Актуальность работы по формированию нравственных качеств дошкольников
Актуальность работы по формированию нравственных качеств дошкольников.
Старший воспитатель Пудова О.Ф.
СП ГБОУ СОШ №8
детский сад №4
г.о.Отрадный
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по патриотическому воспитанию детей. Основная цель патриотического воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи патриотического воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
Одним из направлений нашего детского сада является патриотическое воспитание детей. Наш детский сад является одной из площадок Лаборатории научно-методического сопровождения по формированию этических и нравственных качеств личности. С 2011года в нашем детском саду работает творческая группа под руководством кандидата педагогических и психологических наук Наумовой Натальи Валентиновны. Педагоги ДОУ работали над созданием программы по формированию духовно-нравственной личности дошкольника.
Прежде чем приступить к созданию данной программы педагоги ДОУ в течение года проводили масштабное научно-теоретическое исследование этого вопроса. Педагогическим коллективом ДОУ были изучены правовые основы, исторические и религиозные предпосылки, философские и культурологические взгляды, отечественная и мировая практика психолого-педагогического воздействия по формированию новых качеств и развитию ребенка в данном направлении. Такой столь серьезный исследовательский подход стал научной новизной в реализации практико-ориентированной программы.
Данная программа является комплексной, что повышает её практическую значимость.
Педагогами ДОУ к программе подобран комплекс психолого-педагогической диагностики. Позволяющей отслеживать изменения во многих областях личности от развития вербального и невербального интеллекта, совершенствования эмоциональной сферы, социализации ребенка и до выявления знаньевого компонента по данной тематике.
Основные принципы работы детского сада по формированию патриотических качеств дошкольника следующие:
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
II. Принципы отбора содержания образования.
III. Принципы организации непосредственно образовательной деятельности.
Таким образом, в работе прослеживается несколько направлений:
1. Духовно-образовательное
2. Воспитательно-оздоровительное
3. Культурно-познавательное
4. Нравственно-трудовое
Педагогическая работа Пудовой О.Ф. совместно с педагогами ДОУ представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок – семья».
В этой работе предусматривается распределение направлений по формированию нравственных качеств дошкольника по пяти блокам:
1 блок - «Моя семья»
2 блок - «Родной город»
3 блок - «Родная природа»
4 блок - «Родная культура»
5 блок - «Родная страна»
Каждая из этих тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка.
Систему работы по формированию нравственных качеств дошкольника можно представить следующим образом:
семья→детский сад→родная улица→ родной город→родная страна.
В данном экспериментировании использовались следующие методические формы: беседа, наблюдение, рефлексия, анкетирование, анализ продуктов деятельности, лонгитюдное наблюдение.
В программе предусмотрены и ожидаемые результаты. Они следующие:
- усвоенные ребенком добродетелей, направленность и открытость его к добру, к высоким идеалам;
- позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
- сформированная потребность проявлять сострадание и сорадование;
- сформированное психо-эмоциональное благополучие ребенка;
- привитое чувство патриотизма,
- усвоенные знания по историческому прошлому своей земли, русского государства, государственных символов, жизнью русских героев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли,
- приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимания своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
- сформированная ответственность за свои дела и поступки у воспитанников;
- повышение педагогической компетентности педагогов по организации работы по духовно-нравственному воспитанию;
- ознакомление родителей с основами педагогики и психологии,
- формирование представлений у родителей, о формах традиционного семейного уклада.
Главный результат должен включать в себя наиболее полное усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию им зла.
Итак, работа по этому направлению в практической деятельности, позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, сформировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.
Данные педагогические условия адекватны и целесообразны для моделирования духовно-нравственной сферы личности дошкольника.
Правильно подобранные педагогические условия позволяют не только моделировать нравственный потенциал дошкольников, но и помогает в общем развитии детей-дошкольников: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом.
Обязательно должны выполняться условия совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Достоинством работы педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию является разнообразие методов работы с детьми и родителями. Материалом для реализации работы по данному направлению с воспитанниками ДОУ служат: факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно – нравственного содержания, рукоделие и все виды творческой, художественной деятельности детей, проведение совместных праздников, просмотр слайд – фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, экскурсии, целевые прогулки по городу, в парк. Детская благотворительность, тематические вечера эстетической направленности, постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания, творческие вечера, организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Психологическим инструментарием для эффективности реализации данной работы по нравственному воспитанию служат различные проективные методики.
Психологический мониторинг педагоги ДОУ применили в начале и конце учебного года. Психологический мониторинг состоит из теста Векслера, проективных методик «Моя семья», «Несуществующее животное», «Я и мой детский сад», «Лесенка самооценки»
Сюда они включили педагогический инструментарий: опросник для взрослых (родители и педагоги), опросник для детей.
Итак, педагогами детского сада создан комплекс психолого-педагогической диагностики, которая позволяет сопровождать процесс реализации работы по формированию духовно- нравственных качеств у дошкольников.
Предваряя работу по формированию духовно- нравственных качеств у дошкольников, коллектив детского сада №4 исследовала эту проблематику теоретически с различных научных точек зрения.
В начале проведения эксперимента в первых числах сентября 2012 года был проведен педагогический совет «Формирование нравственной личности дошкольника», на котором педагогами ДОУ были выработаны основные направления по проведению экспериментальной работы. После педагогического совета психолого-педагогической комиссией д/с №4 были намечены сроки проведения диагностического обследования воспитанников старшей и подготовительной групп. Наряду с проведением диагностики дошкольников по плану проведения экспериментальной работы во второй половине дня специалисты и воспитатели проводили занятия духовно-нравственного, патриотического характера. Это и тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), и постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания, и творческие вечера.
Так же 1 раз в месяц педагогами детского сада проводилась работа с родителями. Формы работы с родителями менялись, чтобы их увлечь и привлечь к совместной работе. Проводились открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов; индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Так продолжалась работа до мая 2013 года. В мае педагогами ДОУ была проведена заключительная психолого-педагогическая диагностика, которая показала высокие результаты и хорошую динамику. Дети имеют навыки, знания, свободно владеют понятием доброта, толерантность, прослеживалось позитивное отношение ребенка к окружающим людям и самому себе.
Таким образом, эмпирическое исследование работы по нравственному воспитанию дошкольников нашего детского сада способствует:
• объединению усилий педагогов и родителей в решении воспитательно-образовательных задач по формированию нравственных качеств у дошкольников;
• повышению уровня подготовки родителей в вопросах нравственного воспитания детей; расширению опыта общения родителей с детьми в семейно-бытовой и досуговой деятельности; возрождению традиций и ценностей в семьях воспитанников;
• созданию развивающей среды в ДОУ: повышению компетенций педагогов по данному вопросу и обогащение педагогическими технологиями НОД.
Сравнительный анализ результатов на начало и на конец проведения эксперимента показал следующую динамику:
Сравнительная таблица результатов обследования
по проективной методике «Я и мой детский сад»
сентябрь 2012 г. май 2013г.
Старшая группа Подготовит. группа Старшая группа Подготовит. группа
Взаимопонимание 41% 45% 43% 47%
Некомфортные отношения 17% 9% 14% 5%
Комфортные отношения 42% 46% 43% 48%
Рисунок I.
Результаты психологического исследования дошкольников за сентябрь 2012 г. И май 2013 г. (проективная методика «Я и мой детский сад»)
Анализ данных свидетельствует о динамике развития уровня комфортности у воспитанников, связанного с детским садом. И в старшей и в подготовительной группе отмечается рост на 2% количества детей, которые отмечают наличие взаимопонимания в отношениях. Незначительно, но возросло количество детей с уровнем комфортных отношений ( на 1% и 2% соответственно). Стоит отметить, что значительно снизился показатель по количеству детей с уровнем некомфортных отношений - 3% в старшей группе и 4% в подготовительной группе.
Сравнительная таблица результатов обследования
по проективной методике «Моя семья»
сентябрь 2012 г. май 2013г.
Старшая группа Подготовит. группа Старшая группа Подготовит. группа
Комфортные отношения 4% 19% 8% 24%
Средняя комфортная обстановка 22% 46% 29% 51%
Некомфортные отношения 74% 35% 63% 25%
Рисунок II.
Результаты психологического исследования дошкольников за сентябрь 2012 г. и май 2013 г. (проективная методика «Моя семья»)
Видно, что полученные результаты свидетельствуют о положительных изменениях в сфере детско - родительских отношений. Данные таблицы наглядно демонстрируют положительную динамику развития комфортных отношений в семьях воспитанников старшей и подготовительной групп (на 4% и 5% соответственно), а также снижение количества детей, отмечающих некомфортные отношения - на 11% в старшей группе и на 10% в подготовительной группе.
Сравнительная таблица результатов обследования
самооценки по методике «Лесенка»
сентябрь 2012 г. май 2013г.
Старшая группа Подготовит. группа Старшая группа Подготовит. группа
Адекватная самооценка 0% 0% 11% 14%
Завышенная самооценка 92% 95% 84% 83%
Заниженная самооценка 8% 5% 5% 3%
Рисунок IV.
Результаты психологического исследования дошкольников за сентябрь 2012 г. и май 2013 г. (методика «Лесенка»)
Из приведенной таблицы прослеживается то, что на начало эксперимента большинство детей имели завышенную (92%) и заниженную (8%) самооценку. На конец эксперимента увеличилось количество дошкольников, которые могут себя адекватно оценивать. Таких детей 11% в старшей группе и 14 % в подготовительной группе. Снизилось количество детей, имеющих завышенную и заниженную самооценку - на 8% и на 3% соответственно в старшей группе, и на 12% и 2 % в подготовительной.
Сравнительный анализ результатов психологического исследования дошкольников показал следующие результаты:
-агрессивные тенденции у воспитанников снизились на 7%, проявления тревожности на 3%. Дошкольников с неадекватной самооценкой стало на 12% меньше. В сентябре 2012 года 10-15% детей не имели признаков агрессии, тревожности и имели адекватную самооценку. В мае количество таких детей увеличилось на 18% (см. рисунок I);
для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка, при сравнительном анализе можно увидеть снижение категории данных детей до 3% (см. рисунок III);
-можно увидеть из показателей таблицы, что у старших дошкольников в результате реализации данной программы стали более комфортнее отношения в группе (на 5%) и улучшилось взаимопонимание с воспитателями. Если в начале учебного года 17 и 9% дошкольников не чувствовали себя комфортно в детском саду, взаимопонимание отсутствовало, отношения в системе ребенок-воспитатель не налажено, то в мае процент таких детей снизился до 14 и 5% (см. рисунок II). Анкетирование родителей и педагогов по духовно-нравственному воспитанию
Анкетирование родителей и педагогов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию
Цель: Изучить отношение родителей к проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания.
В анкетировании принимало участие 44 человека. Анкета носила анонимный характер. По результатам было выявлено следующее:
- 70 % родителей считают, что у ребёнка необходимо воспитывать духовно-нравственные качества;
- 30% родителей затрудняются при ответе на данный вопрос;
- 72% ответили, что достаточно хорошо знают особенности своего города, края;
- 20 % от числа опрашиваемых родителей совершают с детьми совместные прогулки, экскурсии, выезды за город;
- 10% родителей ответили утвердительно, что их дети знакомы с некоторыми достопримечательностями города;
- 43% воспитывались в семейных традициях, но в своей семье уделяют мало внимания этому вопросу;
- 8% поддерживают традиции своих предков и привлекают своих детей;
- 87% утверждают, что закладывать предпосылки гражданских качеств надо тогда, когда у ребёнка формируется личность;
- 96% высказали своё мнение о необходимости создания условий для эффективной организации работы с детьми по нравственному воспитанию;
Результаты ответов свидетельствуют о том, что воспитание нравственной личности очень важно и необходимо в дошкольном возрасте, однако на сегодняшний день в семье уделяют этому недостаточно внимания.
Из педагогических рекомендаций можно предложить - повысить уровень культуры и знаний родителей. Обеспечить совместную работу ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию.
На начало проведения эксперимента у старших дошкольников в той или иной мере проявлялись признаки агрессии, повышенная тревожность, были выявлены признаки некомфортных отношений как в детском саду, так и в семье. Большинство детей не имело адекватной самооценки, а 2% детей имели низкий показатель общего интеллектуального развития.
На конец проведения эксперимента произошло значительное снижение количества детей с признаками агрессии, имеющих повышенную тревожность, наличие некомфортных отношений в детском саду. Также снизился процент количества воспитанников с завышенной или заниженной самооценкой. Возросло количество детей с высоким уровнем общего интеллектуального показателя и снизилось количество низкой нормы ОИП.
В реализации данной работы педагогами ДОУ был проведен Окружной семинар: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях детского сада».Были проведены педсоветы на данную тему в детском саду: «Что такое толерантность?», «Приобщение дошкольников к русской народной культуре.», «Как растить патриота?», «Все мы родом из детства» и.д.р.
Патриотическое воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
В дальнейшем педагогами детского сада планирует большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки - передвижки, выпуск газет; в ближайшей перспективе и создание православной библиотеки для родителей и педагогов (детской и взрослой).
Педагоги детского сада планируют апробировать новые формы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей.
- Во-первых, это совместное посещение родителей с детьми Храма, экскурсия, знакомство с внутренним устройством, а в дальнейшем и совместные посещения богослужений;
- Проведение совместных учебных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов)
- Шире использовать совместный труд родителей и детей на участке детского сада (уборка, строительство горок, посадка деревьев и т.д.).
Общая перспектива работы педагогов ДОУ детского сада №4г.о.Отрадный по патриотическому воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию патриотического содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Пудова О. Ф. Актуальность работы по формированию нравственных качеств дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/28355-aktualnost-raboty-po-formirovaniyu-nravstvennykh-kachestv-doshkolnikov (дата обращения: 22.11.2024)- Цыпленок
- Нетрадиционное рисование как способ приобщения дошкольников к искусству
- Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента
- Что стоит за "плохим" поведением ребенка
- Дети познают мир через игры
- Развитие речи через использование массажного мячика Су-джок
- Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи