Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Актуальность работы по формированию нравственных качеств дошкольников

Актуальность работы по формированию нравственных качеств дошкольников.
Старший воспитатель Пудова О.Ф.
СП ГБОУ СОШ №8
детский сад №4
г.о.Отрадный

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по патриотическому воспитанию детей. Основная цель патриотического воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи патриотического воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
Одним из направлений нашего детского сада является патриотическое воспитание детей. Наш детский сад является одной из площадок Лаборатории научно-методического сопровождения по формированию этических и нравственных качеств личности. С 2011года в нашем детском саду работает творческая группа под руководством кандидата педагогических и психологических наук Наумовой Натальи Валентиновны. Педагоги ДОУ работали над созданием программы по формированию духовно-нравственной личности дошкольника.
Прежде чем приступить к созданию данной программы педагоги ДОУ в течение года проводили масштабное научно-теоретическое исследование этого вопроса. Педагогическим коллективом ДОУ были изучены правовые основы, исторические и религиозные предпосылки, философские и культурологические взгляды, отечественная и мировая практика психолого-педагогического воздействия по формированию новых качеств и развитию ребенка в данном направлении. Такой столь серьезный исследовательский подход стал научной новизной в реализации практико-ориентированной программы.
Данная программа является комплексной, что повышает её практическую значимость.
Педагогами ДОУ к программе подобран комплекс психолого-педагогической диагностики. Позволяющей отслеживать изменения во многих областях личности от развития вербального и невербального интеллекта, совершенствования эмоциональной сферы, социализации ребенка и до выявления знаньевого компонента по данной тематике.
Основные принципы работы детского сада по формированию патриотических качеств дошкольника следующие:
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
II. Принципы отбора содержания образования.
III. Принципы организации непосредственно образовательной деятельности.
Таким образом, в работе прослеживается несколько направлений:
1. Духовно-образовательное
2. Воспитательно-оздоровительное
3. Культурно-познавательное
4. Нравственно-трудовое
Педагогическая работа Пудовой О.Ф. совместно с педагогами ДОУ представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок – семья».
В этой работе предусматривается распределение направлений по формированию нравственных качеств дошкольника по пяти блокам:
1 блок - «Моя семья»
2 блок - «Родной город»
3 блок - «Родная природа»
4 блок - «Родная культура»
5 блок - «Родная страна»
Каждая из этих тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка.
Систему работы по формированию нравственных качеств дошкольника можно представить следующим образом:
семья→детский сад→родная улица→ родной город→родная страна.
В данном экспериментировании использовались следующие методические формы: беседа, наблюдение, рефлексия, анкетирование, анализ продуктов деятельности, лонгитюдное наблюдение.
В программе предусмотрены и ожидаемые результаты. Они следующие:
- усвоенные ребенком добродетелей, направленность и открытость его к добру, к высоким идеалам;
- позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
- сформированная потребность проявлять сострадание и сорадование;
- сформированное психо-эмоциональное благополучие ребенка;
- привитое чувство патриотизма,
- усвоенные знания по историческому прошлому своей земли, русского государства, государственных символов, жизнью русских героев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли,
- приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимания своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
- сформированная ответственность за свои дела и поступки у воспитанников;
- повышение педагогической компетентности педагогов по организации работы по духовно-нравственному воспитанию;
- ознакомление родителей с основами педагогики и психологии,
- формирование представлений у родителей, о формах традиционного семейного уклада.
Главный результат должен включать в себя наиболее полное усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию им зла.
Итак, работа по этому направлению в практической деятельности, позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, сформировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.
Данные педагогические условия адекватны и целесообразны для моделирования духовно-нравственной сферы личности дошкольника.
Правильно подобранные педагогические условия позволяют не только моделировать нравственный потенциал дошкольников, но и помогает в общем развитии детей-дошкольников: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом.
Обязательно должны выполняться условия совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Достоинством работы педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию является разнообразие методов работы с детьми и родителями. Материалом для реализации работы по данному направлению с воспитанниками ДОУ служат: факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно – нравственного содержания, рукоделие и все виды творческой, художественной деятельности детей, проведение совместных праздников, просмотр слайд – фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, экскурсии, целевые прогулки по городу, в парк. Детская благотворительность, тематические вечера эстетической направленности, постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания, творческие вечера, организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Психологическим инструментарием для эффективности реализации данной работы по нравственному воспитанию служат различные проективные методики.
Психологический мониторинг педагоги ДОУ применили в начале и конце учебного года. Психологический мониторинг состоит из теста Векслера, проективных методик «Моя семья», «Несуществующее животное», «Я и мой детский сад», «Лесенка самооценки»
Сюда они включили педагогический инструментарий: опросник для взрослых (родители и педагоги), опросник для детей.
Итак, педагогами детского сада создан комплекс психолого-педагогической диагностики, которая позволяет сопровождать процесс реализации работы по формированию духовно- нравственных качеств у дошкольников.
Предваряя работу по формированию духовно- нравственных качеств у дошкольников, коллектив детского сада №4 исследовала эту проблематику теоретически с различных научных точек зрения.
В начале проведения эксперимента в первых числах сентября 2012 года был проведен педагогический совет «Формирование нравственной личности дошкольника», на котором педагогами ДОУ были выработаны основные направления по проведению экспериментальной работы. После педагогического совета психолого-педагогической комиссией д/с №4 были намечены сроки проведения диагностического обследования воспитанников старшей и подготовительной групп. Наряду с проведением диагностики дошкольников по плану проведения экспериментальной работы во второй половине дня специалисты и воспитатели проводили занятия духовно-нравственного, патриотического характера. Это и тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), и постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания, и творческие вечера.
Так же 1 раз в месяц педагогами детского сада проводилась работа с родителями. Формы работы с родителями менялись, чтобы их увлечь и привлечь к совместной работе. Проводились открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов; индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Так продолжалась работа до мая 2013 года. В мае педагогами ДОУ была проведена заключительная психолого-педагогическая диагностика, которая показала высокие результаты и хорошую динамику. Дети имеют навыки, знания, свободно владеют понятием доброта, толерантность, прослеживалось позитивное отношение ребенка к окружающим людям и самому себе.
Таким образом, эмпирическое исследование работы по нравственному воспитанию дошкольников нашего детского сада способствует:
• объединению усилий педагогов и родителей в решении воспитательно-образовательных задач по формированию нравственных качеств у дошкольников;
• повышению уровня подготовки родителей в вопросах нравственного воспитания детей; расширению опыта общения родителей с детьми в семейно-бытовой и досуговой деятельности; возрождению традиций и ценностей в семьях воспитанников;
• созданию развивающей среды в ДОУ: повышению компетенций педагогов по данному вопросу и обогащение педагогическими технологиями НОД.
Сравнительный анализ результатов на начало и на конец проведения эксперимента показал следующую динамику:

Сравнительная таблица результатов обследования
по проективной методике «Я и мой детский сад»
сентябрь 2012 г. май 2013г.
Старшая группа Подготовит. группа Старшая группа Подготовит. группа
Взаимопонимание 41% 45% 43% 47%
Некомфортные отношения 17% 9% 14% 5%
Комфортные отношения 42% 46% 43% 48%
Рисунок I.
Результаты психологического исследования дошкольников за сентябрь 2012 г. И май 2013 г. (проективная методика «Я и мой детский сад»)
Анализ данных свидетельствует о динамике развития уровня комфортности у воспитанников, связанного с детским садом. И в старшей и в подготовительной группе отмечается рост на 2% количества детей, которые отмечают наличие взаимопонимания в отношениях. Незначительно, но возросло количество детей с уровнем комфортных отношений ( на 1% и 2% соответственно). Стоит отметить, что значительно снизился показатель по количеству детей с уровнем некомфортных отношений - 3% в старшей группе и 4% в подготовительной группе.
Сравнительная таблица результатов обследования
по проективной методике «Моя семья»
сентябрь 2012 г. май 2013г.
Старшая группа Подготовит. группа Старшая группа Подготовит. группа
Комфортные отношения 4% 19% 8% 24%
Средняя комфортная обстановка 22% 46% 29% 51%
Некомфортные отношения 74% 35% 63% 25%
Рисунок II.
Результаты психологического исследования дошкольников за сентябрь 2012 г. и май 2013 г. (проективная методика «Моя семья»)
Видно, что полученные результаты свидетельствуют о положительных изменениях в сфере детско - родительских отношений. Данные таблицы наглядно демонстрируют положительную динамику развития комфортных отношений в семьях воспитанников старшей и подготовительной групп (на 4% и 5% соответственно), а также снижение количества детей, отмечающих некомфортные отношения - на 11% в старшей группе и на 10% в подготовительной группе.
Сравнительная таблица результатов обследования
самооценки по методике «Лесенка»
сентябрь 2012 г. май 2013г.
Старшая группа Подготовит. группа Старшая группа Подготовит. группа
Адекватная самооценка 0% 0% 11% 14%
Завышенная самооценка 92% 95% 84% 83%
Заниженная самооценка 8% 5% 5% 3%
Рисунок IV.
Результаты психологического исследования дошкольников за сентябрь 2012 г. и май 2013 г. (методика «Лесенка»)
Из приведенной таблицы прослеживается то, что на начало эксперимента большинство детей имели завышенную (92%) и заниженную (8%) самооценку. На конец эксперимента увеличилось количество дошкольников, которые могут себя адекватно оценивать. Таких детей 11% в старшей группе и 14 % в подготовительной группе. Снизилось количество детей, имеющих завышенную и заниженную самооценку - на 8% и на 3% соответственно в старшей группе, и на 12% и 2 % в подготовительной.
Сравнительный анализ результатов психологического исследования дошкольников показал следующие результаты:
-агрессивные тенденции у воспитанников снизились на 7%, проявления тревожности на 3%. Дошкольников с неадекватной самооценкой стало на 12% меньше. В сентябре 2012 года 10-15% детей не имели признаков агрессии, тревожности и имели адекватную самооценку. В мае количество таких детей увеличилось на 18% (см. рисунок I);
для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка, при сравнительном анализе можно увидеть снижение категории данных детей до 3% (см. рисунок III);
-можно увидеть из показателей таблицы, что у старших дошкольников в результате реализации данной программы стали более комфортнее отношения в группе (на 5%) и улучшилось взаимопонимание с воспитателями. Если в начале учебного года 17 и 9% дошкольников не чувствовали себя комфортно в детском саду, взаимопонимание отсутствовало, отношения в системе ребенок-воспитатель не налажено, то в мае процент таких детей снизился до 14 и 5% (см. рисунок II). Анкетирование родителей и педагогов по духовно-нравственному воспитанию
Анкетирование родителей и педагогов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию
Цель: Изучить отношение родителей к проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания.
В анкетировании принимало участие 44 человека. Анкета носила анонимный характер. По результатам было выявлено следующее:
- 70 % родителей считают, что у ребёнка необходимо воспитывать духовно-нравственные качества;
- 30% родителей затрудняются при ответе на данный вопрос;
- 72% ответили, что достаточно хорошо знают особенности своего города, края;
- 20 % от числа опрашиваемых родителей совершают с детьми совместные прогулки, экскурсии, выезды за город;
- 10% родителей ответили утвердительно, что их дети знакомы с некоторыми достопримечательностями города;
- 43% воспитывались в семейных традициях, но в своей семье уделяют мало внимания этому вопросу;
- 8% поддерживают традиции своих предков и привлекают своих детей;
- 87% утверждают, что закладывать предпосылки гражданских качеств надо тогда, когда у ребёнка формируется личность;
- 96% высказали своё мнение о необходимости создания условий для эффективной организации работы с детьми по нравственному воспитанию;
Результаты ответов свидетельствуют о том, что воспитание нравственной личности очень важно и необходимо в дошкольном возрасте, однако на сегодняшний день в семье уделяют этому недостаточно внимания.
Из педагогических рекомендаций можно предложить - повысить уровень культуры и знаний родителей. Обеспечить совместную работу ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию.
На начало проведения эксперимента у старших дошкольников в той или иной мере проявлялись признаки агрессии, повышенная тревожность, были выявлены признаки некомфортных отношений как в детском саду, так и в семье. Большинство детей не имело адекватной самооценки, а 2% детей имели низкий показатель общего интеллектуального развития.
На конец проведения эксперимента произошло значительное снижение количества детей с признаками агрессии, имеющих повышенную тревожность, наличие некомфортных отношений в детском саду. Также снизился процент количества воспитанников с завышенной или заниженной самооценкой. Возросло количество детей с высоким уровнем общего интеллектуального показателя и снизилось количество низкой нормы ОИП.
В реализации данной работы педагогами ДОУ был проведен Окружной семинар: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях детского сада».Были проведены педсоветы на данную тему в детском саду: «Что такое толерантность?», «Приобщение дошкольников к русской народной культуре.», «Как растить патриота?», «Все мы родом из детства» и.д.р.
Патриотическое воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
В дальнейшем педагогами детского сада планирует большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки - передвижки, выпуск газет; в ближайшей перспективе и создание православной библиотеки для родителей и педагогов (детской и взрослой).
Педагоги детского сада планируют апробировать новые формы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей.
- Во-первых, это совместное посещение родителей с детьми Храма, экскурсия, знакомство с внутренним устройством, а в дальнейшем и совместные посещения богослужений;
- Проведение совместных учебных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов)

- Шире использовать совместный труд родителей и детей на участке детского сада (уборка, строительство горок, посадка деревьев и т.д.).
Общая перспектива работы педагогов ДОУ детского сада №4г.о.Отрадный по патриотическому воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию патриотического содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
старший воспитатель СП ГБОУ СОШ №8 детский сад№4 г.о.Отрадный
Дата публикации: 18.05.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Пудова О. Ф. Актуальность работы по формированию нравственных качеств дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/28355-aktualnost-raboty-po-formirovaniyu-nravstvennykh-kachestv-doshkolnikov (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию