — праксическими. То есть праксис - это и есть движение, действие.
Оральный праксис - это способность выполнять те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляции (подуть, поцокать, надуть щеки).
Зачем это знать?
Оральный праксис лежит в основе артикуляции. От качества и объема оральных навыков во многом зависит правильное усвоение звукопроизношения.
Как выявить нарушения?
Чтобы обследовать оральный праксис, мы выполняем различные артикуляционные упражнения.
- «Улыбка-трубочка» – растянуть губки в улыбке, затем собрать в трубочку, под счет.
- «Толстячок-худышка» - надуть щеки, затем втянуть в себя, под счет
- «Конфетка» - спрятать кончик язычка за одну щечку, затем за другую
- «Лопатка- Иголочка» -высунуть язычок сделать лопаткой, затем иголочкой, под счет с чередованием.
- «Качели» -поднимаем широкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю
- «Часики» -кончик язычка поместить сначала вправо затем влево.
Нарушения орального праксиса обычно встречаются у детей с артикуляционной диспраксией, дизартрией и нередко при моторной алалии.
На что еще влияет оральный праксис?
Если у ребенка есть нарушение орального праксиса, ему будет сложно хмуриться, улыбаться, или улыбка будет слабо выражена, двигать бровями, так же когда совсем сложно выполнять упражнения, описанные выше.Если есть нарушения орального праксиса в губах, то у ребенка будут нарушены губные звуки, такие как: М, Н, П, Б, У, Ф, В. В этом случае можно применять различные артикуляционные упражнения, направленные на развитие подвижности губных мышц, такие как «Дудочка», «Лягушка», «Забор» и тд.Если есть нарушения орального праксиса в языке, то нарушение будут во всех остальных звуках. В этом случае так же можно использовать артикуляционную гимнастику на подвижность языка. Артикуляционная гимнастика помогает развивать четкость движения, чтобы ребенок произносил звуки правильно, и в дальнейшем мог использовать их в речи.
Артикуляционная диспраксия — неумение выполнять определенные движения языком, губами, ртом, у ребенка не получается переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
Как отличить дизартрию от артикуляционной диспраксии
Приведем несколько ярких отличий:
- При диспраксии ребенку сложно удерживать артикуляционный уклад, для какого-то звука.
- Дизартрия – это всегда нарушение тонуса языка, при диспраксии крайне редко нарушение тонуса языка.
- Слоговая структура слова, при дизартрии может упрощаться, так как не хватает воздуха, а при диспраксии часто бывают повторы или перестановка слогов в слове.
- При дизартрии речь воспринимается, как будто «каша во рту», при диспраксии сложность в целенаправленном переключении.
- При дизартрии наблюдается всегда нарушение темпа, ритма речи, при диспраксии, темп и ритм в большинстве случаев сохранен.
Логопедическая работа над оральным (артикуляционным) праксисом - это одна из основных частей коррекции речи.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Блинова Т. А. Что такое праксис и оральный праксис? // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/128536-chto-takoe-praksis-i-oralnyj-praksis (дата обращения: 11.05.2025)- Игры и игрушки для детей 4 лет
- Конфликтные ситуации в детском коллективе
- Проект 23 февраля
- Использование новых техник в речевом развитии дошкольников
- Потребность и использование компьютера в ДОУ
- Патриотическое воспитание дошкольников
- Почитай мне, мама, книжку